Когда опирающийся на свои богатые традиции американский постбоповый джаз встречается с европейским новым джазом, это чаще всего выливается в весьма интересные проекты. Именно такова группа Exploding Pig, базирующаяся в австрийском Граце. Обязана она своему появлению человеку по имени Луис Бонилья. Американский тромбонист, увенчанный не одной премией Грэмми, музыкант с тридцатилетним стажем, он играл с Диззи Гиллеспи, МакКой Тайнером, Лестером Боуи, Фредди Хаббардом, Дэйвом Дугласом и другими звездами. Бонилья работал в Mingus Big Band и 19 лет, с 1999 по 2018 состоял в Vanguard Jazz Orchestra. В 2018 году он переехал в Австрию и стал преподавать в Университете Граца, самого, на мой взгляд, веселого и молодежного города страны. Именно там Луис нашел единомышленников, ставших членами команды Exploding Pig. Гитарист Фабио Шуришустер, уроженец Зальцбурга, известен еще и как саунд-дизайнер и продюсер. Басист Альбрехт Клингер, родом из Линца, является одновременно участником еще нескольких весьма успешных проектов. Ударник Бернхард Виммер с одинаковой страстью и энергией играет музыку самых разных стилей. Все вместе они - Exploding Pig, группа, чью музыку называют «джаз будущего» и даже «джаз встречается с порно-музыкой 70-х».
Не знаю, насколько по вкусу музыкантам Exploding Pig второе определение, но свой новый, только что появившийся (3 ноября 2023 года) альбом они назвали в соответствии с первым: Jazz Futura. В почти час звучания здесь поместилось 20 композиций. Количество не должно вас смущать: часть треков – это короткие, на десять-двадцать секунд, интерлюдии. А тем, кто и ранее был знаком с этой группой, интересна будет другая особенность альбома: наряду с новыми пьесами, восемь треков – это новые версии уже известных композиций Exploding Pig. Так что, рядом с новыми композициями Licor De Nacho, Batman On Acid или Lebowskis Nightflight в программе значатся уже кому-то полюбившиеся Trentin Quarantino, Britney Is Locked Up Now и Bob Marley Had A Shooting Range. Как вы можете заметить по некоторым названиям, мир кино весьма интересен Бонилье и его коллегам. А вообще им интересно многое: джаз здесь в произвольных пропорциях смешивается с фанком, хип-хопом, рэгги (трибьют Бобу Марли), психоделией и так далее: Exploding Pig не чувствует себя связанным какими-то стилистическими границами и выдает подчас шикарные ретро-стилизации (Granny Take Your Pills). Музыканты с большим вкусом работают в быстрых темпах с мощным регулярным ритмом (тот же Trentin Quarantino, к примеру), но тромбон Бонильи может быть и очень лиричным (Lebowskis Nightflight). Каждый новый трек – это неожиданность, которую вам преподносит этот очень интересный коллектив. А как назвать его стилистику по сути не так важно. Лично я, слушая Exploding Pig, вспомнил старый и прочно забытый нынешними критиками термин acid jazz. Очень похоже, вы не находите?
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...