Релизы авангардного московского лейбла БНиЛ («Зависимый лейбл без названия и лого») не раз освещались на наших страницах, а вот с московской же группой Petyaev-Petyaev ранее судьба не сводила, а жаль: коллектив этот существует с 2016 года (первоначально как «Петяев-Петяев Квартет»), первый свой альбом издал годом позже, а нынешний проект «Отсутствие», кстати, первый на БНиЛ Records, является уже девятым в дискографии ансамбля. Что ж, лучше поздно, чем никогда, тем более, что «Отсутствие» - действительно интересная работа.
Записывался этот альбом в 2023 году, а весь 2024-й год шла дальнейшая работа над записью. Petyaev-Petyaev предстает в ней, как чисто инструментальный состав с духовой секцией, гитарой, клавишами и ритм-группой. Музыку альбома я бы охарактеризовал, как умеренно радикальный фри-джаз с определенными роковыми интонациями. Его программу составили пять довольно внушительных по времени звучания импровизационных композиций (самая короткая – шесть с половиной минут, самая длинная – более двенадцати). Стартовая «Расплескалось» начинается в весьма спокойном темпе и с весьма мелодичной коллективной импровизацией. Тема развивается осторожно и не торопливо, словно (отталкиваясь от названия) бережно доставляемое от колодца к дому ведро с водой. Но потом что-то нарушается в этом плавном движении, «вода» действительно «расплескивается», а композиция переходит в стадию организованного хаоса, умело подстегиваемого ритмикой. А вот следующая пьеса с откровенным и несколько ироничным названием «Я за авангард болею» выглядит по отношению к предыдущей неким зеркальным отображением. Здесь вольные ветры фри вовсю веют в первой части композиции, чтобы стихнуть и перейти в спокойное русло к финалу. Нельзя не отметить в этой вещи энергичный спор гитары с духовыми при клавишных в роли рефери. Соглашусь с мнением создателей альбома, выраженной в его liner notes: самая длинная композиция «Убить баронессу» и мне показалась самой интересной, во многом за счет отличного звучания саксофона. Вот только смысл названия от меня ускользнул: какая баронесса стала жертвой покушения – так и не понял, придется отнести это за счет сюра, часто идущего рука об руку с фри. А вот больше всего этого самого фри оказалось в композиции «Два изгиба», царстве сдвоенных гитар и клавишных, наиболее радикальной пьесы альбома. На ее фоне финальная, она же титульная, пьеса «Отсутствие» показалась даже чуть пресноватой. Впрочем, это не изменило весьма приятного впечатления от первого знакомства с творчеством Petyaev-Petyaev, очень достойного представителя авангардного крыла московского джаза.
Что такое авангардный джаз или свободная импровизация многие хорошо себе представляют, хотя не всегда могут толком объяснить. Музыки такого типа выпускается довольно много. Что такое этническая традиционная музыка тоже вполне понятно и релизов ...
Джазовый саксофонист и композитор из Цюриха Кристоф Ирнигер (р.1979) основал ансамбль Pilgrim в 2009 году. Это не единственный его проект: после учебы в Цюрихе и Люцерне Ирнигер играл и в биг-бэнде, и в малых составах, часто выступал не только в ...
Имя американского виолончелиста Дэниэла Левина впервые появилось на наших страницах в 2023 году в связи с его дуэтным альбомом SUMAC, записанным вместе со швейцарским саксофонистом Лораном Эстопеем и изданным лейблом ears&eyes Records . В том ...
Три имени на обложке альбома Beingness уже сами по себе много говорят любителям джаза и вызывают интерес к проекту Beingness. Дэйв Либмэн и Билли Харт носят самое высокое прижизненное отличие для американских джазменов: NEA Jazz Master, Адам Рудольф ...
Уроженец Чикаго Дэйв Спектер начал учиться игре на гитаре довольно поздно: в 18 лет. Его кумирами были блюзмены Ти-Боун Уокер, Пи Ви Крейтон, Мэджик Сэм, Отис Раш и джазовый гитарист Кенни Баррелл. Успехи пришли довольно быстро, имя Дэйва стало ...
Мне очень симпатично чувство самоиронии, которое петербуржцы из Dead Frank проявляют в названиях своих работ. Вот и новый, первый в 2025 году и третий после возобновления деятельности группы в году прошедшем альбом, музыканты лукаво назвали Clearly ...
Шведский барабанщик и композитор Дэннис Эгберт – человек широких музыкальных вкусов. В десятых годах нового века он играл во фри-джазовом ансамбле Se och Hör, в группе Noir Trio, исполнявшей латинскую музыку, в рок-группе Horse и так далее. Свой ...
Весьма необычный мультидисциплинарный проект выпускает в конце марта гитарист и композитор из Торонто Дэвид Риддель. Этот музыкант – уроженец Эдмонтона, окончил Университет Торонто в 2016 году, а затем совершенствовал свое образование в Амстердаме. ...
Трудно представить себе музыкальный проект более интернационального характера, чем этот. Судите сами. Главное лицо этого проекта – певица и композитор Элана Сассун. Она родилась в США, но имеет иранско-курдские корни. Степень магистра Сассун ...
Для американского джазового вибрафониста Эльдада Тарму Silver On Aluminium – десятый в личной дискографии альбом. Для меня это третий альбом Эльдада, который довелось услышать, и каждая из этих трех работ существенно отличается и тематикой, и ...
Новая работа музыканта-импровизатора и саунд-продюсера Юрия Виноградова вышла в рамках одного из его прежних проектов, EllektraJazz, к которому Юрий последний раз обращался четыре года назад. Assemblage невелик по объему – это то ли ЕР, то ли – ...
Трудно найти человека, которому бы не нравились великолепные фильмы о природе нашей планеты от канала National Geographic. И трудно было бы найти более подходящие саундтреки к этим фильмам, чем композиции британки Эсбе из ее нового альбома Mountain ...