nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Британские раритеты (История джаза от Timeless)

стиль:

Британские раритеты (История джаза от Timeless)
Уже вроде бы и неудобно еще раз констатировать, что историческая серия "Timeless" является уникальным собранием редкостей. Но даже внутри этой коллекции записи, включенные в данный альбом, необходимо выделить особо. Если для многих история джаза на его родине знакома только по переводным книгам, то уж история европейского джаза освещена весьма скупо и в литературе, не говоря уже о пластинках. Бьюсь об заклад, что на территории бывшего Союза вряд ли найдется более двух - трех десятков человек, когда-либо слышавших записи раннего британского джаза. Человек категоричный может сказать, что эта музыка вторична, что это лишь подражание гораздо более значительным заокеанским образцам. Пожалуй. Однако для подлинного энтузиаста джаза, для специалиста, для джазового историка поистине бесценной будет возможность проследить по подлинным записям очень важный этап в развитии одной из ведущих европейских джазовых школ - этап становления британского джаза.

В этом материале ниже вас ждет много малоизвестных названий и имен. Наверное, даже утомительно много. Но познавательная ценность очередного альбома серии превысила в глазах автора сих строк соображения удобочитаемости. Перед вами просто краткие пояснения к коллекции британских раритетов.

Итак, началом джазовой эпохи на Британских островах послужили гастроли "Original Dixieland Jazz Band" в 1919г. Заокеанское поветрие быстро стало популярным. Десятки американских джазменов получили надежный кусок хлеба благодаря гастролям в Англии. Среди них были и большие мастера. А что же хозяева? Они, несомненно, внимательно прислушивались к непривычным созвучиям, несомненно, начали пытаться их повторять, тем более, что музыкальная мода была по-прежнему благосклонна к этому новому виду легкой музыки. Именно танцевальные оркестры, в силу специфики своего репертуара, стали основным местом, где местные музыканты проходили обучение азам джаза у своих заокеанских коллег.

Через шесть лет после первых гастролей "ODJB" в Англии появилось первое материальное свидетельство существования британского джаза: в 1925г. оркестр "Kit-Cat Band", работавший в одноименном ночном клубе в Хаймаркете, сделал первую английскую джазовую запись - вышла пластинка с модной тогда композицией Кармайкла "Riverboat Shuffle". Музыкальным руководителем оркестра был американский кларнетист и альт-саксофонист Эл Старита (Al Starita), а рецензия на эту грамзапись, появившаяся в январе в 1926г. в "The Melody Maker" (кстати, в самом первом номере этого знаменитого издания), выделяла еще и "суперджазового артиста" скрипача Хьюго Риньоля (Hugo Rignold).

Следующий "экспонат" компакта знакомит нас с записью "Sugar Foot Stomp" Оливера - Армстронга в исполнении "The Devonshire Restaurant Dance Band", сделанной в мае 1927г. Оркестром этого фешенебельного заведения из Вест-Энда руководил скрипач Берт Фирмен (Bert Firman), человек, очень любивший и тонко чувствовавший джаз. Благодаря ему в репертуаре ресторанного оркестра было много "горячих" джазовых пьес. Кроме того, Фирмен старался и исполнителей подбирать соответствующих, вроде итало-американца Фрэнка Гуаренте (Frank Guarente), трубача, жившего несколько лет в Новом Орлеане и перенявшего основные технические приемы у Кинга Оливера и Ника Ла Рокки. Фирмен не только приглашал заокеанских "варягов", но и был настоящим джазовым селекционером среди британских музыкантов. В исполнении пьесы "Corn Fed", записанной другим его коллективом, "The Rhythmic Eight", рядом с тем же Гуаренте появляется уже и один из первых местных трубачей неплохого уровня Макс Голдберг (Max Goldberg), а на саксофоне в паре с американцем Перли Бридом (Perley Breed) играет англичанин Артур Лалли (Arthur Lally). "The Rhythmic Eight" был первым британским составом, где музыканты начали выделяться именно индивидуальным мастерством. Брат Берта, пианист Джон Фирмен, позже перенявший у него бразды правления ансамблем, старался сохранять эту традицию как в "The Rhythmic Eight", так и в другом своем коллективе, "Arcadians Dance Orchestra", одна из записей которого, датированная 1930-м годом, также помещена на диске.

Весьма техничные джазмены-англичане играли и в оркестре, работавшем в танцевальном зале при отеле "Пикадилли". Этот состав назывался "Piccadilly Revels Band", и руководил им брат уже известного нам Эла Стариты кларнетист и тенор-саксофонист Рэй. В пьесе "Buffalo Rhythm" сольные партии скрипача Эрика Сидея (Eric Siday) и тромбониста Билла Холла (Bill Hall) вряд ли оставят вас равнодушными. Холл, правда, был не англичанином, а канадцем, осевшим в Англии после гастролей одного из американских оркестров.

Конечно же, рассказ о раннем британском джазе не может обойтись без имени Фреда Элизалде, возможно, знакомого нашим читателям хотя бы по литературе. Этот предприимчивый пианист, американец филиппинского происхождения, был одним из ведущих организаторов джазовой жизни в Англии. Он привозил сюда многих американских джазменов, руководил рядом составов, для которых сам писал и аранжировал музыку. На диске представлена его пьеса "Stomp Your Feet" в исполнении ансамбля кембриджских студентов - "Fred Elizalde And His Cambridge Undergraduates". Весьма эффектно солирует здесь брат Фреда, альт-саксофонист Мануэль Элизалде, а вот тенор-сакс, Морис Эллом, стал позже очень известен вне сферы музыки - как блестящий игрок в крикет.

Интересно, что консервативные британцы долго не употребляли термин "джаз", предпочитая ему (в каталогах фирм грамзаписи) понятие "танцевальная музыка". Даже в самом конце 20-х именно под этой рубрикой проходила, скажем, пьеса "That's A Plenty", записанная коллективом под экстравагантным названием "The Rhythm Maniacs". Это была чисто студийная американо-английская команда, состоявшая из наиболее крепких музыкантов большого оркестра под управлением Берта Эмброуза (Bert Ambrose), работавшего в то время в отеле "Мэй Фэйр".

Не менее крупным и не менее известным был на рубеже 30-х годов оркестр Джека Хилтона (Jack Hylton), представленный на диске известнейшим стандартом "Tiger Rag", исполненным с отличным драйвом и идеальным балансом звучания всех секций. А ведь в этом оркестре американцев уже не было: только англичане и два очень классных француза - трубач Филипп Брюн (Philippe Brun) и тромбонист Лео Вошан (Leo Vauchant), позднее преуспевший в Голливуде в качестве аранжировщика музыки к фильмам.

А вот при записи пьесы "Kalua" летом 1930г. оркестром под управлением молодого контрабасиста Спайка Хьюза (Spike Hughes) в составе иностранцев уже не было вообще. И дело здесь не в особом патриотизме ирландца Спайка, просто к тому времени стал действовать запрет на привлечение к записям зарубежных музыкантов, инспирированный британским профсоюзом музыкантов, защищавшим таким образом интересы своих членов. Трубача Нормана Пейна (Norman Payne), солирующего в этой пьесе, автор текста к альбому "Timeless" Брайан Руст называет самым лучшим из британских мастеров этого инструмента. Честно говоря, по одной записи этого не скажешь, приходится верить (или не верить) Брайану на слово.

Каждый из составов, включенных в альбом, представлен только одной композицией. Иногда об этом остается только пожалеть. Думаю, поклонники хорошего биг-бэндового свинга не отказались бы послушать и в большем объеме танцевальный оркестр Би-Би-Си под управлением Джека Пейна (Jack Payne) или оркестр Билли Коттона (Billy Cotton). Оба эти лидера были чистыми дирижерами, оба очень любили джаз, который и составлял львиную долю репертуара обоих коллективов. У Коттона вдобавок играл и один из наиболее известных за пределами островов британских джазменов - трубач Нат Гонелла (Nat Gonella). Игру этого мастера мы можем услышать на этом диске еще не раз, например, в составе ансамбля Роя Фокса (Roy Fox), в оркестрах Лью Стоуна (Lew Stone) или Рэя Ноубла (Ray Noble).

Если Пейн и Коттон джаз любили, то руководитель другого крупного оркестра Деброй Сомерс терпеть его не мог, что в начале 30-х годов в Англии еще не выглядело архаизмом. Однако его имя связано с почти шекспировскими страстями, разгоревшимися вокруг очередной пьесы диска - "Stomping" (1931г.). Дело в том, что многие музыканты оркестра не разделяли вкусы своего шефа. И вот группа "диссидентов" во главе с трубачом Джимми Уорнеллом, объединившись под названием "Jimmy Wornell's Hot Blue-Bottles", без ведома Сомерса провели сессию звукозаписи, где и увековечили вышеуказанную композицию, сочиненную тем же Уорнеллом. Гнев Сомерса не знал границ. Что случилось дальше, история умалчивает, но новых записей группы Джимми Уорнелла больше не последовало.

Взгляды Джо Лосса (Joe Loss), руководителя одного из самых популярных британских оркестров начала 30-х, были несколько иными. Он довольно редко играл и записывал джазовые композиции, но только потому, что считал их малопопулярными у консервативных англичан. Так что включенная в CD пьеса "Sentimental Gentleman From Georgia" - явление достаточно редкое в репертуаре его оркестра.

Впрочем, в 1933г. произошло событие, во многом прояснившее отношение англичан к джазу и повлиявшее самым кардинальным образом на репертуарную политику теперь уже подавляющего большинства британских оркестров. В этом году в Англии впервые побывал с гастролями оркестр Дюка Эллингтона. Местные составы не только начали подражать манере игры этого великого бэнда, но и, учитывая резко возросший интерес к Дюку, исполнять его музыку. Пример тому есть и на диске: "Rockin' In Rhythm" в исполнении "Madame Tussaud's Dance Orchestra", которым руководил тенор-саксофонист Стэнли Барнетт (Stanley Barnett).

И стиль свинг, и сам этот термин стали необычайно популярны, что немедленно отразилось даже в названиях составов. Мы, в частности, можем послушать "Your Mother's Son-in-Low" (1934г.) в исполнении "The Six Swingers" и "China Boy" (1936г.) в исполнении "Bond Street Swingers". Оба эти коллектива по своему формату представляют собой комбо, правда, с несколько разной судьбой. Первый объединял в своем составе ведущих английских джазменов своего времени - пианиста Джорджа Скотта Вуда (George Scott Wood), уже знакомого нам трубача Голдберга, гитариста Элберта Харриса (Albert Harris). А вот про второй ансамбль долгое время кроме названия ничего не было известно. Лишь в середине 80-х с помощью уже очень пожилого кларнетиста Эла Баума (Al Baum), участвовавшего в записи пьесы "China Boy", удалось почти со стопроцентной уверенностью реконструировать состав этого септета.

Две последние записи, приведенные на альбоме, сделаны в 1937 году, и обе принадлежат биг-бэндам с тоже очень разной судьбой. Это биг-бэнды уже немного иного времени, чем те, о которых шла речь выше. Эра свинга безраздельно царила и в Штатах, и в Европе. Высокий уровень сыгранности музыкантов, изящество аранжировок, чисто джазовый репертуар стали уже чем-то почти обязательным. Но при этом вполне отвечавший всем требованиям, очень крепкий биг-бэнд "Harry Roy And His Band" почему-то всегда пользовался меньшим успехом, чем он того заслуживал. А вот оркестр Берта Эмброуза, чье имя уже упоминалось ранее, всегда оставался на гребне успеха. Композиция "Cotton Pickers' Congregation" была написана по заказу Эмброуза специально для его бэнда - яркого, гибкого, мощного tп

Подготовил Леонид АУСКЕРН


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
свинг, традиционный джаз
страна
Великобритания
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Комбо в эпоху биг-бэндов (История джаза от Timeless) Teddy Grace - Качели судьбы (История джаза от Timeless) Ethel Waters - Переводчица с джазового (История джаза от Timeless) Девочки тридцатых (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com