nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Кора Микаэлян - Последнее письмо домой

Кора Микаэлян - Последнее письмо домой  Эта статья должна была по­явиться на свет года полтора- два назад. Но тогда артисты были заняты записями, аран­жировками, выступлениями. Потом, под грузом событий, идея написать о группе Nor Dar как-то отошла на второй план, а трагическое событие, происшедшее почти год на­зад, опять оттянуло статью. И вот сейчас, в канун годовщи­ны смерти лидера трио, долг памяти заставил взяться за перо.

Карине Микаелян (Кора) пер­вые уроки музыки получила у своей матери — блестящего пе­дагога Тамары Аветиковой — в возрасте пяти лет. Затем музы­кальное училище и композитор­ское отделение Ереванской го­сударственной консерватории им.Комитаса.

Еще будучи студенткой она делала серьезные творческие заявки. В городе много говорили о ее блестящем выступлении, на котором великий композитор современности Авет Тертерян высказал идею вручить ей сразу диплом консерватории. Собст­венно, она и окончила консерва­торию экстерном, написав свою первую симфонию ''Белый мо­нах". За свои работы в области классической аранжировки по­лучила награду ЮНЕСКО "Мас­тера искусств". Она много вы­ступала...

Потом настал 1988 год. Кара­бахское движение, всколыхнув­шее всю Армению, страшное спитакское землетрясение, раз­вал СССР Армения очень тяже­ло переживала все эти события. Энергетическая блокада со сто­роны соседней, бывшей брат­ской республики,холод и полное отсутствие электричества. В те годы, чтобы как-то подработать, Кора устраивается тапером в бар "Амадеус", где стылыми пальцами приходилось играть в угоду невзыскательной публике ресторанный репертуар... В се­редине 90-х судьба забрасывает Кору, ее мужа Орестиса Мустидиса и их друга Тиграна Сарки­сяна в Грецию, на историческую родину Орестиса. Там они со­здают трио Nor Dar ("Новый век"). Оба партнера Коры по группе — опытные музыканты. Мустидис—ученик знаменитого джазового барабанщика Робер­та Еолчяна (оттуда у него и лю­бовь к джазу), специализирую­щийся на восточной перкуссии. А Саркисян — виртуозный ис­полнитель на народных духовых инструментах. Он одинаково здорово владеет дудуком, шви, зурной, блулом, а также кларне­том. В 1997 году это трио запи­сывает и выпускает на греческой студии Libra Music свой первый альбом Opus of the Lizard. Они совершенно не были знакомы греческой публике и музыкаль­ной общественности. Более то­го, они не были ни виртуозами, ни признанными, опытными ис­полнителями. Но они были серь­езными профессионалами, сильно любящими Армению и всецело преданными нацио­нальному мелосу. Они не подра­жали никому и ничему, посколь­ку им, а точнее Коре, было что сказать свое. Альбом разошел­ся быстро. К удивлению и компа­нии Libra Music, которая его вы­пустила, и участников трио Nor Dar, его раскупали не только те, кого принято называть "музы­кальная общественность", но и молодежь, которая в Афинах, как и везде, предпочитает попсу и рок.

Итак, Opus of the Lizard. Че­тырнадцать композиций, сде­ланных с глубоким проникнове­нием в суть армянского мелоса, пропущенного через сердце и душу музыкантов и, в частности, Коры.

Альбом посвящен великому армянскому композитору Комитасу и состоит из обработок его произведений, которые тот, в свою очередь, позаимствовал у своего народа. Практически дважды переработанные, эти древние композиции прозвуча­ли абсолютно свежо и по-ново­му. Кора очень любила Комитаса, любила армянские народные песни и все, что связано со сво­ей родной землей. Чистое звуча­ние, бередящие душу звуки дудука, ритмы, зовущие в путь. Что касается стиля, аранжировок, манеры исполнения, то это мо­жет быть классифицировано как прекрасный образец того, что музыкальные критики называют этно-джазом, world beat и new age. Весь часовой альбом вос­принимается как одно живопис­ное полотно, как некий докумен­тальный фильм об армянском этносе, его быте, о ландшафтах страны, о страданиях и радостях древнего народа. Все это, по­множенное на очень сверхоригинальные и очень аккуратные аранжировки Коры Микаелян, которая, без сомнений, была мозгом и мотором трио, сделали альбом необыкновенно попу­лярным и в Армении, куда не­сколько экземпляров было до­ставлено друзьями музыкантов. К сожалению, широкая общест­венность так и не услышала этот альбом, хотя многочисленные FM-радиостанции, конечно же, сделали свое дело.

Существует несколько кол­лективов, играющих музыку по­добного рода. Наиболее замет­ные — это ереванский Time Report и американский Night Ark. Но их стили исполнения сильно отличаются от стиля Nor Dar. Ес­ли Time Report создает и играет свои композиции в духе этничес­кого джаз-рока с оглядкой на За­пад, a Night Ark, несмотря на на­личие в своем составе двух классных чисто джазовых музы­кантов (клавишник Армен Донелян и басист Марк Джонсон), тем не менее, играет все же очень восточную музыку с большим преобладанием фольклора, то у Nor Dar все четко сбалансиро­ванно. Никакого умничания или, наоборот, заигрывания с публи­кой. Абсолютно оригинальная манера и, главное, звучание. Фантазия Коры позволяла ей легко избегать возможных твор­ческих ловушек.

Не прошло и полугода, как они на греческой земле, а у Коры уже появилась некоторая извест­ность и устойчивая репутация классного профессионала. Ее огромный творческий потенциал и весьма широкий музыкальный кругозор стали причиной того, что к ней начали обращаться по­пулярные греческие исполните­ли, принадлежащие к самым разным жанрам и стилям музы­ки, с просьбой сделать аранжи­ровки греческой народной, клас­сической и популярной музыки. У нее постепенно появляются друзья и связи в музыкальных кругах. Кора работает над аран­жировками альбомов местных исполнителей — вокалистки Стеллы Гадеди, бузукиста Михалисиса Николудиса, скрипача Георгиса Маклараса, гитариста Андреаса Гиоргиу.

Неожиданно из США специ­ально для подписания контрак­та с Корой приезжает знамени­тая индийская певица Лакшми Шанкар. Изначально требова­лось только сделать современ­ную аранжировку индийских пе­сен для певицы, но потом она просит Кору написать специаль­но для нее несколько компози­ций на индийские темы. Шанкар пишет слова на созданные ар­мянским композитором индий­ские мелодии, и эти армяно-индийские песни она с удовольст­вием включает в свой альбом. Так, в 2000 году появляется про­ект "Индо-Арменика" и диск Ampel'a.

В записи принимают участие как исполнители на фольклор­ных инструментах, так и джазо­вый супер-басист Марк Джон­сон. Альбом представляет со­бой некую смесь армянских во­кальных (которые исполняет са­ма Кора) и инструментальных композиций, а также индийских произведений. Если говорить от­кровенно, то мне как слушателю гораздо больше понравилась армянская часть альбома. Как- то ближе и, соответственно, теп­лее. Как мне кажется, индийская часть альбома была для Коры лишь работой, хоть и выполнен­ной на "отлично".

Окрыленные успехом, ребята берутся за свой очередной аль­бом, который должен был состо­ять целиком из композиций Ко­ры, как инструментальных, так и вокальных.

Это и песни в стиле армянской эстрады 60-х годов, и инстру­ментальные произведения с но­стальгической ноткой, аранжи­рованные для этно-джазового трио плюс струнные. Не знаю, была ли Кора уже тогда инфор­мирована о своей страшной и неизлечимой болезни, но музы­ка всего альбома звучала как прощание с близкими и родиной. Рабочее название альбома бы­ло "Письма домой", по названию заглавной композиции, что тоже оказалось глубоко символич­ным. Письма домой, последний привет и последнее "прости" всему, что она так любила и что было ей так дорого.

Альбом вышел и попал на ро­дину уже без нее. Сегодня его крутят по ереванским FM-радио­станциям, передают из рук в ру­ки, переписывают.

У меня нет официальной ин­формации, будет ли существо­вать и работать дальше Nor Dar, но думаю, что это невозможно. Роль Карине Микаелян трудно переоценить в творчестве трио. Да и память, я думаю, не позво­лит.

P.S. Недавно в Ереване сила­ми близких Коры был выпущен альбом из 4 CD — The Road То You — избранных произведений и аранжировок Коры Микаелян.

Армен МАНУКЯН

Jazz- Квадрат, №2/2002





стиль
этно
автор
Армен МАНУКЯН
страна
Армения, Греция
музыкальный стиль
ориентальная музыка, этно-джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: джаз, джаз
В этом году Оливеру Нельсону могло бы исполниться 76 лет. Саксофонист, аранжировщик, бэндлидер и композитор ушел из жизни трагически рано, ему не успело исполниться 44, но сделанного им вполне достаточно, чтобы зачислить замечательного музыканта в ...
  • стиль: джаз, джаз
В американской музыкальной культуре есть понятие American Songbook – «Американская песенная тетрадь». Это набор популярных песен, написанных в основном в период 20-х – 60-х годов XX века такими композиторами, как Джером Керн, Джордж Гершвин, Харольд ...
  • стиль: джаз, джаз
Редко кто пользуется столь безоговорочным уважением в самых разных кругах музыкального сообщества, как Гюнтер Шуллер. Его в равной степени почитают и представители академической музыки, и джазмэны. При этом, если говорить о последних, то Шуллер ...
  • стиль: джаз, джаз
После очередного джаз-фестиваля в Ростове-на-Дону «Центр имени Кима Назаретова приглашает» Интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд» (напомню, что он объединил джазмэнов муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова и джазовой академии Глена ...
  • стиль: блюз, блюз
Аксиома: Алексис Корнер – отец британского блюза Аксиома, как известно, - утверждение, не требующее доказательств. В современном мире под сомнение ставится все – от существования Бога до авторства «Тихого Дона». Но интересно, ...
  • стиль: этно, этно
Солидный "Музыкальный энциклопедический словарь" позднесоветского периода не знает человека по имени Астор Пьяццола. То есть не знает вообще. Нет ни отдельной статьи, ни упоминания в заметке о танго, ни даже скромного упоминания при перечислении ...
  • стиль: джаз, джаз
"Не оглядывайтесь назад, на этом теряешь энергию!" Стен Кентон В этом году (2004) исполняется двадцать пять лет со дня смерти Стена Кентона. Он был пианистом, композитором, аранжировщиком, но в историю джаза, куда это имя вписано, бесспорно, очень ...
  • стиль: джаз, джаз
Уже прошел год, как оборвалась жизнь выдающегося аранжировщика, композитора и музыканта Виталия Долгова. Потеря невосполнимая. Только сейчас, особенно остро понимаешь, какой неоценимый вклад внес он в сокровищницу мирового джаза. За долгую жизнь в ...
  • стиль: джаз, джаз
Исполнилось 80 лет Ивару Мазурсу. Легендарному латвийскому джазовому музыканту-пианисту, аранжировщику, руководителю джаз-оркестра, самого известного в Риге в 50-60-е годы Увлечение джазом началось у Ивара еще в юные годы. Часами он слушал его по ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда почти пять лет тому назад я писала книгу о джазе в Ростове-на-Дону, мне посчастливилось познакомиться с самыми разными ветеранами ростовского эстрадно-джазового движения. Но, пожалуй, два человека произвели на меня самое сильное впечатление: ...
  • стиль: этно, этно
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа "Шестнадцать ...
  • стиль: джаз, джаз
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки были ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com