Monika Herzig / Janiece Jaffe - Both Sides of Joni
08.03.2023
Емкому англоязычному понятию singer-songwriter трудно найти столь же краткий аналог на русском: «исполнитель, поющий песни собственного сочинения» - согласитесь, звучит как-то не так… Но, независимо от определения, все хорошо понимают, что за ним стоит. И в блистательном ряду великих имен – от Боба Дилана в США и до Владимира Высоцкого на пост-советском пространстве – имя американки канадского происхождения Джони Митчелл стоит, как равное среди равных. Я не буду здесь распространяться об особенностях творчества Митчелл и о том влиянии, которое она оказала на целые поколения слушателей и исполнителей, но одну черту нельзя не отметить: ни один другой singer-songwriter не был так близок к джазу, как Джони Митчелл. Она работала с такими людьми, как Джако Пасториус, Херби Хэнкок, Уэйн Шортер, Пэт Мэтини и, прежде всего – Чарли Мингус. И соединение фолк-традиции с джазом дало при этом блестящие результаты. Возможно, поэтому альбом Дженис Джаффе и Моники Херциг, посвященный творчеству Джони Митчелл, называется Both Sides of Joni.
А начиналась его история летом ковидного 2020 года. Известная джазовая певица Дженис Джаффе, томясь в вынужденной изоляции, вновь открыла для себя музыку Джони Митчелл. Разумеется, она слушала ее и раньше, но именно тем летом творчество Джони заблистало для Дженис новыми гранями. Своими впечатлениями она поделилась со своей подругой, пианисткой и композитором Моникой Херциг. В отличие от Джаффе, имя этой немецко-американской исполнительницы должно быть лучше знакомо нашим читателям: сайт рецензировал несколько ее работ. Моника стала регулярно приезжать к Дженис, и они, обе в масках, начали планировать работу по джазовой интерпретации песен Митчелл. Херциг сочиняла аранжировки именно под голос Джаффе, продумывали они и возможный состав аккомпанирующего ансамбля, и программу обретавшего на глазах свои контуры альбома. Часть песен Моника и Дженис показали впервые на публике в марте 2021 года в Индианаполисе, после снятия ковидных органичений. Работа была принята с энтузиазмом. Артисты запустили успешную краудфандинговую кампанию по сбору средств на издание альбома. Альбом записали с участием таких опытных музыкантов, как саксофонист Грег Уорд или басист Джереми Аллен. Любопытно, что в одном треке на басу играл Питер Кинли, с которым четверть века назад Херциг работала в ее джаз-роковой группе Beeble Brox. Началась работа над дальнейшим продвижением проекта. К сожалению, до ее окончания Джения Джаффе не дожила. В ноябре 2022 года она легла в больницу на сложную операцию на сердце и уже не вышла из нее… Доводить проект, ставший таким образом еще и мемориалом подруге, Монике Херциг пришлось в одиночестве. 31 марта 2023 года на лейбле ACME Records альбом Both Sides of Joni увидит свет.
Программу альбома составили девять песен Джони Митчелл разных лет в аранжировке Херциг и с вокалом Джаффе. Тут и River из одного из самых знаменитых альбомов Митчелл Blue (1971), и титульная песня другого известного альбома The Hissing Of Summer Lawns (1975), и Don't Interrupt the Sorrow с того же альбома, и ранняя Both Sides Now, которую Митчелл издавала дважды – в 1969 и 2000 годах, а финальным треком стала еще более ранняя и тоже очень известная The Circle Game (1966). Очень тонко удалось Монике придать несомненно джазовый облик этим широко известным и многократно исполнявшимся песням, но еще более сложная задача стояла перед Дженис: не перепевать Митчелл и, в то же время, бережно отнестись к оригиналам. Ей это удалось, и удалось весьма убедительно. Каждый из треков сохранил свое лицо, но в каждый Джаффе вложила частицу именно своей души. Both Sides of Joni – это трибьют, сделанный с большим мастерством и с глубоким уважением к Джони Митчелл.
Напомню, что в 2008 году другой альбом-трибьют Джони, River: The Joni Letters Херби Хэнкока получил Грэмми в самой престижной категории: альбом года. Такого успеха джазовый альбом не удостаивался 43 года до того и уже 15 лет после того. Положа руку на сердце, мало шансов, что Both Sides of Joni ждет такой же успех. Но признание со стороны любителей джаза и одновременно поклонников творчества Джони Митчелл ему обеспечено – в этом можно быть уверенным.
Если вы – поклонник строгих джазовых канонов, то молодой канадский вокалист, мультиинструменталист и композитор из Торонто Джексон Велчнер явно не ваш случай. Велчнер, похоже, абсолютно равнодушен к каким-то определенным стилистическим ярлычкам и ...
Джаз из Канады, джаз по-монреальски. Любопытно, что всех участников записи альбома Жака Кубы Сегена Parfum #1, включая давно живущего в Монреале французского пианиста Жана-Мишеля Пилца, слушать ранее доводилось, а что касается басиста Реми-Жана ...
После прослушивания двух последних альбомов этого музыканта я, кажется, начал что-то понимать про Джеймса Брэндона Льюиса. В этих работах он – не только саксофонист, композитор и бэнд-лидер, он еще и историк, афроамериканский историк. Только ...
До сих пор отличного саксофониста Джареда Симса доводилось слушать только в составе каких-то иных коллективов, и вот – первая встреча «лицом к лицу», авторский альбом Джареда, при этом весьма необычный. Но сначала – немного о самом Джареде Симсе. Он ...
Из всех четырех альбомов американского скрипача Джейсона Као Хвана, которые я слушал за последние четыре года, пожалуй, именно самый новый, Book of Stories, пришелся мне по сердцу больше всего. Он сделан в формате трио, как и Human Rites Trio в 2020 ...
Пятница – лучший день недели. Белые и синие воротнички блаженно расслабляются после напряженной рабочей пятидневки в предвкушении длинного уикэнда. Неплохим средством отдохновения от недельных стрессов может стать и музыка. Какая? Это уж кому что ...
Короля, как известно, делает свита. Я ничего не знал о каталонском гитаристе и композиторе Жауме де Виала, когда получил письмо из Барселоны с этим альбомом. Но увидев, что со-продюсером Calidoscopi Embruixat выступал живущий в Барселоне сербский ...
В конце июня текущего года Outside In Music выпустила второй альбом тромбониста и композитора Хавьера Неро Kemet: The Black Land. Нашим читателям он знаком по своей первой большой работе Freedom (2020). Уже тогда можно было заметить, что для Хавьера ...
Не самые известные имена, но вполне достойная музыка: это дуэт пианиста Джеффа Бабко и басиста Дэвида Пилча и их совместный альбом The Libretto Show. Джефф – опытный музыкант, преимущественно ассистирующий другим исполнителям, среди которых были ...
Всегда был не равнодушен к низкому басовому звучанию, будь то струнный или духовой инструмент. Возможно, поэтому каждый альбом лучшего тубиста в современном джазе Джима Селфа для меня всегда праздник. До сих пор на нашем сайте было представлено ...
У австралийской вокалистки Джо Лори интересный послужной список. Почти десять лет она выступала и записывалась со Стингом, сотрудничала также с Полом Саймоном и Питером Гэбриэлом – все имена очень достойные, хотя и не джазовые. Но и джаз Джо также ...
У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень ...