Реликтовое колумбийское дерево, отвар цветов которого обладает лекарственными свойствами, а заодно способен вводить в экстатический транс жрецов местных индейцев, дал название возникшему два года назад в Москве коллективу. Его основали Луиза Имангулова и Марио Калдарару, которые уже работали к тому времени вместе в дуэте «Живые ворота». Творческие поиски привели их к решению о расширении формата коллектива. Так родилась «Якруна».
Дебютный альбом группы, получивший название «Зеленая улица», дает хорошее представление о стилистике, в которой работает «Якруна». Если коротко и чуть-чуть пафосно, это – Этническая Музыка Планеты Земля. Пестрота биографий основателей московского коллектива, арсенал музыкантов, в котором присутствуют традиционные инструменты самых разных народов, наконец, и самое главное, - музыка, которую они исполняют, просто подталкивают к такому определению. Луиза Имангулова, татарка по происхождению, родилась в Казахстане, а выросла в таком разнообразном по этническому составу регионе, как российское Поволжье, конкретно – в Самаре. Самым громким пока успехом этой певицы, мультинструменталистки и педагога, участницы целого ряда фестивалей и лауреата различных творческих конкурсов, стал финал российского телевизионного конкурса «Голос 5». Полагаю, Мариан (Марио) Калдарару более известен нашим читателям. Этот молдавский мастер игры на самых разных ударных инструментах, в том числе собственного изготовления, был в составе прекрасной кишиневской этно-джазовой команды «Тригон», работал позже, уже перебравшись в Москву, со многими известнейшими людьми, в частности, с Сергеем Старостиным (дуэт «Проще Простого»), объехал пол-мира с гастрольными поездками, участвовал во многих фестивалях.
Основной блок песен альбома (пять из восьми) объединен тематически. Их сюжеты - это любовь (и нелюбовь), свадьба, семья. Основой этих композиций выбраны народные песни – русские, украинские, белорусские и практически везде традиционный восточнославянский мелос умело, тактично и очень убедительно соединен с самыми различными - от афроамериканских до ориентальных – элементами. Вокальный и артистический талант Луизы Имангуловой впечатляет: с необычайной легкостью (разумеется, внешней) она эффектно и красочно ставит для слушателя маленький спектакль в каждой песне. Завораживает ее голос в «Улице», поражает в славянско-ориентальной (как вам сочетаньице?) свадебной «Мяте». Луиза мастерски переходит, в зависимости от фольклорного контекста, даже с регионального «оканья» на «аканье», а то и на квазиарабское «улюлюканье». Звучание ансамбля подстать вокалу. Красочность, богатая орнаментика бросаются в глаза (точнее, в уши) уже в стартовой «Орел на дубу». Очень драматичным и редким сюжетом интересна «Коровать». Здесь, в этой песне о несложившихся отношениях, казалось бы, подошел блюз, но музыканты «Якруны» нашли иные, не менее удачные варианты, а вот джазово-ритм-энд –блюзовые интонации сполна проявились в «По бору хожу». Очень точно и всегда по делу вводится в ткань композиций саксофон, ярко звучит гитара, а сонористическое богатство музыки во многом рождено разнообразием звучания духовых и ударных инструментов. Мне показалось, что обложка альбома (респект Ирине Сергеевой) удачно отражает именно этот блок композиций. Цветок-лабиринт – это, на мой вкус, тоже своего рода графическая притча: до свадьбы – цветы, а вот после –это лабиринт, и семья станет крепкой, только если он и она смогут не заплутать в этом лабиринте. Вот только божью коровку в лабиринте я так и не «прочел». Надеюсь, что это не о «тараканах в голове»…
Единственная инструменталка от гитариста Александра Борисова «Ирландский ветер», салют кельтскому року, словно дает передохнуть слушателю между двумя вокальными «отделениями» аудиоконцерта. А заканчивается альбом еще двумя треками с вокалом: уморительно веселой северорусской «Блохой» в фанковой упаковке и композицией «Сберегла» - кавером группы «Калинов мост».
Мне представляется, что в «Якруне» найден очень удачный способ донести жемчужины народной музыки до современного слушателя, особенно молодого. В каждой песне его ждет легко узнаваемый и постоянно находящийся «на слуху» культурный код, будь то рок, фанк или ритм-энд-блюз. Ну, а столь же постоянный импровизационный момент, влияние джаза мне особенно приятны. Остается только пожелать коллективу «так держать» и успешно решить проблему самого трудного, второго альбома, который, не скрою, буду ждать с большим интересом.
Каталонская студия Ла Каса Мурада, оборудованная Хесусом Ровирой в старинном доме в деревне Баньерес дель Пинедес стала надежным и гостеприимным домом для Леонардо Павковича и музыкантов его нью-йоркского лейбла MoonJune Records. Уже несколько ...
Иден Барекет родился в Буэнос-Айресе в 1987 году, с 2013 года живет в Нью-Йорке, но вырос и стал джазовым музыкантом в Израиле. Здесь в девять лет он начал играть на альт-саксофоне, а в пятнадцать перешел на баритон-саксофон, с которым не расстается ...
Быстро и ярко рагоревшиеся и трагически рано ушедшие звезды всегда становятся культовыми фигурами. В польском искусстве 60-х годов такими фигурами стали актер Збигнев Цибульский, режиссер Войцех Хас и джазовый музыкант, пианист и композитор Кшиштоф ...
Шведско-американский дуэт флейтистки Эльзы Нильссон и пианиста Джона Коухерда существует с 2014 года. Географически точкой пересечения творческих путей музыкантов стал Нью-Йорк, а начинались они по разные стороны Атлантики. Эльза Нильссон родилась в ...
Все участники этой записи сегодня живут и работают в Нью-Йорке, но только один из них, басист Карло Ди Роза, - американец по рождению. Тенор-саксофонистка Анна Уэббер родилась в Канаде, а ее коллега по инструменту Катерина Сикора – в Ирландии. ...
Любимые форматы интереснейшего итальянского новоджазового гитариста Энцо Рокко – дуэты и трио. На нашем сайте можно найти много его дуэтных альбомов разного периода, а вот в формате трио к нам попадало только два диска, правда, очень хорошие: ...
Приятно после пары лет молчания вновь встретиться с Эрни Уоттсом на его альбоме 2018 года Home Light. Да, он стал еще на два года старше: на момент записи альбома ему уже 73, но у его саксофонов все такой же волшебный, «поющий» звук, ...
Американский басист Ивен Сальвасьон Левин родился в Нью-Джерси. Необычное имя? Да, звучит странновато. Дело в том, что отец Ивена – еврей, а мать – филлипинка, отсюда и такое необычное сочетание. Впитав себя наследие двух очень разных ...
Разные альбомы выпускает белорусский музыкант-импровизатор Виктор Семашко в рамках проекта Fantastic Swimmers, одни из них получают разнообразные конкретные названия, а другие – академически-торжественные Concerto Grosso с порядковым номером. ...
Весьма прозрачна аллюзия в названии этого альбома. Конечно, его создатели намекают на Great American Songbook, длинный список американских джазовых стандартов, неисчерпаемый источник вдохновения для джазменов со всего мира. Позвольте, но почему свет ...
Мексиканский фольклор немыслим без марьячи. Это слово, конечно, имеет перевод с испанского: «уличный певец», но давно уже стало нарицательным и не переводится, как и, к примеру, сомбреро – традиционный головной убор, который носят ...
«Я предпочитаю современный джаз и современный латинский джаз. К примеру, мне нравятся работы Brian Blade Fellowship, групп Авишаи Коэна и Мигеля Зенона. Я люблю музыку, в которой есть творческий дух, в которой рвутся ритмические путы четырех ...