nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Nils Petter Molvaer

Nils Petter Molvaer  Нильс Петтер Мольваер — норвежский трубач, компо­зитор и продюсер, сблизив­ший такие стилистические крайности, как джаз, эмби­ент, house-музыка, электро­ника и ломаные ритмы В его исполнении эти. казалось бы несопоставимые музы­кальные течения, образуют не имеющий аналогов сти­листический сплав. В составе его группы — алекгрогитарист, басист, ди-джей, барабанщик. Электронные рит­мы сплетаются с виртуоз­ным живым звуком. Неумо­лимым транс-антарктическим локомотивом уносит слушателя музыка нового миллениума. Это — корни, уходящие глубоко под ледя­ную скандинавскую землю. Это — боевая мощь всех гун­нов и викингов, помножен­ная на лучшее в роке и поп - музыке. Это — джаз, сэмпли­рующий себя в реальном и виртуальном времени, Пуль­сирующая энергией, избега­ющая постоянства и опреде­лений музыка. Это — под­линная новизна. Музыка 21- го века. Магия импровиза­ций Нильса Петера Мольваера.

Мольваер родился в I960 году в норвежском местечке Суда. Его отец, музыкант, познакомил его с джазом в раннем возрасте. Так в жиз­ни появились голос Билли Холлидей, и — главное — труба Майлза Дейвиса и До­на Черри. К 1979 году, переи­грав в десятках студенче­ских оркестров и любитель­ских групп, музыкант посту­пил в престижную консерваторию Трондхейма. Вышел из нее уже обладателем уни­кального стиля и постепен­но стал приобретать репута­цию одного из самых инте­ресных молодых трубачей в Северном джазе. Однако, джаз не был единственной страстью Нильса Петтера: на него сильно повлияла "зву­ковая алхимия" Билла Ласвелла и Брайана Ино. Он по сей день обожает рок-музы­ку, фанк, соул. фолк. Интере­суется клубными грувами, сэмплированием. Изучает этническую музыку со всего света: Африка, Восток, Океа­ния...

Профессиональная карье­ра Мольваэра началась в се­редине 80-х: шанс начинаю­щему трубачу дал немецкий лэйбл ЕСМ. Эта фирма запи­си опередила свое время. от­крыв для Америки и Европы никому не известную Скан­динавию. Сегодня лэйбл продает больше пластинок, чем иные "гиганты" музы­кальной индустрии, а его му­зыканты — признанные дея­тели культур своих стран.

Так. Шведская Королевская Музыкальная Академия нес­колько месяцев назад наградила пианиста Бобо Стенсона (35 лет с фирмой) преми­ей в 100 ООО крон за вклад в шведскую культуру. Musical America и Карнеги Холл от­метили Арво Пярта званием ’Композитор 2005 года". А основачель лэйбла Манфред Айхср семь раз номиниро­вался на премию Grammy в качестве "Лучшего продюсе­ра года’, и таки добился ее в 2002 году. В 2004 году 9 арти­стов ЕСМ снова номиниро­вались на Grammу.

Здесь трубачу предоста­вили шанс сопровождать звезд калибра Арильда Ан­дерсона, Сидсель Ендриессон. Вышел и диск его груп­пы "Москалеро". Мольваер стал звездой европейского джаза. И здесь уместна па- раллель с его кумиром, вели­ким Майлзом Дейвисом. На­лицо определенная преем­ственность: то,что Майлз делал после Bitches Brew, то. что он делал с фанком в 70-е, и с рэпом в 80-е, Нильс Петтер продолжил с музыкаль­ными новшествами 90-х и 2000-х. Речь идет о разрушении барьеров. Некая тоталь­ная музыка. Обратная сто­рона монеты — разрыв свя­зей с традиционным джаз- миром. Мольваер, как и Майлз до него, один из счи­танных джазменов, кото­рым удалось выйти к широ­кой публике, продать кучу пластинок, заработать серьезные деньги и с легко­стью выступапъ как в интим­ных джаз-клубах, так и пе­ред многотысячными фе­стивальными аудиториями. Мольваер стал одним из са­мых коммерчески успеш­ных достояний ЕСМ: здесь вышли его дебютный аль­бом в качестве лидера Khmer (1997) и Solid Ethe (1999). В его группу вошлг лучшие музыканты Скандинавии нового поколения; гитарист Эйвинд Аарсет, барабанщик Руне Арнессен, неоднократно называвшийся лучшим норвежским ди-джеем DJ Strangefru’ (Паль Нихус).

Впрочем. ЕСМ диктовал определенные условия и тяготел к чересчур академическим направлениям. Молываеру стало тесно. Стало скучно играть для снобов-ценитепей, критиков и муэейных ископаемых. Он уже почувствовал вкус выступлений перед массовой аудиторией. Мольваер - сверх-коммуникабельный человек с тесными связями и в мире продюсеров электронной музыки. Он знает свою публику, что называется, в лицо и ведет прекрасную маркетинговую стратегию. Так, осознав собственную растущую популярность среди любителей танцевальной электроники, он тут же соорудил альбом ремиксов.

Для создания пластинки Recoloured он обратился к услугам знаменитостей. наподобие бритшща Matthew Herbert (создателя миксов Мадонны и Бьорк) или своего соотечественника Deathprod, сотрудничавшего с Бьорк и Gus Gus. Recoloured (2001) вывел Мольваера на новый виток популярности. Это - умная танцевальная музыка, звучащая на элитных европейских и американских танцполах. И не случайно новый проект приземлил Mольваера на ma|or лэйбле Universal. О нем заговорили крупные музыкальные издания - Wire. Rolling Stone. На волне успеха появляется новый альбом с ироничным названием npЗ (2002). Сделан был и шаг навстречу новым технологиям в современном искусстве: проект для соло-трубы с живым сэмплированием и тремя ди-джеями. К тому же многие концерты Молываера транслируются в Интернете в режиме live stream.

Не забывают музыканта и прогрессивные джазовые критики: записанный "вжи­вую" недавний концергный релиз Streamer (2004) лиш­ний раз доказал, что поп не съест Мольваера. oнi прежде всего — бескомпромиссный трубач. Несмотря на флирт с прогрессивной технологи­ей, ему удается оставаться тонко чувствующим импро­визатором, грациозно, на цыпочках передвигаясь по нейтральной стилистиче­ской полосе. Мольваера можно сравнить с канато­ходцем, уверенно вышаги­вающим со своей сурдинкой над пропастью излишеств, сомнительного вкуса и чрез­мерного продюсиронания. Он остается любимцем ши­рокой публики. Поэтому,Мольваэр сегодня повсюду. И на крупнейших джазовых фестивалях (в том числе, в нью-Йоркском Кеннеди Центре), и на trarvsmediate- 2005 в Берлине (февраль). Он - не отшельник, он — су­перзвезда.

Сергей Клейн

Jazz-Квадрат, №3/2005






стиль
джаз
страна
Норвегия
музыкальный стиль
авангард, фанк, эсид-джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела трубачи, тромбонисты

  • стиль: джаз, джаз
Молодость самоуверенна, и нет такого новобранца, который не мечтал бы стать генералом. И все же можно почти с уверенностью сказать, что вряд ли в далеком от нас 1948 году 18–летний английский тромбонист Дональд Кристофер (Крис) Барбер, собирая свою ...
  • стиль: джаз, джаз
Андрей Товмосян – один из величайших артистов джаза. Молодежи его имя уже почти ни о чем не говорит, но тридцать лет назад это был настоящий прорыв. Мы, музыканты и провозвестники джаза, сами не поняли этого, когда в начале 60-х годов звезда ...
  • стиль: джаз, джаз
Одним ранним утром в Варшаве я поджидал Станько у его дома и наконец увидел маленькую фигурку, появившуюся за внутренним двориком. Это был сам трубач, несущий огромную вазу. Извинившись за опоздание, он пригласил меня в квартиру, где немедленно ...
  • стиль: джаз, джаз
Кончается век. Близится время подведения итогов. Скоро обложки иллюстрированных журналов засверкают коллажами из лиц тех, кто оказал наибольшее влияние на жизнь человечества в ХХ веке. Здесь наверняка будут вожди революций Ленин, Мао и Хомейни, ...
  • стиль: джаз, джаз
«Стиль Арта Фармера постро­ен на паузах. Во время его со­ло паузы случаются три-че- тыре раза — они собирают вокруг себя все уже сыгран­ное и подготавливают нас к тому, что еще произойдет. Его паузы — свободное дыхание импровизаций трубача и лег­кий ...
  • стиль: джаз, джаз
«Жизнь — это то, что с нами происходит, пока мы строим совсем иные планы» (Джон Леннон) Странная штука — время... Оно способно низвергнуть и растоптать в прах любые, самые известные имена, способно стереть навсегда память о ...
  • стиль: джаз, джаз
Трубач Крис Ботти — одарен­ный инструменталист, та­лантливый композитор и харизматичный испол­нитель — со времени выхода своего первого сольного альбома в 1995 году смог создать серию записей, кото­рые сделали его неося­заемый, чистый саунд ...
  • стиль: джаз, джаз
Кларк Терри (Clark Terry) ро­дился 14 декабря 1920 года в го­роде Сент-Льюис, штат Мис­сури. Но настоящее рождение великого флюгельгорниста Кларка Терри произошло чуть позже — на рубеже 20-30 го­дов XX века. В те далекие годы муж его старшей сестры ...
  • стиль: джаз, джаз
Ко второму столетию своего развития джаз обзавелся историей уже столь длинной, что в ней можно обнаружить любопытные совпадения. Возьмем, скажем, начало ХХ века — заря джаза. Какой инструмент оставил нам самый внушительный список ярких имен? ...
  • стиль: джаз, джаз
«Я думаю, как музыкант Диззи не имеет себе равных. Он является краеугольным камнем в развитии и эволюции нашей музыки.» (Макс Роуч) Есть фамилии, которые в массовом сознании образуют настоящие смысловые пары и так, вместе, и ...
  • стиль: джаз, джаз
Я – счастливый человек! Я играл со всеми великими музыкантами, с кем бы мне только хотелось это сделать. Моя труба стала для меня билетом во все страны мира – благодаря ей я побывал буквально везде. И я благодарен моему инструменту за это! Фрэдди ...
  • стиль: джаз, джаз
Как любая деятельность человека не­сет в себе взлеты и падения, так и на жизненном пути не бывает ров­ных и гладких дорог, тем более, ес­ли это касается какого-либо вида искусства. Во время своей карьеры в середине 50-х годов американский шоумен, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com