nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Leonard Feather - Энциклопедия джаза

Leonard Feather - Энциклопедия джаза  Кто из нашихджазофилов и прочих истовых джазфэнов не мечтал в свое время иметь настоящую "Энциклопедию джаза"? Когда в самом начале 60-х годов я впервые увидел сей увесистый том у своего приятеля в Ленинграде, то целый вечер ползал у него по полу, переснимая на пленку каким-то примитивным фотоаппаратом всю эту бесценную информацию. Загадочно и необычно звучала фамилия ее автора — Feather (т.е. перо).

Здесь краткий рассказ об этом выдающемся человеке, современнике нашего ХХ столетия.

Публицист, критик и писатель, пианист, композитор и аранжировщик Леонард Джеффри Фезер появился на свет в Лондоне 13 сентября 1914 года и все 80 лет своей жизни отдал джазу. Его отец был английским бизнесменом среднего класса, но друг семьи рано научил Леонарда читать ноты и играть на рояле. После школы он продолжил свое образование в Берлине и Париже, где поближе познакомился с джазом, а в 1933 г. начал сотрудничать с ведущим английским музыкальным журналом "Melody Maker". В 1935 г. он принял решение уехать в Штаты и 19 июля того же года впервые сошел на американский берег в Нью-Йорке, где его встретил Джон Хэммонд, великий меценат и энтузиаст джаза, известный открыватель новых талантов.

"Передо мной возник совершенно иной мир, который вначале показался мне нереальным, даже, я бы сказал, сюрреалистичным, — позднее вспоминал Леонард. — Небоскребы были слишком громадными и какими-то пугающими. Но я знал, что это мой мир. Под моими ногами была земля джаза. Нью-Йорк для меня уже больше не означал почтовую марку на конверте, а Гарлем — название темы с наклейки на пластинке".

В Америке Фезер сразу же погрузился в джазовую среду. Там он немного учился игре на кларнете у Джимми Хэмилтона, гармонии и пианистике у Ленни Тристано. Он подружился со всеми джазовыми "звездами" и на протяжении ряда лет сочинил более 300 собственных композиций, которые записывали Дюк Эллингтон, Луис Армстронг, Каунт Бейси, Сара Воэн, Коулмен Хокинс, Роланд Кирк, Юзеф Латиф и другие. Он регулярно проводит студийные сессии записи типа "Esquire All Stars" для фирмы "RCA Victor", причем иногда на этих сессиях Леонард сам играл на ф-но. Он был автором популярных хитов Дайны Вашингтон "Evil Gal Blues" и "Blowtop Blues", ему принадлежали сюиты "Winter Sequence" и "Hi-Fi Suite", он также являлся продюсером крупнейших фирм записи "Decca", "Mercury", "Columbia" и "Victor".

Фезер читал лекции о джазе в колледжах и джазовых "клиниках", был также членом жюри и "мастером церемонии" Ньюпортского джаз-фестиваля. Он вел серии программ на телевидении ("Feather On Jazz") и радиошоу ("Theater's Nest"), включая "Jazz Club USA" по "Голосу Америки" в 1950—52 гг., т.е. еще до первого выпуска известной программы "Music USA" Уиллиса Коновера, которая началась только с 31 декабря 1954 г. Он был также инициатором окончательного переезда в США из Англии своего давнего друга-земляка, пианиста Джорджа Ширинга вскоре после окончания войны.

Его статьи, рецензии и обзоры появлялись в десятках печатных изданий дома и за рубежом в разных странах (от "Америки" до "Jazz Forum"), он был постоянным сотрудником знаменитого джазового журнала "DownBeat" в течение многих лет, где он, в частности, регулярно вел свою уникальную рубрику "Blindfold Test", и к 60-м годам стал одним из самых признанных, влиятельных, наиболее широко читаемых и уважаемых джазовых авторов во всем мире.

Фезер был первым серьезным критиком,принявшим революцию бибопа в 40-е годы, которой он посвятил свою первую большую работу "Джаз изнутри" (1949), которая вначале называлась просто "Боп изнутри". Его следующей книгой была попытка создания "Энциклопедии джаза" (1955), после чего появилась та монументальная "Новая энциклопедия" (1960), которая надолго стала самым известным и надежным справочником такого рода в мире джаза. В 1966 и 1976 годах были сделаны два ее переиздания, приближенные к современности, а вот третье, включающее новые имена за 80-е годы, он выпустить так и не успел.

Помимо этого, его перу принадлежат историко-аналитическая "Книга о джазе" (1957) с очень интересной главой "Анатомия импровизации", книжная галерея прекрасных портретов музыкантов "От Сачмо до Майлса" (1972), затем оригинальный сборник джазовых анекдотов и былей "Улыбка хипстера" (или "Джазмены смеются", 1963), а также его великолепная автобиография "Свидетель эпохи" (1987), которая фактически является историей джаза за последние полвека глазами очевидца.

В 1962 г. Леонард приезжал в нашу страну и был тогда единственным джазовым критиком из США, который находился на премьере оркестра Бенни Гудмена в Москве, где присутствовал сам Никита Хрущев (наверняка это был также единственный случай в жизни нашего премьера, чтобы он посетил джазовое мероприятие). Фезер имел почетную степень доктора музыки в колледже Беркли и являлся профессором Калифорнийского университета. В 1986 г. он получил награду Национальной ассоциации джазовых педагогов Америки за 50-летний вклад в джазовое образование и журналистику. Все последние годы он жил в городке Шерман Оукс (близ Лос-Анджелеса) вместе с женой Джейн и дочерью Лоррэйн, которая очень интересовалась русским балетом и современным танцевальным искусством вообще. Он умер 22 сентября 1994 г., успев отметить свой 80-летний юбилей.

Несомненно, истории и искусству джаза ХХ века крупно повезло, что в этой сфере мировой культуры была такая поистине неординарная личность, как Л.Дж. Фезер. И я до сих пор помню тот шок, который испытал многие годы тому назад, когда на воронежском почтамте наконец-то получил в посылке от автора толстенный "кирпич" в виде солидного фолианта той самой, мифической для всех нас "Энциклопедии джаза".

Ю. Верменич

1999


стиль
джаз
автор
Юрий ВЕРМЕНИЧ
страна
Великобритания, США


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела другие

  • стиль: джаз, джаз
«Алексей из рода Баташевых» - так называется фильм из цикла «Звезды России» Российской центральной студии документальных фильмов, отснятый лет 10 назад. Этот фильм, рассказывающий об Алексее Николаевиче и его роде - древнем и знаменитом, снимался в ...
  • стиль: джаз, джаз
За день до великого праздника пасхи, 10 апреля 2004г. в 3 часа утра ушел из жизни музыкальный критик, журналист, редактор, ведущий теле- и радиопередач, лектор, организатор концертов, фестивалей и гастролей, продюсер компакт-дисков, неутомимый ...
  • стиль: джаз, джаз
Большинство ведущих звукорежиссеров, специализирующихся на записи джаза, — и Джим Андерсон, и Ал Шмидт, и Боб Тиле, и сам Руди Ван Гелдер — американцы. Но это вовсе не означает, что среди ведущих джазовых звукорежиссеров нет европейцев. Есть, и ...
  • стиль: джаз, джаз
Меценат, Гай Цильний - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным. (из Википедии) Меценат, как явление, наверняка древнее римского патриция, ...
  • стиль: джаз, джаз
1 января известный джазовый критик Валерий Копман поднял бокал не только за наступивший год, но и за круглую дату в своем творчестве - 30лет в журналистике. В ней он выбрал для себя одну единственную тему - джаз. Сам он джаз не исполняет, а на ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя этого человека я впер­вые услышал в середине 60-х, когда, учась в старших классах школы, уже интере­совался музыкой и джазом, в частности. У старшего брата было много джазовых пла­стинок, и я часто приходил к нему послушать музыку В один из ...
  • стиль: джаз, джаз
После того, как стало извест­но, что в начале лета амери­канцу Джеку Вартугяну была присвоена Премия Лоны Фут — Боба Парента "За со­вершенство в джазовой фо­тографии", о чем писали многие издания, у меня воз­никло желание поближе по­знакомиться с ...
  • стиль: блюз, блюз
На написание этого очерка меня сподвигло одно обсто­ятельство. Всю свою созна­тельную жизнь я коллекцио­нирую грампластинки. Этот процесс у меня разделился на три этапа: начинал еще в безоблачном детстве, в дале­ких шестидесятых, когда ро­дители ...
  • стиль: джаз, джаз
Продюсеры бывают разные — в том числе разные и по специализации. Среди бес­численного множества тех, кто собственно продюсирует запись, то есть творчески ор­ганизует создание нового про­изведения звукозаписи, есть не очень большое подмноже­ство тех, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com