nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Leszek Mozdzer - Хочу сыграть аккорд, который никто не слышал

Leszek Mozdzer - Хочу сыграть аккорд, который никто не слышал
29 мая в Минске выступил музыкант, которого бело­русская публика ждала уже давно. Пианист, компози­тор, аранжировщик, пре­вративший произведения Шопена в джаз. Если я добав­лю, что он поляк, любители джаза без сомнения узнают Лешэка Можджера.

Лешэку было 5 лет, когда он впервые сел за форте­пиано. Причем получилось это, по его мнению, случай­но: родители купили домой фортепиано больше как мебель, чем как музыкаль­ный инструмент. Потом была музыкальная школа и Гданьская академия музыки. До 18 лет Лешэк играл, в ос­новном, классическую му­зыку и даже не подозревал, что через пару лет критики впервые назовут его именно джазовым музыкантом. Во время учебы Лешэк отдавал предпочтение Прокофьеву, Рахманинову, Скрябину и, конечно, Шопену. Альбом Можджера с произведения­ми Шопена в собственной аранжировке, вышедший в 1994 году, принес ему все­мирную известность.

Честно говоря, относить Лешэка Можджера к джа­зу, как категорично делают это некоторые критики, не совсем правильно. Вряд ли в музыке осталось направ­ление, в котором бы Можджер себя не попробовал. В аранжировках он использу­ет элементы классики, элек­трической музыки и даже современной попсы. Его клавишное сопровождение можно услышать у многих рок-, поп- и даже хип-хоп музыкантов. Лешэка ни­когда не пугала новизна и сложность новых проектов. Он работал над музыкой к фильмам и спектаклям, делал аранжировки для мюзикла "Волосы" и поуча­ствовал в создании транс­оперы "Сон в летнюю ночь" - сделал всю музыку к нему, начиная от раскидки текста по нотам до аранжировок и написания партий для 18 человек.

Можджер брался за лю­бую работу, которую ему предлагали, если в ней была возможность по-новому раскрыть себя, опробовать­ся в новом качестве. "Есть мнение, что музыканты играют только для собст­венного удовольствия, - поделился Можджер с поль­скими журналистами, - но нам тоже нужно заправлять бензином бак и платить за телефон. Поэтому если спонсор предлагает устро­ить концерт или какое-то шоу, действо, почему бы и нет. К тому же это полезный опыт".

В Гданьской академии Лешэк впервые начал иг­рать джаз. Преподаватели говорили: "Если хочешь, ты можешь попробовать, но смотри, все не испорть". Ему прочили славу классическо­го музыканта, но джазовые вариации и переборы клавиш так его впечатлили, что джазу он отдал всего себя.

Он играл в квартете На­мысловского (Zbigniew Namivslowski), писал музыку к фильмам для 20th Century и Mira Мах, создал несколько альбомов со Збигневом Прейснером (Zbigniew Preisner), Томашем Станько (Tomasz Stanko) и другими известными на весь мир музыкантами. Ему аплодировал Карнеги-Холл. Кроме того, на счету Можджера 60 альбомов, 8 из которых выпущены под его именем и 6 - под псевдонимом Любовь (Milosc). Сам Лешэк ко всему этому относится снисходительно и не уделяет много внимания своей нарастающей славе, фотографиям на обложках журналов и первых полос газет. "Да, сначала все это льстило моему эго, - улыбается му­зыкант, - но потом я понял, что жизнь напоказ - это не жизнь, а шоу-бизнес - это жизнь напоказ. Одиночество - это мое". Тем не менее, Можджеру удается удачно совмещать участие в свет­ских тусовках и эпатажное поведение с замкнутостью и любовью к одиночеству. "Быть бескомпромиссным, модным и оригинальным или жить в подземелье? И то, и другое!" - провозгла­сил для себя Лешэк.

Его альбомы десятки раз получали престижные на­грады, а самого Мождже­ра читатели журнала Jazz Forum седьмой раз подряд признают пианистом года. В ответ на такую любовь публики Лешэк печет, как блины, новые альбомы и посмеивается: "Как это мож­но слушать Можджера? Его композиции тянутся целый год!" Сам Можджер призна­ется, что не слушает свои диски: "Могу вытерпеть ми­нут 10, не больше".

Единственная пластинка, которой Можджер полно­стью доволен - альбом The Time, записанный вместе с Ларсом Даниэлссоном (Lars Danielsson) и Зохаром Фреско (Zohar Fresco). По мне­нию Лешэка, только в ней есть настроение. Мнение это его поклонники не разде­ляют. С ним действительно сложно согласиться: вели­кий экспериментатор Лешэк Можджер придумывает для каждого альбома что-нибудь новенькое, и отсутствием на­строения его пластинки точ­но не грешат.

Польские журналисты говорят, что Можджер на концертах "препарирует" фортепиано. На самом же деле он просто пытается добавить к традиционно­му звучанию рояля игру на фортепианных струнах. Он засовывает между струнами ткань, кладет на них стака­ны. Получается необычно, публика приходит в вос­торг. "В тело пиано можно вживить все, что есть под рукой: стаканы, телефон, очки. Но это не значит, что я не люблю фортепиано. Я уважаю его, это ценный инструмент, и умелое "пре­парирование" не расстроит и не испортит его", - уверен Лешэк Можджер. Да и может разве музыкант сделать дру­гу больно, ведь на каждом концерте Можджер пред­ставляет публике и себя, и свой инструмент: "Здравст­вуйте, меня зовут Лешэк, а это мой друг".

Минской публике Можд­жер тоже показал свое уме­ние "препарировать" рояль, играть Шопена в джазовых вариациях, а также жести­кулировать во время игры и подскакивать на стуле - его фирменный «стайл» игры. После этого нельзя было не вызвать музыканта "на бис". Белорусы вызывали Мождже­ра на сцену 5 раз. "Когда меня просят выйти на сцену и сыг­рать что-то еще, - признался в одном интервью Лешэк, - в голове начинается паника: "Что я еще умею? Что еще я могу сыграть?" Но он выхо­дит и играет. И вряд ли насту­пит момент, когда Можджеру нечего будет сказать публике, нечего больше показать. Ведь однажды он поставил себе очень высокую планку, к ко­торой сложно подобраться: "Хочу сыграть аккорд, кото­рый еще никто никогда не слышал, и написать на его основе мелодию".

Александра МЯСНИКОВА



JAZZ-КВАДРАТ №4'2007


стиль
джаз
страна
Польша
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела пианисты, органисты, клавишники

  • стиль: джаз, джаз
Когда пишешь о любом действующем исполнителе, всегда существует опасность, что твои строки быстро утеряют актуальность. Справедливо это и в отношении пианиста и композитора Данило Переса, представителя среднего поколения в джазе, музыканта яркого, ...
  • стиль: джаз, джаз
...Заключительный концерт фестиваля. На сцену Большой гильдии приглашается All Stars Band. Появляются джазмены США, Англии, Японии, Аргентины. Переполненный зал особенно горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. "Виктор ...
  • стиль: джаз, джаз
Его иногда в шутку называют Иоганном Себастьяном Жаком. Как деятельность любого первооткрывателя, вознамерившегося поломать привычные устои, творчество Жака Лузье мгновенно вызвало полярные оценки – от совершенного неприятия, до самых восторженных ...
  • стиль: джаз, джаз
Примерно лет двадцать пять назад в моей жизни произошли два казалось бы никак не связанных между собой события: я увлекся радио-джазом, то есть джазовой музыкой, транслируемой разнообразными зарубежными радиостанциями, и переселился в поселок ...
  • стиль: джаз, джаз
«Всякая критика, увы,— это скучный финал того, что начиналось как ликование, как неуемное желание кусать и скрежетать зубами от наслаждения" (Хулио Кортасар, «Преследователь») Все-таки есть, все-таки существуют в самом ...
  • стиль: джаз, джаз
Писать об Аркадии Эскине одновременно и легко и трудно. Легко, потому что достаточно перечислить имена музыкантов, с которыми он в течение жизни играл, и станет сразу ясно, какого уровня и какого масштаба этот джазмен. А трудно, потому что ...
  • стиль: джаз, джаз
На последнем диске Дайаны Кролл многим очень понравилась изумительная интерпретация лирической баллады "Peel Me A Grape". Ее автора — Дэйва Фришберга — не очень–то хорошо знают у нас, а напрасно... Постараемся восполнить этот пробел в меру наших ...
  • стиль: джаз, джаз
"Digression", "Intuition"... Названия композиций этого выдающегося пианиста и теоретика джаза несут в себе предельную ясность, осмысленность, внутреннюю чистоту своего автора. В объеме данной статьи, на нескольких страницах печатного текста, я ...
  • стиль: джаз, джаз
В российском джазе есть, наверное, с полдюжины пианистов, которых знает большинство аудитории. Ну, например, Игорь Бриль. Или Леонид Винцкевич, Андрей Кондаков, Даниил Крамер, а из живущих вне России — Михаил Альперин, Леонид Чижик. Есть такие, кто ...
  • стиль: джаз, джаз
Ну разве стал бы нормальный джазовый музыкант (в смысле, тот, для кого джаз — норма жизни) рассказывать о джазе, пояснять, убеждать, приобщать? Вряд ли. Настоящий мастер звука предельно высказывается в своем творчестве, а комментарии могут погасить ...
  • стиль: джаз, джаз
Памяти покойного Т. Монтулиу (1933—1997) Знаменитая книга Джеймса Коллиера, американского джаз-эксперта, увы, ничего не расскажет вам о европейском джазе. И, разумеется, о европейском джазовом пианизме тоже. Американцы разумеют свой джаз "лучшим в ...
  • стиль: джаз, джаз
Ahmad Jamal Is Never Banal Прошу прощения у уважаемых читателей за то, что вынесенная в эпиграф цитата приведена в языке оригинала. Уверен, что у большинства хватит познаний в английском, чтобы оценить удачно найденную рифму в этой напоминающей ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com