От редакции: В прошлом году не стало прекрасного джазового музыканта, саксофониста Владимира Коновальцева (1943 - 2011). Любители джаза с солидным стажем могут помнить его по выступлениям в составе Тульского биг-бэнда Анатолия Кролла в середине 60-х годов, люди помоложе - по участию в первом составе легендарного ансамбля "Аллегро" Николая Левиновского (1978 - 1982), по его собственным ансамблям, с которыми он играл до конца 80-х годов. А вот те, кто начал слушать джаз уже в пост-советский период, вообще могут не знать это имя. В этой связи, надеемся, всем будет интересно прочесть воспоминания о Владимире Коновальцеве музыканта, который хорошо знал его и выступал с ним на одной сцене...
Затея написать об этом человеке оформилась в мысль: "Напишу без официоза, каким я его знал". Но первым делом, все-таки, я отправился в Википедию, и не прогадал: такой страницы там не было. Вот страница Льва Кушнира, который начинал свою карьеру в ансамбле Владимира Коновальцева, есть, а сам Коновальцев пока(надеюсь, что"пока") этой чести не удостоился.
Мы познакомились в начале 80-х, после концерта Би Би Кинга в зале "Россия". Случилось это по "наводке" одного общего знакомого, промышлявшего продажей виниловых дисков. Джазовые музыканты никогда не были особо популярны, ну,разве в 60-е: помню по центральному радио вдруг прокрутили композицию "Терем-теремок" ансамбля Гараняна, что связано было с удачным выступлением "наших" на Пражском джаз-фестивале. Гаранян, Козлов... - наверное, самые известные широкой публике джазмены. Потом был Чижик, сегодня - Бутман.
Поэтому, честно говоря, я не знал, кто такой Коновальцев, но незадолго до этой встречи увидел по ТВ выступление ансамбля "Аллегро" Николая Левиновского. Номер был странен тем, что показали его в рамках какого-то сборного концерта, чуть ли не к 8 марта приуроченного. Позднее мне Володя объяснил, что "так надо было для престижа" (то есть начиналась не особо умелая "раскрутка" коллектива).
Так началось наше знакомство, и хорошие отношения продолжались лет 15, пока Владимир окончательно не бросил играть. Наступало время перемен, когда становилось все больше информации, она легче проникала к нам. Конец 70-х вообще многое изменил в мировой музыке, стало больше стилей и шел активный поиск новых форм, новых звучаний. На волне этой моды стали востребованы саксофонисты с другим, более "припопсованным" (как сейчас модно говорить) высоким звуком.
Так, Владимира в "Аллегро" сменил Сергей Гурбелошвили (очень хороший саксофонист, сегодня живет в Америке). Какое-то время они поиграли вместе, но были слишком разными... Вспоминаю очень красивую балладу Левиновского "Прощание с летом". Так и осталось впечатление, что после Коновальцева у Гурбелошвили не получилось раскрыть глубину этой композиции. В одном интервью Н.Левиновский точно заметил, что "заменить Володю было невозможно, у него был земной, даже точнее "земляной "звук" (цитирую по памяти - А.К.).
Что за музыкант был Владимир Коновальцев? Опять свои впечатления. Это был, конечно, виртуоз. Достаточно послушать его соло на сопрано - саксофоне в редких (увы) записях. Это был человек, который со знанием дела играл все: от Колтрейна до фьюжн с элементами рока и фольклора. Он был очень точен и изобретателен. Помню после совместного выступления я изучал его записи. Какие-то импровизации он сыграл идеально "отрежессированными" - со вступлением, развитием, кульминацией, завершением - хоть сейчас помещай
в учебник по джазу. Это при том, что они были ему предложены прямо перед концертом.
После ухода из"Аллегро" Владимир какое-то время был лидером собственного ансамбля, где играли отличные музыканты: Станислав Григорьев, Лев Кушнир(только начинал)... Но жизнь стремительно менялась, менялась мода, уезжали люди, труднее становилось выступать, распадались крепкие ансамбли.
Последний раз я видел Володю лет семь назад на фестивале в саду "Эрмитаж". Он был моложав, энергичен, как раньше. Его узнавали, с радостью здоровались (при мне к нему подходил А.Кролл и другие известные личности). Год назад Владимира не стало... Не знаю, что послужило причиной, ему не было еще 70 лет.
Остался сын Иван - известный тележурналист, шеф-редактор популярной передачи, человек, любящий и знающий джаз. Помню его мальчиком, когда он во время выступления отца баловался за кулисами с фонариком в руках.
Да, упомянув ТВ, на ум пришло, что лет двадцать назад был телеспектакль по роману Виктории Токаревой "Ехал грека через реку". По этому роману потом были сняты версии, одна из которых (на мой взгляд, не очень удачная) называлась "Шляпа" (с О.Янковским в роли трубача). Телеспектакль назывался "Между небом и землей". В главной роли был Андрей Миронов, а музыкантов ресторанного ансамбля играли настоящие музыканты, среди которых были Герман Лукьянов и Владимир Коновальцев. Там можно и саксофон его великолепный услышать.
Да вот не показывают...
Андрей КАНУНОВ
на фото - Владимир Коновальцев и Андрей Канунов, 1983 год, Загорск (ныне - Сергиев Посад), на концерте с ансамблем Андрея Канунова.
фото предоставлено автором
22 марта нынешнего года скончался прекрасный саксофонист, кларнетист, вокалист и поэт Рик Фэй. Его памяти посвящается этот короткий очерк. Как вы считаете, может ли джазмен, записавший 13 сольных альбомов, участвовавший в записи еще одиннадцати и ...
«...Ни белых мелодий нет, ни черных мелодий нет — есть только музыка, брат». (Ричард Рив, южноафриканский писатель) Разрешите предложить вашему вниманию для начала три длинные цитаты: " Многие не играют по-настоящему вместе, и ...
Владимир Чекасин родился в 1947 году в Свердловске (г.Екатеринбург, Россия). С шести лет играет на скрипке и фортепиано, с десяти лет - на кларнете. Только в последних классах музыкальной школы увлекся игрой на саксофоне. Закончил Свердловскую ...
Когда брежневский режим начал помаленьку выпускать за линию бдительного взора Карацупы и Джульбарса отщепенцев, остро желающих покинуть страну развитого социализма, люди искусства потянулись среди первых. Кто–то ехал в Израиль, кто–то — в Европу, ...
В последнее время в Россию (и в том числе в Санкт-Петербург) потянулся поток джазменов, некогда покинувших нашу страну и отбывших в США в поисках своего пути в джазе. Постоянно работает в Москве саксофонист Игорь Бутман, частым гостем стал трубач ...
Музыканты приходят в джаз. Каждый — по-своему, это тема для отдельного исследования. Любители музыки приходят к джазу. Тоже каждый своим путем. Автор данных строк заинтересовался музыкой где-то ко времени распада "Beatles". Рок переживал ...
В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес казался постоянно скучающим, а подчас даже сонным. Он часто дремал, изредка открывая один глаз, чтобы посмотреть на часы, ожидая выступления. Внезапно, без объявления начала ...
Десять лет тому назад мягко звучащий тенор-саксофон Тео Трэвиса был достопримечательностью четверговых и пятничных вечеров в баре "Tufnell Park", будущем известном месте встреч джазовых музыкантов. "The John Richardson Trio", тамошний постоянный ...
"...Пианист зачастил веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, ...
Великий новатор, альт-саксофонист, композитор. Это имя давно уже вошло во все музыкальные энциклопедии. Постоянно переиздаются его записи. О нем написаны десятки книг, сотни статей, тысячи страниц. Прежде чем взяться за перо, я попытался честно ...
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит ...