nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джо Завинул

Джо Завинул  11 сентября 2007 года в Вене на 76-м году жизни скончался легендарный джазмэн чешско-венгерско-цыганского происхождения Джо Завинул (Josef Erich Zawinul). Подобно Тому Уэйтсу и Фрэнку Заппе, Джо Завинул сам по себе олицетворял отдельную категорию музыкантов – это европеец родом из Вены, то есть из самого эпицентра академической музыкальной традиции, научившийся свинговать так же свободно, как ведущие американские джазмэны. Это был художник и исследователь, чья тяга ко всяческому развитию и различного рода переменам оставалась неутолимой по сей день – он был госпитализирован 5 августа после завершения продолжавшегося всю весну и половину лета европейского тура, посвященного 20-летию его группы The Zawinul Syndicate.

Природная пытливость Завинула, открытость его сознания любому саунду сделали его одной из основных движущих сил электронной джаз-роковой революции конца 60-х – начала 70-х. И позже этот музыкант был одним из немногих творцов, активно сплавлявших воедино джаз-рок и этномузыку всего мира. Завинул был одним из скромной горстки исполнителей на синтезаторе, действительно овладевших этим инструментом настолько, что он стал выразительной свингующей составляющей их артистического арсенала. Еще до изобретения портативного синтезатора именно пример Завинула способствовал продвижению таких электропиано, как Wurlitzer и Fender-Rhodes, в джазовый мэйнстрим. Это был и крупный композитор, чье творчество (здесь можно провести аналогию с кумиром Завинула Дюком Эллингтоном) включает и мелодичные исполненные души хиты, и масштабные симфоджазовые полотна. Несмотря на свое академическое прошлое, Завинул предпочитал спонтанное импровизирование с магнитозаписью рождающихся композиций предварительному созданию их на нотной бумаге.

В шестилетнем возрасте Йозеф Эрих Завинул начал учиться на аккордеоне. А вскоре стал студентом Венской консерватории по классам фортепиано и композиции. Интерес же к джазовому фортепианному исполнительству возник у него под влиянием творчества Джорджа Ширинга и Эррола Гарнера. В результате в 1952 началось сотрудничество Завинула с австрийским саксофонистом Хансом Коллером. Тогда же состоялась гастрольная поездка трио Завинула по Германии и Франции. А в 1958, выиграв берклиевскую стипендию, Завинул эмигрировал в США. Однако, проучившись в Беркли всего неделю, на 8 месяцев вошел в состав оркестра Мэйнарда Фергюсона. (Здесь на него впервые обратил внимание Майлз Дэвис.) Недолго поработав со Слайдом Хэмптоном, Завинул стал аккомпаниатором Дайны Уошингтон (1959-1961). Потом были месяц с Харри «Суитсом» Эдисоном и целые 9 лет в квинтете Кэннонболла Эддерли, где значительное развитие получил не только исполнительский, но и композиторский потенциал Завинула. (Среди хитов, написанных им для Эддерли, – "Mercy, Mercy, Mercy", Walk Tall и Country Preacher.) И это Завинул на завершающем этапе своего сотрудничества с Кэннонболлом способствовал плавному вхождению его группы в электронную эру. Тогда наметилась эволюция пианиста от хардбопа к соул-джазу, к блюзу и в конечном итоге – к джаз-роковым поискам на электропиано.

В 1969-1970 Завинул уже находился в самой гуще джаз-роковых сценических событий. Записался с Майлзом Дэвисом – заглавная композиция дэвисовского альбома In a Silent Way принадлежит Завинулу. Записав сольный альбом и дав ему свое имя, Завинул расстался с Эддерли, чтобы в ноябре 1970 вместе с Уэйном Шортером и чешским басистом Мирославом Витоушем создать Weather Report. Таким образом была создана платформа, на основе которой могло осуществляться дальнейшее наращивание новаторского потенциала Завинула. Этот процесс стимулировало возрастание как стремления пианиста и композитора к самовыражению, так и его интереса к возбуждающе-пульсирующим мелодиям и ритмам Африки и Среднего Востока. Постепенно электропиано уступило место целому ряду более хитроумных устройств. Речь идет о синтезаторах, каковые Завинул доводил до такого технического уровня, что их возможности по части генерирования созвучий и не снились тем, кто по-прежнему считал эти инструменты выхолощенными и бесчувственными машинами. В конце концов, Weather Report стала весьма популярной группой, адресующей свое творчество очень широкой аудитории (а не только джазовой и прогрессив-роковой). В немалой степени это произошло благодаря написанию Завинулом его знаменитой композиции Birdland, открывающей альбом Weather Report 1977 года Heavy Weather.

Когда в 1985 пути Шортера и Завинула разошлись, последний начал было гастролировать в одиночку, окружая себя на сцене различного рода клавишными и ритмообразующими инструментами, но уже в 1986 представил почтенной публике недолго просуществовавшее расширение Weather Report – Weather Update (не оставившее после себя никаких записей). Вскоре группа Weather Update переродилась в группу Zawinul Syndicate, которая в течение следующих 10 лет все более тяготела к ритмической организации, свойственной world music. Обнаружил Завинул и пробуждение интереса к своим европейским корням. Сие выразилось в сотрудничестве с его старинным другом – венским академическим пианистом Фридрихом Гульдой (1987-1994). А также в сочинении таких произведений, как Stories of the Danube (симфония для духовых, 1993) и Malibu Fires (1994). Завинул даже переехал из Калифорнии в Нью-Йорк, чтобы быть поближе к Европе. В 2002 у него вышел альбом Faces & Places – первый за несколько лет студийный альбом. В составе участников записи – целый интернационал исполнителей.

В сентябре Джо Завинул планировал принять участие в джазовом фестивале La Villette в Париже, однако смерть не дала осуществить данный план. Скончался маэстро от рака.


стиль
джаз
страна
Австрия
музыкальный стиль
фьюжн, хард-боп


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела пианисты, органисты, клавишники

  • стиль: джаз, джаз
Его иногда в шутку называют Иоганном Себастьяном Жаком. Как деятельность любого первооткрывателя, вознамерившегося поломать привычные устои, творчество Жака Лузье мгновенно вызвало полярные оценки – от совершенного неприятия, до самых восторженных ...
  • стиль: джаз, джаз
Примерно лет двадцать пять назад в моей жизни произошли два казалось бы никак не связанных между собой события: я увлекся радио-джазом, то есть джазовой музыкой, транслируемой разнообразными зарубежными радиостанциями, и переселился в поселок ...
  • стиль: джаз, джаз
«Всякая критика, увы,— это скучный финал того, что начиналось как ликование, как неуемное желание кусать и скрежетать зубами от наслаждения" (Хулио Кортасар, «Преследователь») Все-таки есть, все-таки существуют в самом ...
  • стиль: джаз, джаз
Писать об Аркадии Эскине одновременно и легко и трудно. Легко, потому что достаточно перечислить имена музыкантов, с которыми он в течение жизни играл, и станет сразу ясно, какого уровня и какого масштаба этот джазмен. А трудно, потому что ...
  • стиль: джаз, джаз
На последнем диске Дайаны Кролл многим очень понравилась изумительная интерпретация лирической баллады "Peel Me A Grape". Ее автора — Дэйва Фришберга — не очень–то хорошо знают у нас, а напрасно... Постараемся восполнить этот пробел в меру наших ...
  • стиль: джаз, джаз
"Digression", "Intuition"... Названия композиций этого выдающегося пианиста и теоретика джаза несут в себе предельную ясность, осмысленность, внутреннюю чистоту своего автора. В объеме данной статьи, на нескольких страницах печатного текста, я ...
  • стиль: джаз, джаз
В российском джазе есть, наверное, с полдюжины пианистов, которых знает большинство аудитории. Ну, например, Игорь Бриль. Или Леонид Винцкевич, Андрей Кондаков, Даниил Крамер, а из живущих вне России — Михаил Альперин, Леонид Чижик. Есть такие, кто ...
  • стиль: джаз, джаз
Ну разве стал бы нормальный джазовый музыкант (в смысле, тот, для кого джаз — норма жизни) рассказывать о джазе, пояснять, убеждать, приобщать? Вряд ли. Настоящий мастер звука предельно высказывается в своем творчестве, а комментарии могут погасить ...
  • стиль: джаз, джаз
Памяти покойного Т. Монтулиу (1933—1997) Знаменитая книга Джеймса Коллиера, американского джаз-эксперта, увы, ничего не расскажет вам о европейском джазе. И, разумеется, о европейском джазовом пианизме тоже. Американцы разумеют свой джаз "лучшим в ...
  • стиль: джаз, джаз
Ahmad Jamal Is Never Banal Прошу прощения у уважаемых читателей за то, что вынесенная в эпиграф цитата приведена в языке оригинала. Уверен, что у большинства хватит познаний в английском, чтобы оценить удачно найденную рифму в этой напоминающей ...
  • стиль: джаз, джаз
Маккой Тайнер носит мантию одного из джазовых гигантов с элегантной непринужденностью. Хорошо сознавая свое положение в джазовом пантеоне, он рассуждает о своих достижениях, как о чем-то естественном и само собой разумеющемся. Да, он осознает, что ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) прекрасно известно джазовым музыкантам, довольно часто исполняющим его композиции, и весьма популярно среди любителей классического "горячего" джаза. Непременно во всех музыкальных изданиях оно носит ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com