Каждый год в дни Рош-Хашана, иудейского Нового года, обычноэто бывает в сентябре, в синагогах всего мира трубят в особый рог — шофар,символизируя, что Господь приступил к оценке деяний людских в прошедшемгоду и определению их судеб на год будущий. Именно этот момент запечатленна обложке CD "Psycho-Semitic". И можно было бы предположить,что здесь записана еврейская религиозная музыка, если бы не странная деталь,придающая всему изображению характер несколько сюрреалистический. Во лбусвященнослужителя вмонтирован третий глаз, сообщая ему сходство с некимбогом из индуистского или буддистского пантеона.
Этот фантастический коллаж словно предупреждает: глубокаятрадиционность здесь невероятным образом соединена с самым изощренным авангардом.И сотворен этот синтез пятеркой музыкантов, назвавших себя "HasidicNew Wave". Лидеры квинтета,
они же сопродюсеры проекта, — это саксофонист Грег Уолл(Greg Wall) и трубач Фрэнк Лондон (Frank London). Они чаще всего солируютв пьесах альбома, и не зря их имена вынесены на обложку. А вот авторствокомпозиций музыканты друг с другом поделили, так что гитарист Дэвид Фьючински(David Fiuczinski), басист Фима Эфрон (Fima Ephron) и барабанщик АаронАлександер (Aaron Alexander) представлены также весьма достойно.
Проект нью-йоркской пятерки оставляет очень сильное иочень цельное впечатление. Чаще всего музыканты берут традиционную мелодию— свадебную, хасидскую застольную (в композиции "Men Trinkt Mashke/PeopleDrink Whiskey" — и на идиш, и на английском это приблизительно эквивалентнорусскому "Люди пьют водку") или религиозный мотив ( в композиции"Transcendence / U'Mipney Khata'Eynu" — из репертуара почтенногокантора Розенблатта) и интенсивно импровизируют на избранную тему во фри-джазовомили джаз-роковом духе, как, к примеру, в жесткой, динамичной пьесе "Ve— Samakhto Dub", на мой взгляд, лучшей на диске. А в заключительной"Men Trinkt..." музыканты пускаются и в вокальную импровизацию,имитируя не слишком стройное пение собравшихся за бутылкой, а затем переходящихк танцу хасидов. Фьючински широко использует уа-уа и другие электронныеэффекты на гитаре, Лондон и Уолл очень изящно то сдваивают, то разводятлинии своих духовых инструментов. Пожалуй, экстраординарной техникой вансамбле не выделяется никто, но вместе "Hasidic New Wave" играютпросто здорово.
А вместо заключения приведу две очень эффектные цитатыиз американской прессы по поводу этого альбома. "Hasidic New Wave"женят хасидскую свадебную музыку на авангардном джазе" ("EntertainmentWeekly"). "Сан Ра встречается с Джими Хендриксом на еврейскойсвадьбе" ("CMJ New Music Report"). Я бы сказал, возможно,чуть иначе. И Сан Ра, и Хендрикс, а иногда и Орнетт Коулмэн посещают нетолько свадьбу, а совершают значительно более обширную экскурсию в миреврейской традиции, и, право, стоит последовать за ними в этом путешествии,творчески весьма убедительном.
℗ ( с ) 1998 Knitting Factory Records
15 tks/56 mins
Начавшись с томного пульсирования контрабаса, альбом то обрастает большим количеством звуков всевозможной природы, как то: лай собаки (весьма чистый звук создаёт атмосферу уютного летнего вечера), контр-консервативные партии пианино и электронные ...
Сборник новомодного smooth-джаза, который очень популяренна расплодившихся сейчас во всем мире джазовых радиостанциях. По сути своей,это разновидность обычного коммерческого джаза, которого всегда было полно(вспомните хотя бы Джорджа Бенсона или ...
Музыка не для всех. Не в смысле — элитарная, а в смысле— на любителя. Она требует не только определенного душевного состояния,но и некоторой интеллектуальной подготовки или, по крайней мере, желанияее получить. Оркестр — не оркестр, состав странный ...
Знаменитый американский трубач Чет Бейкер в 1978 году на своем концерте в Мюнхене встретился с молодым немецким вибрафонистом Вольфгангом Лакершмидом, и их знакомство сразу переросло в творческий союз. Они записывались дуэтом, а затем с различными ...
Игра Боба Уилбера (альт-саксофон) и Дика Хаймана ("Хаммонд"-орган)сразу же воскрешает в памяти неподражаемую пару Джонни Ходжес — Уайлд Билл Дэвис. Даже составы их оркестров почти идентичны: альт-сакс — орган — тромбон— гитара — бас — ударные. У ...
Количество превосходных эпитетов, которыми снабжает западнаяпресса американского гитариста Джо Морриса, не может не производить впечатление."Наиболее впечатляющий и смелый гитарист последнего десятилетия","революционер гитары", "один из самых ...
Спокойная, величественная, местами грустная, местами торжественнаямузыка, строго выдержанная в темпе адажио. В ней практически нет национальных норвежских мотивов, но она сама по своему настроению — север, море, скалы, кричащие чайки, пасмурное ...
В последние годы появляется все больше и больше джазменов, "новообращенных"из академических исполнителей. Однако тенденция, и причем тенденция отрадная.Исполнители не стесняются своей академической школы, играя джаз, не прячутее и обогащают музыку ...
Абсолютно спонтанная импровизационная работа британского трио Джон Маршалл (ударные), Тео Трэвис (саксофоны, флейта) и Марк Вуд(гитара). История самого трио весьма любопытна и так же случайна, как имузыка, которую оно исполняет. Изначально это был ...
Билли Кобэм — живая легенда совсем недавних времен джаз–рока и фьюжн.Он успел переиграть чуть ли не со всеми, кто создавал этот стиль: первыйсостав "Махавишну окестра", знаменитые диски Майлса Дэйвиса,Питера Гэбриела, Херби Хэнкока, Джорджа Бенсона. ...
Молдавский джаз еще в советские времена был достаточно большой загадкой даже для знатоков, которые посещали многочисленные в 80-ые годы фестивали. Но даже тогда из этой южной республики очень редко выплывали музыканты, к которым приходила ...
Вы когда–нибудь купались в шампанском? Я тоже нет. Однако, думаю, связанное с подобным купанием ощущение сверхизысканной роскоши где–то сродни чувствам,которые переполнят душу любого поклонника джаза после прослушивания этого ...