nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Toots Thielemans - всегда "Тутс"

Toots Thielemans - всегда "Тутс"  Подобно тому, как имя Дюка Эллингтона для широких масс любителей джаза, и не только для них, ассоциируется с "Караваном" (хотя и не Эллингтон является автором этой темы), Тилеманс — в первую очередь, безусловно, автор "Блюзетта", одного из наиболее популярных во всем мире джазовых вальсов. Лет 20 назад фирма "Мелодия" выпустила грамзапись этой пьесы в исполнении ленинградского инструментального квартета "Камертон". Да кто только не исполнял, не насвистывал "Блюзетт"?..

Родился Тутс в Брюсселе. У родителей его было небольшое кафе, где уже с трехлетнего возраста он играл сперва на аккордеоне, позже на губной гармошке. В 18 впервые взял в руки гитару.

Во время II мировой войны семья эмигрировала во Францию, когда же после войны Тилемансы вернулись в Брюссель, состоялось знакомство Тутса с джазом. В этот период наибольшее воздействие на него оказали записи Джанго Рейнхардта.

В 1947 г. дядя Тутса пригласил его в США, и уже в 1952 г. он имел американское гражданство. Этому предшествовало несколько лет практики джазового исполнительства на родине. Очевидно, эти годы не прошли для Тутса даром — в США он удостоился чести выступать с секстетом Бенни Гудмена. С этим составом Тутс выступал в лондонском "Палладиуме", а в 1950 г. — в течение всего европейского турне легендарного комбо.

В 1953 г. музыкант присоединился к квинтету Джорджа Шиэринга, в составе которого играл шесть лет. В это время Тутс испытал огромное влияние Чарли Паркера. Он имел возможность не только неоднократно живьем услышать блестящее исполнение одного из столпов послевоенного джаза, но и принять участие в его концерте в Филадельфии в составе паркеровских "All Stars". Это событие явилось одним из самых значительных в жизни и творческой судьбе Жана "Тутса" Тилеманса.

Стиль Тутса испытал воздействие и бибопа как такового, и, разумеется, всего того, что появилось в послевоеннном джазе после кончины Чарли Паркера. Он не только впитывал, подобно губке, все эти новации, он пропускал их через свою личность представителя европейских исполнительских традиций. Таким образом вырабатывался и развивался его собственный стиль, и, очевидно, развивался в нужном направлении, так как музыкант пользовался устойчивым успехом во многих студийных комбо в Нью-Йорке и вообще везде, куда его только ни приглашали музыканты, играющие современный джаз. Играя на губной гармошке, Тутс был щедр и на гармонические инвенции, и на дерзкие импровизации. Технически он был здесь вне конкуренции; именно благодаря ему уровень джазового исполнительства на губной гармошке в стиле бибоп, постоянно совершенствуясь, ни на шаг не отставал от уровня развития современного джаза в 60-е годы.

Был у Тутса еще один довольно особенный талант: он насвистывал джаз, играя на гитаре, он делал это не всегда, но всякий раз, когда это происходило, мелодическое, ритмическое и импровизационное воздействие исполнения на аудиторию было неизгладимым.

Со второй половины 60-х продюсеры стали охладевать к джазу. В это время Тутс использовал свой недюжинный талант, записывая киномузыку, коммерческую музыку, работая в студиях с поп-звездами США. С настоящим джазом пришлось временно расстаться, но и в свои новые занятия Тутс, будучи честным музыкантом, вкладывал всю душу точно так же, как делал это, играя джаз. Никогда не опускался до вульгарных поделок, никогда не потакал вкусам не самой разборчивой публики...

Его гармошка звучит за кадром в "Midnight Cowboy", "The Getaway", "Sugarland Express", "Cinderella Liberty", в телесериале "Улица Сезам". И в этой области он достиг мировой популярности.

Записываться и выступать приходилось с Куинси Джонсом, Пегги Ли, Риком Дерринджером, Оскаром Питерсоном, Полом Саймоном.

Со временем Тутс стал чаще наведываться в Европу: тогда и настоящий джаз можно было поиграть только здесь, и партнеров для джем-сэшнз найти достойных.

А "Блюзетт" он сочинил еще в 1961 г. Простая мелодия в темпе вальса, которую он исполнял в джазовой интерпретации, причем в свойственной именно ему неповторимой манере, с печатью мастера, была адресована широким слушательским массам. И именно благодаря его манере пьеса стала инструментальным хитом, который он же первый и насвистал...

Позже Тутс не раз возвращался к "Блюзетту", придавая исполнению пьесы все более яркую джазовую окраску. Так или иначе, "Блюзетт" решительно помог ему выжить в трудный для джаза период; позже музыкант стал так объявлять этот номер в концертной программме:"...мой собесовский номер!"

Следует сказать, что Тутсу Тильмансу удалось в жизни то, что джазовым музыкантам удается вообще-то редко: добиться известности у широкой публики, оставаясь в то же время в лоне джаза самой высокой пробы и получая высшие оценки коллег и критиков.

...Мало-помалу интерес к настоящему джазу стал вновь появляться и у публики, и у дальновидных деятелей шоу-бизнеса. Этот Ренессанс Тутс встретил во всем блеске своего дарования. Как многие хорошие джазмены, он одновременно является превосходным шоуменом, любит свою публику, и она платит ему тем же, неважно, концертирует ли он у себя на родине или в какой-либо другой части Европы.

В 1979 г. Брюссель отмечал свое 1000-летие. В городе был организован ряд бесплатных джазовых концертов, проходивших под открытым небом. Были приглашены Элла Фитцджеральд и другие знаменитости, и, разумеется, Тутс. В этот день его игра, как всегда, эмоциональная, была в особенной степени исполнена чувств; публика реагировала сответственно. Это был концерт великого воссоединения Тутса с родным городом...

...Еще один волнующий эпизод концертной деятельности мастера относится к 1986 г., когда он гастролировал в Бельгии со своим американским комбо, и во время одного из исполнений "Блюзетта" зрители насвистывали ему мелодию. Существует грамзапись этого концерта...

Долгие годы Тутс часто оставался анонимом, просто сессионным музыкантом; сегодня, когда к нему пришло настоящее признание, стоит, вероятно, назвать и тех музыкантов, которые заслуженно делят с ним этот успех. В этом комбо на всех лежит печать таланта. Это — еще один выдающийся бельгийский гитарист Филип Катрин, контрабасист Джон Ли, Джерри Браун (ударные и перкуссия), Иоахим Кюн (клавишные).

Бельгия подарила миру немало музыкантов и композиторов, не только джазовых (в первую очередь вспоминаются жившие и творившие век назад скрипачи Анри Вьетан и Эжен Изаи, а также наши современники — шансонье Жак Брель и Сальваторе Адамо). Жан "Тутс" Тилеманс (не знаю, какой крови более в его жилах, фламандской или валлонской, скорее всего, не так это и важно) — не менее яркий представитель бельгийской культуры, сочетающий в натуре своей лиризм и юмор, дружелюбие и неуемный энтузиазм, позволяющий ему быть успешным во всем, чем бы он ни занимался. Один и тот же исполнитель может затронуть наиболее чувствительные струны души проникновенным мелодизмом и тут же выдать крутейший фанк! Это — Тутс.

История джаза — это история таких гигантов, как Чарли Паркер, Арт Тэйтум, Коулмэн Хокинс, Нэт и Джулиэн Эдерли, Джанго Рейнхардт, Билли Холидэй, Дюк Эллингтон... То, чему они посвятили свои жизни, Тутс Тильманс делает сегодня, являясь лучшим исполнителем на своем любимом инструменте — губной гармошке.

Вот несколько альбомов, записанных с участием Жана "Тутса" Тилеманса, которые я рекомендовал бы послушать: "Only Trust Your Heart", "Live in The Netherlands" с гитаристом Джо Пассом (США), "The Silver Collection", "The Brazil Project — vol. 1" с Гилберто Гилом, Луисом Бонфа и Эду Лобо (Бразилия).

СЕРГЕЙ ЗОЛОТОВ


стиль
джаз
автор
Сергей ЗОЛОТОВ
страна
Бельгия
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела исполнители на иных инструментах

  • стиль: джаз, джаз
Имя Гэри Бертона сейчас известно, наверное, любому джаз-фэну. Можно по-разному относиться к вибрафону в джазе вообще, но нельзя не признать, что теперь, особенно после смерти Милта Джексона, Бертон остается самым значительным представителем этого ...
  • стиль: этно, этно
В настоящее время все больше людей — как исполнителей, так и слушателей — отходит от стандартов коммерческой поп-культуры и обращается к музыке, корни которой тянутся к традиционной культуре древних народов, будь то китайская, индийская, японская ...
  • стиль: джаз, джаз
Сложно отрицать очевидное: времена наивысшей популярности французского джазового скрипача Жан-Люка Понти остались позади, в уже довольно далеких семидесятых. "Так зачем вам понадобилось сегодня вспоминать именно это имя?" — может спросить иной ...
  • стиль: джаз, джаз
"У меня нет близорукости во взглядах на то, что такое джаз, - смеется нью-йоркский вибрафонист Джо Локк. - В чем угодно можно найти классную гармонию и сделать джазовую интерпретацию. Вот, например, у Аланис Моррисетт есть классная песня на альбоме ...
  • стиль: этно, этно
Джон "Кайдзан" Нептюн — один из признанных мастеров сякухати, японской бамбуковой флейты, которая тесно связана с японской музыкальной традицией, в частности, с практикой буддийской школы дзэн. Артист широко известен в Японии и в других странах не ...
  • стиль: джаз, джаз
Вы любите валторну? Вопрос, наверное, праздный. Звучание инструмента настолько воздушно, тембр настолько мягок, нежен, тепл и густ, что звуки, льющиеся из его раструба, суть не медь, но мед. А образ, дизайн, а конфигурация? Взглянешь на валторну — и ...
  • стиль: блюз, блюз
Музыкант, родив­шийся в 40-х го­дах прошлого ве­ка в Дельте Мис­сисипи, в юности изучавший сек­реты блюза в Мемфисе, затем ставший вместе с Мадди Уотерсом завсегдатаем на сценах черных баров знаме­нитой Южной Стороны Чика­го, а в хипповских 60-х ...
  • стиль: джаз, джаз
Начнем с тривиального: джаз несет людям радость. Точнее, должен нести, если это хороший джаз, независимо от его стилистики. Иногда даже качество исполнения не является решающим фактором. Если достаточно рядовой по технике музыкант сам испытывает ...
  • стиль: этно, этно
Кто из нас не держал хоть раз в руках гитару, не пытался с большим или меньшим успе­хом взять аккорд? Предком гитары считают знаменитую лютню, не раз запечатленную на картинах великих европей­ских живописцев. Как и мно­гое другое, этот инструмент ...
  • стиль: блюз, блюз
Отстраненно прочитав приведенный ниже текст, увлеченно ском­пилированный молодым человеком, я совершил довольно стран­ный, если смотреть со стороны, поступок: взял губную гармонику (карманную Silver Star - Hohner за $10), включил на всю катушку " ...
  • стиль: джаз, джаз
Аркадий Шилклопер для нашего журнала - имя зна­ковое: его портрет украша­ет обложку первого номера Jazz-Квадрата. А незадолго до его выхода в свет Аркадий впервые выступил в столице Беларуси. Второе его высту­пление в Минске состоялось лишь через 10 ...
  • стиль: этно, этно
Весь Ближний и Средний Восток давно уже говорит на диалектах одного и того же музыкального языка, пользуется схожими инструментами. Но есть у каждого из народов свой исконный, главный инструмент, живой отросток его души. Дудук — вещь истинно ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com