Если вы не только любитель джаза, но и верующий, этот диск вызовет у вас совершенно особую гамму чувств – такие диски чрезвычайно редки в наших «CD – Обзорах». Есть в Северной Норвегии город Будë. Уроженец этого города, джазовый пианист и композитор Ян Гуннар Хофф (р.1958г.) является сегодня одним из виднейших представителей норвежского джаза. Он успел переиграть чуть ли не со всеми отечественными и целым рядом зарубежных знаменитостей, включая Чика Кориа и Джона Сармэна. Сочиняет Хофф музыку не только джазовую, но и произведения для камерного оркестра, хоров и так далее.
Написанная им сюита Meditatus в девяти частях – это попытка синтезировать джаз и духовную музыку, настоящая джазовая месса для хора и джазового ансамбля с подлинным набором молитв, звучащим под аккомпанемент джаза. Работа смелая, незаурядная, и весьма удачная – не случайно за нее Хофф был удостоен в 2005 году престижной норвежской музыкальной премии Эдварда в категории «религиозная музыка».
Осенью 2006 года Meditatus был записан Хором главного собора города Будë, хором полного состава в 45 человек под управлением дирижера Рагнхильда Штраумана (Bodø Domkor – это и есть название хора по-норвежски), в сопровождении джазового квинтета Яна Гуннара Хоффа. Выпустила альбом крупная норвежская независимая компания Grappa.
Всем уже не в диковинку экстатичная духовная музыка афроамериканцев. Но здесь мы имеем дело с попыткой внедрения джаза в строгий канон тысячелетней европейской религиозной традиции. И делает это Хофф в высшей степени тактично и убедительно.
Торжественное, спокойное фортепьянное вступление умело настраивает слушателя на серьезный лад, словно подготавливая его к молитве. И потом мощный хор страстно внемлет к Богу, и оказывается, что и соло на саксофоне, и жесткие, почти хард-роковые интерлюдии с солирующей электрогитарой в Kyrie III и Credo не профанируют происходящее, а, наоборот, органично подчеркивают и усиливают драматизм этой мольбы. Красота музыки Meditatus впечатлит чисто эстетически даже абсолютного атеиста, о силе же религиозного чувства, рождаемого ею, каждый волен судить по-своему.
Первая встреча двух выдающихся гитаристов произошла в далёком 1974 году, когда уже очень занятой сессионный музыкант Ларри Карлтон не смог поехать в составе группы L. A. Express в концертное турне с Джони Митчелл. Ему на замену был приглашён ещё ...
В названии второго альбома австрийского авангардного джазового трио Kelomat не случайно упоминается Москва. Два трека из семи вошедших в состав диска – Auf Der Zuckerseite и самая большая композиция, пятнадцатиминутная ...
В создании нового альбома Юры Нестеренко, помимо организованных им проектов White Night blues и NESTARы band, принимали участие коллективы «Крама», «Палац» и Константин Концевой (Осимира). Трудно сказать, какой именно стиль преобладает в композициях ...
Альбом минского пианиста, клавишника, композитора Максима Пугачева очень интересен по крайней мере по двум причинам. Его можно рассматривать, скажем, как своеобразный групповой фотопортрет современных мастеров белорусского джаза. Разумеется, ...
Американский блюзмен Фрэнк «Сан» Силз (1942 – 2004), гитарист, певец, композитор, пользуется у себя на родине заслуженной славой одного из ярких мастеров чикагского блюза, а также соул-блюза, который он с блеском исполнял ближе к ...
Альбом с экстравагантным названием «Это встречается с тем» и с не менее причудливой обложкой ознаменовал собой дебют Джона Скофилда на лейбле Emarcy после почти десятилетнего сотрудничества с Verve. Но от перемены мест приложения усилий ...
В России выпускается не так много дисков отечественных джазменов. Поэтому каждый из них вызывает живой интерес. Прежде всего любопытно услышать новый альянс музыкантов и выяснить, что он дал каждому из его участников. Вышедший в Ростове-на-Дону ...
Басист Бернд Затцингер (р.1977) – фигура весьма примечательная в австрийском джазе. Бернд в равной степени хорошо играет как на электрическом, так и на акустическом инструменте. Он не только исполнитель, но и талантливый композитор и ...
"Концерт в ГЕЗе" -- запись выступления группы в "Галерее экспериментального звука" (ГЭЗ-21, Петербург) весной 2007 года. Оставаясь в первую очередь проектом глубоко мелодическим, КМ на этот раз представил программу, акцентированную больше на ...
Выпуска этого диска ждали почти пять лет, ибо первый – Happy Birthday – разошелся буквально сразу. Да и как могло быть иначе! Впервые в России вышла запись, демонстрирующая достижения самой молодой ступени джазового образования. Любопытство было ...
Первое знакомство наших читателей с музыкой американского гитариста и композитора Джона Стейна состоялось в № 6/06 «Jazz-квадрата». Но представляемый сегодня альбом Green Street и изданный в 2006 году Concerto International de Jazz, ...
Карьера Дэниэла Мура, профессионального композитора, написавшего тысячи и тысячи песен для различных исполнителей, началась в 1972 году и продолжается по сей день. В числе музыкантов, исполнявших творения Мура, запросто можно обнаружить таких звезд, ...