nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

George Avakian - Легенда джаза

George Avakian - Легенда джаза  Имя этого человека я впер­вые услышал в середине 60-х, когда, учась в старших классах школы, уже интере­совался музыкой и джазом, в частности. У старшего брата было много джазовых пла­стинок, и я часто приходил к нему послушать музыку В один из таких визитов я заметил у него новую пла­стинку и, поставив ее на проигрыватель, начал из­учать конверт. Аннотация к записи концерта оркестра Бенни Гудмэна в Карнегги холле была написана Джор­джем Авакяном. Сильно удивившись тогда (откуда в американском джазе ар­мяне?), я вскоре забыл и об этом случае, и это имя. И лишь лет через десять, ког­да стал серьезно увлекаться джазом, раз за разом стал натыкаться на имя Джор­джа практически во всех материалах, связанных с джазом. Фамилия Авакян упоминалась и в связи со звукозаписью, и конкрет­но в связи с дисками Луиса Армстронга, Бенни Гудмэ­на, Дюка Эллингтона, Дэйва Брубека, Кита Джаррета, и, особенно, Майлса Дэвиса. А в 1998 году, уже будучи членом оргкоммитета Ере­ванского международного джазового фестиваля, имел удовольствие лично встре­титься с этой легендарной личностью и провести в разговорах с Джорджи (как его называли все американ­ские музыканты, приехав­шие тогда на фестиваль) несколько дней.

Джордж Авакян родился 15 марта 1919 года, в Рос­сии, в городе Армавире, где была большая армянская община. Несмотря на то, что семья жила в России, дома по-русски почти не говорили - Джордж до сих пор прекрасно говорит на армянском. Через пару лет после его рождения семья переехала в Тифлис, а когда Джорджи, старшему сыну в семье, исполнилось 4 года, они уехали в Америку и обосновались в Нью-Йорке. Попав в Америку, малень­кий Джордж испытывал трудности в общении со сверстниками. Но когда ему пришло время идти в школу, отец сказал: «А теперь иди и учи английский». Раньше в армянских семьях отцу не прекословили, и маль­чик усердно засел за книги. В деле овладения языком большую помощь Джорджу оказал директор школы, ко­торый давал ему полезные советы, а главное - книги для чтения (Джордж хоро­шо помнит, что это были рассказы о Шерлоке Холмсе Конан-Дойля), и с его помо­щью мальчик к девяти годам уже свободно говорил на английском. Джордж закон­чил школу, а затем Йельский университет. Еще в период учебы в университете он начал свое сотрудничество (а проще говоря, начал под­рабатывать) с фирмой «Ко­ламбия рекорде». По его сло­вам, основной обязанностью было разбирать архивы ком­пании. Его ментором, учите­лем и другом в те годы был знаменитый продюсер Джон Хаммонд который первым в истории за вклад вдело разви­тия джазовой музыки получил престижнейшую наградужур- нала DownBeat «За заслуги в течении всей жизни» с зане­сением в Зал Славы. Джордж Авакян получил такую же в 2000 году...

В годы учебы в универси­тете - 1937-1938 - Авакян, будучи начинающим джа­зовым журналистом, позна­комился с коллекционером и журналистом Маршалом Стирном. В те времена к записям джазмэнов, даже самых популярных, отно­сились потребительски, и достать какую-нибудь ста­рую, однажды изданную за­пись, даже таких звезд как Бесси Смит или Бикс Бей- дербек, было практически невозможно. А вот кол­лекция Стирна сохранила практически все пластинки на 78 об/мин прошлых лет - его домашний чулан был практически забит ими. Это была самая большая и пол­ная коллекция джазовых пластинок в США. И, кстати, именно на ее основе была потом основана знаменитая коллекция музыкальных ра­ритетов Университета Рат- джерс. Так вот, Джордж стал приходить к Стирну каждую пятницу после занятий и прослушивать все эти архи­вы. Именно в те пятничные джазовые вечера он и обрел свой музыкальный вкус и знаменитое чутье.

Учась на последнем курсе университета в 1940 году, он предложил фирме DECСА выпустить эдакий «по­дарочный набор» из шести пластинок, содержащий за­писи чикагских музыкантов - Chicago Jazz - и снабжен­ных написанной им специ­альной статьей. Сразу после выхода в свет этого ставше­го очень популярным набо­ра на фирме «Коламбия» он начинает издавать серию альбомов с переизданиями лучших записей джазовой истории — Hot Jazz Classics (эта серия дожила до появ­ления в конце 40-х - начале 50-х формата долгоиграю­щих пластинок на 33,3 об/мин, которые получи­ли впоследствии название «альбом».

Как раз к окончанию им университета началась вой­на, и Джордж Авакян ушел на фронт рядовым солдатом. Закончив службу в армии в 1946 году, он опять начина­ет заниматься любимым де­лом - копаться в музыкаль­ных архивах «Коламбии». Кстати, на «Коламбию» его пригласил тогдашний Пре­зидент Тед Валлерштайн по рекомендации Джона Хам­монда. «Коламбия» решила переиздать записи, связан­ные с журналом «Лайф», который, наверное, первым из печатных изданий уделял много внимания джазу. Про­ект этот было предложено реализовать Хаммонду. Тот отказался в пользу Авакя­на: «Он это сделает не хуже меня». Так, за зарплату 25 долларов в неделю, Джордж Авакян стал первым крити­ком, журналистом и продю­сером, которому доверили составить короткую тогда еще историю джаза. Для той серии Авакян выбрал записи Армстронга с его «Горячей Пятеркой» и «Семеркой», императрицы блюза Бесси Смит, оркестров Флетчера Хендерсона и Дюка Эллинг­тона. В 1951 году Авакян расширил эту серию, до­полнив уже на долгоиграю­щих пластинках «Историю Армстронга», состоящую из 4 альбомов, другими запися­ми. Изданные под руковод­ством Авакяна, они стали такими популярными, что претерпели множество пе­реизданий, дожили до эры цифровой записи и недавно были опять переизданы уже на лазерных дисках.

На «Коламбии» Авакян про­работал до 1958 года. К это­му времени он уже спродюсировал свои знаменитые, ставшие эпохальными аль­бомы - L. Armstrong Plays W.C. Handy в 1954 году, кото­рый стал одним из первых концептуальных, тематиче­ских, сфокусированных на творчестве одного компо­зитора альбомов, и L. Armst­rong Plays F. Waller. Знамени­тая запись Duke Ellington At Newport, сделанная на нью­портском фестивале, вер­нула оркестру Дюка былую популярность, и с того мо­мента карьера Эллингттона практически началась за­ново. Лучший альбом Эр­рола Гарнера Concert by the Sea, а также Дэйва Брубека с Полом Дезмондом, великой исполнительницы спири- чуэлзов Махэлии Джэксон, колосса саксофона Сонни Роллинса и многие другие - также дело рук Авакяна.

Джордж Авакян был нова­тором и первопроходцем во многих вопросах развития и становления индустрии грамзаписи и шоу-бизнеса вообще. Пять из них достой­ны того, чтобы о них знали все. Итак, он а) спродюсиро- вал первый полноценный джазовый альбом (в нашем сегодняшнем понимании) в истории грамзаписи; б) продумал и создал первую тематическую серию дисков Hot Jazz Classics для «Колам­бии»; в) был инициатором и активным сторонником введения в практику записи долгоиграющих пластинок; г) был инициатором и ярым поборником записей «жи­вых» концертов, которые под его руководством пер­вой из крупных компаний и начала осуществлять «Ко­ламбия»; д) благодаря более чем удачным записям, вер­нул к «жизни» карьеры Арм­стронга и Эллингтона.

Отдельный разговор о взаимоотношениях Ава­кяна и Майлса Дэвиса. Бу­дущая супер-звезда джаза, трубач Дэвис работал тогда на компанию «Престиж», но все время хотел подписать контракт с более крупной фирмой. Он несколько раз обращался за помощью к Авакяну, зная, что тот, благо­даря своим знаниям и уме­нию, сумел вывести в звезды Дэйва Брубека. Но Авакян не спешил. Во-первых, потому, что Дэвис, по его мнению, был еще недостаточно хо­рош, а во-вторых, у Дэвиса были большие проблемы с алкоголем и наркотиками. Но в один момент, почувс­твовав, что молодой му­зыкант пропадает, Авакян сделал все, чтобы вырвать его из цепких когтей нар­козависимости, и лишь пос­ле этого предложил Дэвиса «Коламбии». С тех пор имя Дэвиса стало иконой для джазмэнов.

В начале 70-х Авакян был продюсером гения джа­зового фортепиано Кита Джаррета, а также квартета Чарлза Ллойда, в котором и начинал Джаррет. Авакян сотрудничал с раз­ными студиями - Warner Brothers (куда его пригла­шали на должность Прези­дента, и которую он привел к процветанию, занимаясь не только джазом, но и ро­ком), Atlantic, RCA, а также выполнял разовые контрак­ты для более мелких компа­ний, причем занимался не только джазом, но и моло­дежной музыкой.

В 1963 году он решил отойти от активной де­ятельности и с тех пор лишь время от времени занимается продюсированием отдельных проектов. Так, его младший брат Арам был кинорежиссером, и в 1959 году они вместе сняли знаменитый фильм о фес­тивале в Ньюпорте - Jazz on a Summer’s Day, вместе со своей супругой скрипачкой и профессором Джульярдской школы Анаид Аджемян и ее сестрой Маро всячески способствовали развитию и становлению композито­ра Алана Ованеса. Джордж Авакян был также одним из основателей Национальной академии звукозаписи, ко­торая и вручает знаменитую награду Грэмми, получить которую мечтает каждый человек, хоть как-то свя­занный с музыкой. Именно Джордж Авакян организо­вывал выступление оркест­ра Бенни Гудмэна в Москве в начале 60-х, а потом выпус­тил тройной альбом на фир­ме RCA «Benny Goodman in Moscow», и именно Авакяна в последний год существо­вания СССР, единственного из американцев, наградили орденом Ленина. Он автор книги «Тонкости грамзапи­си рок-музыки». Наконец, именно Авакян стал про­дюсером ставшего попу­лярным альбома певицы Татевик Оганесян «Услышь биение моего сердца», явив­шегося практически первым армянским вокальным аль­бомом в стиле этно-джаза.

В настоящее время Ава­кян живет в Ривердайле, Нью-Йорк, вместе со своей семьей и занимается семей­ным бизнесом - коврами. А самое главное, он надеется закончить книгу о своей жизни, которую пишет вот уже много лет.

Обо всем этом я вспом­нил в самом конце 2006 года, когда из Парижа при­шла весть о том, что Джордж Авакян получил награду «Зо­лотой Джанго» в номинации «Легенда джаза». Награда это была учреждена в 1994 году в честь знаменитого фран­цузского джазового гита­риста Джанго Рейнхарда. Тогда, на первой церемонии вручения, в качестве почет­ных гостей присутствовали сын и 6-летний внук Джан­го Давид (уже прекрасно игравший тогда на гитаре), который исполнил знаме­нитую пьесу деда Nuages. А кавалерами этой награды становились певица Ди Ди Бриджуотер, пианист Ми­шель Петручиани, скрипач Дидье Локвуд, композитор Мишель Легран и многие другие. Награда вручается в трех категориях - «Сов­ременная звезда джаза», «Мастер джаза* и «Легенда джаза*. Победителей выби­рает комиссия, состоящая из 200 членов. В 2006 году «Легендой джаза* был при­знан Джордж Авакян.

Церемония вручения со­стоялась 30 ноября в париж­ском Павильоне Балтард и длилась около 4 часов. Нако­нец, очередь дошла до Ава­кяна. После длинной речи, в очередной раз повторив­шей все хорошо известные факты, председательствую­щий объявил, что отныне Авакяна следует считать не только отцом долгоиграю­щих пластинок, но и дедуш­кой лазерных дисков! От­ветную речь Авакян начал на армянском, так как в зале присутствовал Посол Ар­мении во Франции, а затем продолжил на английском. Когда ему, наконец, вручили статуэтку, представляющую собой символическую ги­тару и буквы, составляющие имя Джанго, оказалось, что она довольно-таки тяже­лая, и французские друзья предложили отправить ее по почте, чтобы 87-летняя легенда джаза на таскал ее с собой в багаже. А на следу­ющий день армянское По­сольство во Франции орга­низовало прием в его честь. И, наконец, 18 декабря, в рамках Года Армении во Франции, в парижском зале «Шатле» состоялся органи­зованный Академией джаза Франции вечер, на который был приглашен Джордж Авакян с супругой и талант­ливый девятнадцатилетний пианист Тигран Амасян, по­бедивший недавно на кон­курсе джазовых пианистов им. Телониуса Монка в США После официальных речей, вручения наград и банкета, состоялся концерт молодо­го армянского пианиста.

Разве после всего расска­занного разве можно со­мневаться в том, что Джордж Авакян - действительно одна из главных действую­щих фигур и столпов миро­вой джазовой истории?

Армен МАНУКЯН



JAZZ-КВАДРАТ № 2 / 2007


стиль
джаз
автор
Армен МАНУКЯН
страна
Армения, США


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела другие

  • стиль: джаз, джаз
«Алексей из рода Баташевых» - так называется фильм из цикла «Звезды России» Российской центральной студии документальных фильмов, отснятый лет 10 назад. Этот фильм, рассказывающий об Алексее Николаевиче и его роде - древнем и знаменитом, снимался в ...
  • стиль: джаз, джаз
За день до великого праздника пасхи, 10 апреля 2004г. в 3 часа утра ушел из жизни музыкальный критик, журналист, редактор, ведущий теле- и радиопередач, лектор, организатор концертов, фестивалей и гастролей, продюсер компакт-дисков, неутомимый ...
  • стиль: джаз, джаз
Большинство ведущих звукорежиссеров, специализирующихся на записи джаза, — и Джим Андерсон, и Ал Шмидт, и Боб Тиле, и сам Руди Ван Гелдер — американцы. Но это вовсе не означает, что среди ведущих джазовых звукорежиссеров нет европейцев. Есть, и ...
  • стиль: джаз, джаз
Меценат, Гай Цильний - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным. (из Википедии) Меценат, как явление, наверняка древнее римского патриция, ...
  • стиль: джаз, джаз
1 января известный джазовый критик Валерий Копман поднял бокал не только за наступивший год, но и за круглую дату в своем творчестве - 30лет в журналистике. В ней он выбрал для себя одну единственную тему - джаз. Сам он джаз не исполняет, а на ...
  • стиль: джаз, джаз
Кто из наших джазофилов и прочих истовых джазфэнов не мечтал в свое время иметь настоящую "Энциклопедию джаза"? Когда в самом начале 60-х годов я впервые увидел сей увесистый том у своего приятеля в Ленинграде, то целый вечер ползал у него по полу, ...
  • стиль: джаз, джаз
После того, как стало извест­но, что в начале лета амери­канцу Джеку Вартугяну была присвоена Премия Лоны Фут — Боба Парента "За со­вершенство в джазовой фо­тографии", о чем писали многие издания, у меня воз­никло желание поближе по­знакомиться с ...
  • стиль: блюз, блюз
На написание этого очерка меня сподвигло одно обсто­ятельство. Всю свою созна­тельную жизнь я коллекцио­нирую грампластинки. Этот процесс у меня разделился на три этапа: начинал еще в безоблачном детстве, в дале­ких шестидесятых, когда ро­дители ...
  • стиль: джаз, джаз
Продюсеры бывают разные — в том числе разные и по специализации. Среди бес­численного множества тех, кто собственно продюсирует запись, то есть творчески ор­ганизует создание нового про­изведения звукозаписи, есть не очень большое подмноже­ство тех, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com