Йоэль Гонсалес, Чрезвычайный и Полномочный Посол кубинской музыки в России, особенно хорошо знаком любителям джаза из Петербурга. В 1991 году выпускник художественной школы из Гаваны приехал в северную столицу России и быстро стал здесь активным участником местной джазовой жизни. Гонсалес известен сотрудничеством с целым рядом российских музыкантов, но особенно я отметил бы его творческое партнерство с известным пианистом Андреем Кондаковым. Он организовал в Петербурге и собственную группу, а также провел в городе целый ряд фестивалей латинского джаза. Помимо российских джазменов, Йоэль Гонсалес Портилья (так звучит его полное имя) работал и с целым рядом европейских и американских музыкантов высокого класса.
И вот Йоэль представляет вниманию публики свою новую работу. «Симфония ритма» составлена как бы из двух частей. Первая и основная, включающая одиннадцать композиций в формате DVD, называется The Future Cajon. Ее можно рассматривать двояко: если вы просто любитель афро-кубинского джаза, то для вас это любопытные видеозаписи большого мастера латинской перкуссии, но если вы еще и сами мечтаете овладеть таинствами этой музыки, изучить технику игры – то для вас это настоящая добротная видеошкола. А возвращаясь к названию этой части, надо отметить, что ее главным героем Гонсалес сделал далеко не самый известный кубинский перкуссионный инструмент – кахон. Его более именитые «родственники» тоже появляются на экране, но кахон – это герой главный. Как пишет сам Йоэль в liner notes альбома, именно кахон стал для него «…предельным выражением моего музыкального опыта».
Внешне этот инструмент напоминает открытый по одной грани ящик, вроде посылочного, в форме параллелепипеда. Музыкант в прямом смысле слова «седлает» инструмент, то есть садится на него, и дальше… дальше надо видеть. Гонсалес играет на кахоне и двумя руками, и двумя руками и пяткой одной ноги, и щеточкой в сочетании с рукой. В liner notes музыкант подчеркивает: «левая рука использует музыкальные техники, характерные для конги, в то время, как удары правой руки и пятки ноги создают звуки, характерные для ударной установки». Каждая из композиций демонстрирует возможности кахона по-своему, создавая вместе ту самую симфонию ритма, которая вынесена в название этого релиза. И для тех, кто не хочет расставаться с симфонией, Йоэль предлагает в качестве бонуса вторую часть проекта, аудио-программу Filosofias из пяти композиций, где афро-кубинская музыка тоже представлена во всем своем экзотическом блеске.
Но главное в проекте – это все же видеопрограмма. Снята она очень строго, даже аскетично. Камера практически неподвижна и внимательно следит за исполнителем, движением его рук и ног. В контексте проекта такой подход выглядит вполне оправданным. Текст – комментарий автора в видео варианте желающие могут прочесть по-испански, по-русски и по-английски. Последние два языка использованы и в оформлении обложки альбома, то же очень красочной, толковой по содержанию и оригинальной в некоторых деталях – например, Йоэль поместил сюда фотографию своего паспорта гражданина Республики Куба со всеми соответствующими данными, и разумеется, с фотографией гражданина. Впрочем, не обошлось и без ложки дегтя, за которую явно ответственны редакторы. Увы, небрежность к английской грамматике я встречаю в российских релизах уже не первый раз. Слово «ритм» по-английски пишется так, как в данном тексте, а не так, как на обложке издания. Досадно! Правда, достоинств новой работы Йоэля Гонсалеса это ничуть не умаляет.
Словечко loop в названии альбома сразу много скажет посвященному о его содержании. Да, разумеется, мы имеем дело с ди-джейским проектом, основанном на технике электронного звукового коллажа. Ведь что такое все эти лупы, сэмплы и брейки, как не ...
Американская сцена видела многих актрис с большим или меньшим успехом переквалифицировавшихся в певицы. Самые яркие примеры, которые сразу приходят в голову – это Лайза Минелли и Барбра Стрейзанд. Похоже, скоро мы с такой же легкостью будем ...
На обложке этого прибывшего из Норвегии альбома – пара весьма немолодых людей. «О времени» - так называется этот диск. Что ж, Лилл Холен и Эйнару Иверсену есть, что рассказать о времени. Эйнар Иверсен (р.1930) – один из ...
Бугалу – синтетический стиль музыки, преимущественно танцевальной, модный в середине 60-х годов. Ритм-энд-блюз и госпел сдобрены в нем изрядной долей латинских ритмов, музыки Нового Орлеана и чикагского блюза. Многие видные американские ...
Дуэт гитаристов, входящих в высшую лигу мирового джаза по этому инструменту примечателен уже сам по себе. И Джо Бек, и Джон Аберкромби неоднократно участвовали в таких проектах, при этом, к примеру, со Скофилдом играли оба. Но вот друг с другом они ...
Диски с такой музыкой редки в блюзовой части редакционной почты. Слушатель, привыкший к взрывной мощи чикагского электрического блюза и многочисленных блюз-роковых подражаний оному, может и не почувствовать такую музыку. Но если она тронула ваше ...
2007-й год выдался весьма удачным для саксофониста Николая Моисеенко. В этом году вышел не только дебютный альбом ансамбля Sunlight, который Николай возглавляет вместе с пианистом Евгением Лебедевым, но и персональный альбом молодого музыканта. ...
Альбом Urban Jungle, выпущенный Брайаном Бендером в рамках проекта Brian Bender and The World Beatniks, я бы рекомендовал в качестве прекрасного аудио-пособия педагогам, читающим своим студентам курс этнической музыки. Каждая из девяти композиций ...
Джимми Такери, известнейший клубный блюз-рокер, как-то признавался, что всегда хотел записать полностью инструментальный альбом, но неизменно получал отпор даже со стороны независимых рекод-компаний. Их не смущает даже тот очевидный факт, что с ...
В тот вечер, 17 октября 2005 года, гостями Игоря Бутмана в московском клубе LeClub были Владимир Иванов и его группа Ornithology. Их совместный концерт и стал сюжетом представляемого DVD. Владимир – известный московский музыкант и композитор, ...
Удивительный проект! Наверное, только Игорю Бутману с его реноме первого джазмена России и весомым авторитетом на родине джаза он и был под силу. Только Игорь смог собрать, пусть даже в Нью-Йорке, в одну команду звезд и супер-звезд мирового джаза ...
Уж не знаю, из каких соображений квинтет молодых московских музыкантов избрал для себя достаточно банальное название Sunlight, но если толчком для этого послужил одноименный альбом Херби Хэнкока конца 70-х годов, многое становится на свои места. ...