Пожалуй, американский саксофонист Кристофер МакБрайд пока еще не так известен, как его земляк и коллега по джазу басист Крисчен МакБрайд, но его новый альбом Ramon показывает, что любителям джаза пора запоминать и научиться различать оба этих имени. Кристофер родился и вырос в Чикаго, там в 2007 году впервые вышел на профессиональную сцену. В 2012 году он выпустил дебютный альбом Quatuor de Force, а уже через год перебрался в Нью-Йорк. Здесь он окунулся в бурную джазовую жизнь Большого Яблока в качестве музыканта и педагога. МакБрайд работал, в частности, с Роем Харгроувом, Джимми Хитом, Билли Престоном, участвовал в записи биг-бэндового альбома Generation Gap Orchestra, получившего Грэмми. Но вот для записи нового собственного альбома дело дошло только сейчас.
Ramon – полностью авторская работа музыканта, для записи которой он задействовал большую группу коллег по нью-йоркской сцене. По ней можно сказать, что Кристофер МакБрайд продолжает афроамериканскую линию в джазе, тесно связанную с такими иными направлениями черной музыки, как ритм-энд-блюз или хип-хоп. Стилистически его музыка близка к современному необоповому мэйнстриму. Звучание Кристофера пресса сравнивает с Кэннонболлом Оддерли, но когда я слушал стартовую пьесу альбома Lady D, то вспоминал скорее более раннего джазового гения – Чарли Паркера. Интересно, что эту очень энергичную композицию с искрометным звучанием саксофона МакБрайд посвятил своей матери. Как он сам отмечает, обычно такие вещи носят сентиментально-балладный характер, но, учитывая характер своей мамы, он решил сделать посвящение именно таким. Еще один нестандартный ход МакБрайда – это представление своего ансамбля (Welcome), которое он поставил не первым, а вторым треком альбома. Далее Кристофер совершает целое путешествие по джазовым центрам черной музыки в США. В композиции Bronx Unchained, на мой вкус, из числа лучших в альбоме, он воспевает известный черный район Нью-Йорка, родину хип-хопа, Dope (For the steppers) – это гимн родному Чикаго, а в Girl Get ‘Em отправляется в Новый Орлеан. В этом, втором на мой взгляд, пике альбома очень уместен оказался гость проекта – Кенни Бентли на тубе, как бы воскрешающий звук знаменитых уличных оркестров легендарного города.
Центральное место в альбоме заняла сюита МакБрайда из трех частей Stand Your Ground, посвященная потрясшему Америку в 2012 году убийству во Флориде 17-летнего афроамериканского подростка Трейвона Мартина человеком, действовавшим, по его словам, в целях самообороны и позднее оправданным судом присяжных. Название сюиты связано с действующим во многих штатах, включая Флориду, праве граждан на самооборону («Стой на своем»). Особенно сильно выглядит первая часть сюиты с басовым соло Ноа Джексона, словно из саундтрека фильма в жанре нуар и финальный реквием памяти погибшего.
Что сказать об альбоме в целом? Зрелый мастер, отличный саксофонист, талантливый композитор Кристофер МакБрайд: знакомьтесь!
Итальянская скрипачка Лодовика Бартоне родилась в городе Удине на северо-востоке Италии, в области Фриули, где даже говорят на особом, фриуланском диалекте итальянского языка. Она начинала в качестве скрипачки академического стиля, выступала с ...
Дебютный альбом альт-саксофонистки и композитора из Чикаго Мэдди Воглер While We Have Time оставляет приятное впечатление. Это работа зрелого и искушенного музыканта, который знает себе цену. Мэдди заканчивала Университет Иллинойса, а сейчас, помимо ...
Ансамбль Madre Vaca основали в 2005 году четверо друзей-тинейджеров в Джексонвилле, Флорида: ударник Бенджамин Шорстайн, звукоинженер ЖанКарло Мендес, гитарист Джарет Картер и пианист Джона Пьер. Их творческий союз продолжается до настоящего ...
Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за ...
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...