nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Блестящая свита и ее забытый король (История джаза от Timeless)

стиль:

Блестящая свита и ее забытый король (История джаза от Timeless)
Вряд ли вы припомните, уважаемый читатель, такую коллизию в истории любой из стран мира, когда время породило бы целую плеяду блестящих царедворцев, дипломатов, деятелей науки и искусства, полководцев, чьи имена до сих пор у всех на устах, и при этом имя монарха, в годы правления которого все это происходило, совершенно выветрилось из памяти потомков. А вот в джазе возможно и такое. Об одном ныне совершенно забытом джазовом короле и рассказывает нам очередной диск исторической серии "Timeless".

Детство и юность этого человека никак не были связаны с музыкой. Бойд Сентер родился 30 ноября 1898 года в семье фермера в типичном сельскохозяйственном штате Небраска. Однако, когда юноша Бойд впервые услышал записи "Original Dixieland Jazz Band", они произвели на него столь сильное впечатление, что он твердо решил стать музыкантом. К этому времени опыт музицирования у него ограничивался несколькими уроками игры на фортепиано, однако Бойд был действительно способным человеком и к тому же отличался редкой целеустремленностью.

Через какое-то время Сентер стал настоящим мультиинструменталистом. Он научился играть на трубе, на разных видах саксофонов, на банджо. С саксофоном в руках он изображен и на обложке альбома, но это не самое логичное решение. Куда больше бы подошел снимок Бойда с кларнетом, так как именно этот инструмент стал его излюбленным "оружием" и в большинстве представленных на диске пьес он играет именно на кларнете.

Сентер много играет, много записывается для самых разных фирм: "Autograph", "Pathe", "Paramount". Его имя приобретает общеамериканскую известность, а в рекламных целях к имени "подверстывается" вычурно-пышное рекламное прозвище - "верховный джазолог". Сегодня, когда далеко не во всякой джазовой энциклопедии можно обнаружить хотя бы несколько строчек о Бойде Сентере, цена подобным громким титулам выглядит особенно очевидной...

Но во второй половине двадцатых ключ если не к творческим высотам, то, во всяком случае, к коммерческому успеху Бойд действительно смог подобрать. Так и не став ярким инструменталистом, "верховный джазолог" очень удачно подбирал партнеров в свои ансамбли, и вот среди них действительно были настоящие звезды джаза.

В начале 1927 года Сентер заключил двухгодичный контракт с фирмой "Okeh". Вместе с ним "под знамена" этой преуспевавшей в те годы компании перешли члены его трио: Эдди Ланг (Eddie Lang) и Джек Расселл (Jack Russell). Три пьесы, записанные этим трио в марте 1928 года, и открывают альбом. Надо сказать, что слушается эта музыка с большим интересом уже в силу необычного сочетания инструментов: кларнет (сам "верховный джазолог"), фортепиано (Расселл) и гитара (Ланг). И при этом именно в столь камерном составе отчетливо видны сильные стороны группы - блестящая, с тончайшим свингом техника Эдди Ланга, а также ее слабые стороны: много солирующий Бойд достаточно зауряден, к месту и не к месту увлекается звукоподражательными эффектами, хотя с партнерами при этом взаимодействует все же неплохо.

В последующих треках слабости лидера заметны меньше - в новых сессиях участвовал уже больший по численности состав "Boyd Senter And His Senterpedes". К своему базовому трио Сентер присоединил обоих братьев Дорси: тромбониста Томми и альт-саксофониста Джимми, а также трубача Микки Блума (Mickey Bloom), не очень известного, но очень крепкого музыканта, работавшего в манере Бикса Бейдербека. Позже этот состав менялся еще не раз: на смену Томми Дорси приходил Чарли Баттерфильд (Charlie Butterfield), Блума сменял Фил Наполеон (Phil Napoleon), появлялись в группе и барабанщики - Вик Бертон (Vic Berton) или Стэн Кинг (Stan King).

Среди записанных ансамблем Бойда Сентера композиций немало и его собственных сочинений: "Goin' Back To Tennessee", "Rich Man, Poor Man, Beggar Man, Thief" и другие пьесы. И вот тут Бойд выглядит ничуть не хуже многих других авторов американской поп-музыки того времени. А уж игра все того же Ланга, братьев Дорси, Баттерфильда доставляет истинное удовольствие. Кстати, в гастрольных составах у Бойда играли и другие знаменитости, к примеру, Гленн Миллер, которого Сентер ценил не слишком высоко. Но в записях остались только упомянутые выше музыканты.

В 1929 году "верховный джазолог" перешел к фирме "Victor". Характер исполняемой музыки при этом практически не изменился. "Senterpedes" по-прежнему играют и шлягеры того времени, вроде "Copenhagen (Stomp)", и пьесы своего лидера ("No One"). Последняя представленная в альбоме сессия, записанная летом 1930г., была сделана уже не в Нью-Йорке, а в Голливуде, с привлечением местных студийных музыкантов. Из прежней команды здесь играет только верный Джек Расселл, а самого Бойда мы можем услышать, наконец, не только на кларнете, но и с саксофоном.

...Постепенно популярность Бойда Сентера начала падать. Вписаться в эру свинга ему не удалось. На авансцену вышли другие музыканты, в том числе и его бывшие партнеры - братья Дорси, Гленн Миллер. Бойд не стал бороться с судьбой. В какой-то момент он просто тихо и незаметно ушел из джаза. Как показало время, слава "верховного джазолога" развеялась быстро и основательно. Как пишет автор "liner notes" альбома Брайан Руст, в середине 1960-х Бойд был еще жив, руководил собственной небольшой торговой фирмой и с удовольствием отвечал на вопросы о своем джазовом прошлом. Право же, фирма "Timeless" сделала доброе дело, вспомнив этого забытого короля хотя бы из-за его блестящей свиты.

Подготовил Леонид АУСКЕРН


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
традиционный джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Early Chicago Jazz 1923-1925.Vol.1(История джаза от Timeless) Goofus Five 1924-1925 (История джаза от Timeless) The Charleston Chasers Vol.2 & New York Studio Groups 1928-1930 (История джаза от Timeless) Ted Lewis & His Band. 1929-1934 (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com