Не знаю, что значит в переводе с армянского название альбома Menq U Munq (правда, ритм этого словосочетания почувствовал), но вот название записавшего его коллектива: «Государственный джаз-оркестр Армении», трудностей перевода не вызвало. Люди моего поколения и чуть постарше помнят его, как «оркестр Константина Орбеляна» - по имени руководителя, при котором оркестр в советские годы был на пике славы и известности, причем, не только в пределах Союза. Оркестр Орбеляна, один из лучших джазовых биг-бэндов СССР, с успехом гастролировал во многих странах, включая и родину джаза. Времена меняются. С 2011 года Государственный джаз-оркестр Армении возглавил известный саксофонист Армен Уснунц, в свое время игравший очень симпатичный этно-джаз с Time Report, Armenian Navy Band и ArtaSax. Под его руководством оркестр стремится возродить свою былую славу. Один из этапов на этом пути – записанный и изданный в 2021 году альбом Menq U Munq.
Этот проект можно назвать концептуальным. Оркестр задался целью представить произведения исключительно армянских композиторов разных лет и разных творческих направлений: от классиков армянской музыки (разумеется, в джазовых аранжировках) до пьес современных джазовых музыкантов. Аранжировки для этого проекта сделали Павел Климашевский (большинство), Мартин Улиханян (одна композиция) и сам Армен Уснунц. Панорама, надо сказать, получилась впечатляющая.
В программу альбома вошли произведения выдающегося армянского композитора и фольклориста с трагической судьбой Комитаса (Habrban), всемирно известного Арама Хачатуряна (Lullaby, в аранжировке и с проникновенной сольной партией Уснунца на сопрано-саксофоне), известного на пост-советском пространстве больше в качестве композитора-песенника Арно Бабаджаняна (Expromt), очаровательная Tocata Арташеса Карталяна с соло на фортепьяно Ваагна Хакобяна – мой персональный фаворит альбома. В программе нашлось место даже «Каравану», правда, не тизолевско- эллингтоновскому, а сочинения армянского композитора Александра Арутюняна, ну и, конечно же пьесам самого Уснунца и другого джазмена, пианиста Ваагна Айрапетяна.
Надо отдать должное аранжировщикам – с первого и до последнего трека вы слушаете именно оркестровый джаз, яркий, праздничный, эффектный. Надо отдать должное музыкантам – это джаз высокого уровня, где целый ряд музыкантов оркестра убедительно проодемонстрировал свое мастерство в сольных партиях. Но это еще и особый джаз. Оркестр Уснунца в Menq U Munq не спутаешь с американским или европейским биг-бэндом. И дело не в том, что в одной из пьес солирующим инструментом становится традиционный армянский духовой инструмент блул. От первого и до последнего трека в музыке явно выражен национальный колорит, особенности именно армянского мелоса. Работа, достойная Государственного джаз-оркестра Армении. И еще одна деталь. С чего начинается знакомство с новым альбомом? Естественно, с обложки! Мне так и не удалось найти имя автора обложки Menq U Munq, а жаль! Хотелось бы назвать имя этого человека. Красочная стилизованная карта страны с накрывающим ее белым крестом (напоминание о том, что Армения стала первой страной, принявшей христианство на государственном уровне) – очень достойное «предисловие» к этому интересному проекту.
P.S. Армен Манукян, старый друг и автор нашего издания, прочтя этот текст, прислал пояснение к названию альбома. Привожу его текст: "МЕНК У МУНК — это по-армянски слово «МЫ». На двух наречиях — «Менк» (литературный армянский, «МУНК» — на наречии карабахских армян. Альбом дописывался в период войны в Карабахе и поэтому было решено как-то обозначить единство народа..."
Норвежцы и словаки: разный исторический бэкграунд, разные языковые группы, разная культура, в том числе музыкальная. Общего очень мало. А уж если речь идет не просто о словаках, а о словацких цыганах – тем более! И тем не менее они нашли общий язык ...
Из всех бразильских джазовых музыкантов имя пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо, одного из ветеранов отечественного джаза, чаще всего появляется в наших обзорах. Практически все его работы последних лет рецензировал Jazz-Квадрат. И ...
Кочевники-скотоводы масаи – наверное, самый известный за пределами своего континента народ Восточной Африки. Именно кочевой образ жизни масаев способствует тому, что их традиционная культура в меньшей степени размывается перед натиском современной ...
Израильские джазмены – не редкие гости в нашем CD-обзоре, но почти всегда это представители обширной израильской музыкальной диаспоры в США или Европе. Пианист Ари Эрев, в отличие от них, – израильтянин, который живет и работает на родине. Впервые ...
Арсен Петросян – яркий представитель молодого поколения армянских исполнителей на дудуке, традиционном духовом инструменте, выполняем исключительно из абрикосового дерева. Его поколение ижет на смену таким мастерам, как всемирно известный Дживан ...
Армянский саксофонист Артур Григорян, судя по вехам его творческого пути, успешный и востребованный джазовый музыкант. На родине, после окончания консерватории в Ереване, он играл во многих коллективах, в том числе таких известных, как Katuner и ...
O’Фэрриллы в латинском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, сын почтенного юриста ирландских кровей из Гаваны, прославившийся, как ...
Еще один мощный альбом с логотипом MoonJune Records, вышедший из знаменитой уже каталонской студии La Casamurada. На сей раз это авторский альбом прекрасного израильско-британского барабанщика и композитора Асафа Сиркиса. Основной материал ...
Маленький бумажный кораблик в безбрежном водном пространстве под угрожающе нависшими на небе тучами – это обложка альбома Worldview канадского ансамбля Avataar. Кораблик – символ, символ тяжелого положения многих и многих детей в современном мире. ...
Аюми Ишито, лидер квинтета Ayumi Ishito & The Spacemen, родилась в Японии, в городе Ишикава. В 19-летнем возрасте она начала играть на тенор-саксофоне в студенческом биг-бэнде Университета Киото. В 2007 году Аюми отправилась в Бостон для учебы в ...
Очень звучное название у этого коллектива, не правда ли, - Balamuc! Только вот значит оно в вольном переводе с румынского что-то типа «Дурдом». Основан этот «Дурдом» был в 2018 году в Лондоне, когда трое участников коллектива London Gypsy Orchestra ...
Чехия и Словакия снова вместе в импровизационном джазовом проекте Banausoi, чей дебютный альбом Imagines мы представляем сегодня. Толчком к созданию Banausoi можно считать концерт импровизационной музыки, который ударник Вацлав Шафка и гитарист ...