nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Kenny G - Что общего у Кенни Джи с долларом?

стиль:

Kenny G - Что общего у Кенни Джи с долларом? Простейший ответ на этот вопрос может звучать так: они оба нравятся практически всем. Есть такое выражение, подчас употребляемое в полемическом задоре: "Я вам не доллар (рубль, тугрик и т.д.), чтобы всем нравиться!". Я не знаю, как относятся к американскому гражданину, уроженцу Сиэтла Кенни Горелику (Kenny Gorelick) люди, знакомые с ним лично. Наверняка, по-разному. Но вот творчество композитора и исполнителя, саксофониста Кенни Джи весьма благожелательно оценивают тысячи и тысячи людей подчас с весьма различными вкусами. И оценивают вполне конкретно, своими кровными долларами, раскупая в огромных количествах его диски. С 1982 года, когда появился первый альбом Кенни Джи, и по сей день во всем мире их распродано более 30 миллионов!

Уже более пятнадцати лет подряд Кенни Джи удерживается в первой десятке по чартам журнала "Billboard". Он — обладатель массы наград, лауреат самых разнообразнейших премий и даже владелец персональной звезды на знаменитом голливудском бульваре. И при этом надо иметь ввиду, что сильнодействующие стимуляторы популярности Кенни Джи практически не использует. В отличие от, скажем, Майкла Джексона или Мадонны, он — редкий гость в разделах светской или скандальной хроники ведущих печатных изданий Америки. Значит, дело все-таки в музыке. Что же это за ключ, который Кенни столь удачно подобрал к сердцам и кошелькам меломанов?

В джазе Кенни Джи считается одним из самых ярких лидеров направления под названием smooth (т.е. буквально "гладкий", "приглаженный") jazz. Но тысячи весьма далеких от джаза людей, слушая Кенни, убеждены, что имеют дело просто с очень высокого класса поп-музыкой. И они по-своему правы.

Нравится это кому-то или нет, но надо признать, что и джазовый мейнстрим, и традиционный джаз, и, тем более, джазовый авангард сегодня попали в разряд искусства элитарного, то есть имеющего достаточно ограниченное число потребителей, а значит, оказались на одном острове с академической музыкой и авторским кинематографом, "серьезной" прозой и экспериментальной поэзией. И этот остров культуры "высокой" окружен океаном культуры массовой, поп-культуры. И в этой связи напрашивается сравнение из сферы физической географии. Богат мир суши, богат мир моря, но совершенно особое место занимает участок пограничья между морем и сушей — шельф. Именно тут самые богатые залежи полезных ископаемых, именно тут фауна и флора отличаются невиданным нигде больше разнообразием. И именно такое пограничье, именно такой музыкальный "шельф" пользуется особой популярностью. Представителей массовой культуры манит возможность поговорить "высоким штилем", на языке "настоящего искусства", обитателей элитарного острова соблазняет возможность расширить свою аудиторию. И один из самых плодородных участков на этом шельфе застолбил музыкант, работающий под псевдонимом Кенни Джи.

Кенни отличается блестящей техникой исполнения, у его саксофона гладкий, ровный звук, в его композициях явственно присутствуют джазовые интонации. Но — не более. Здесь и речи нет о свинге, о неожиданных диссонансах, импровизационное начало сведено практически к нулю. Зато эта музыка легко "ложится на ухо", служит прекрасным фоном для поездок "с ветерком" по замечательным американским дорогам, для светских приемов и просто для создания хорошего, безмятежного настроения. Таков smoothjazz, а Кенни Джи является образцовым его представителем. Прошлогодний его альбом "Kenny G's Greatest Hits" 37 недель стоял на первом месте по категории "современный джаз" в "Billboard". Его рождественский альбом 1994 года "Miracles: The Holiday Album" был распродан в количестве восьми миллионов экземпляров, что является абсолютным рекордом для подобных изданий.

Естественно, в подобном стиле работают с разной степенью успеха многие. Гитарист Джордж Бенсон практически полностью переключился на smooth jazz. Аналогичную музыку исполняют и Ли Ритенур, и Гота, и Марк Антуан. Некоторые чередуют в своей работе альбомы с "гладким" и "настоящим" джазом, подобно тому, как многоликий Херби Хэнкок после чисто фанкового проекта "Return Of The Headhunters" обратился к творчеству Гершвина очень глубоким альбомом "Gershwin's World". К классическому джазовому наследию как к музыке, на которой он вырос и которой он обязан очень многим, обратился, возможно несколько неожиданно, если смотреть со стороны, и Кенни Джи.

Проект "Classics In The Key Of G" выстроен весьма амбициозно. С помощью своей излюбленной smooth-лексики Кенни излагаетизвестнейшие темы Гершвина ("Summertime") и Эллингтона ("In The Sentimental Mood"), Жобима ("The Girl From Ipanema", "Desafinado") и Монка ("Round Midnight"). Иногда, особенно когда оригинальная композиция изначально была выдержана в медленном, лиричном настроении, версия Кенни выглядит весьма убедительно. Сам он играет на двух типах саксофонов — сопрано и теноре, а помимо основной ритм-группы, в отдельных композициях играют и специально приглашенные гости: Бенсон в "Summertime" и вокалистка Бебель Жильберто в "The Girl From Ipanema". Особого разговора заслуживает прославленная Луисом Армстронгом тема "What A Wonderful World". Кенни, очевидно, счел ее наиболее "ударным" треком альбома, так как эту композицию фирма "Arista" издает и в виде сингла, все доходы от продажи которого Кенни Джи собирается перевести в учрежденный им же фонд содействия музыкальному образованию в американских школах. В этой записи Кенни просто "подверстал" партию своего сопрано-сакса и компьютерных клавишных и ударных к голосу великого Сачмо. Не знаю, не знаю... Мне и сам принцип подобных трюков кажется довольно сомнительным, а уж в этой конкретной вещи при первых же звуках неповторимого голоса Армстронга Кенни со своей затеей, по-моему, просто "улетает". Впрочем, это, конечно, субъективный подход и, вполне возможно, и сингл, и весь альбом в целом"на ура" будут приняты в Штатах.

Что ж, любопытного меломана новый диск Кенни Джи, возможно, заставит послушать в оригинале и Хокинса, и Монка, и других титанов джаза. Другие же удовлетворятся приобщением к джазовой классике и в "приглаженной" версии. Наверное, неплохо и это. Грешен, в свое время я и сам впервые прослушал классический вариант "Картинок с выставки" Мусоргского после версий "Эмерсон, Лэйк энд Палмер" и Исао Томиты. А за память о джазовых корнях модного саксофониста и композитора можно поблагодарить отдельно. Очень уж не хочется, чтобы smooth jazz сорвался с "шельфа" и окончательно отдрейфовал в сферу поп-культуры. Альбомы типа последней работы Кенни Джи делают его связь с просто джазом несколько более основательной.

Впрочем, сам неугомонный Кенни, если верить рекламному вкладышу, помещенному вместе с буклетом в футляре компакт-диска, готовит свой новый музыкальный "блокбастер" — очередной рождественский альбом, которым грозит переплюнуть рекорды предыдущего. Что же, очень может быть. Ведь ему так здорово удается понравиться всем!

Леонид АУСКЕРН


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
смус джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела саксофонисты
Владимир Чекасин - ансамбль песни и пляски имени себя.. Анатолий Герасимов - легкий человек Andres Boiarsky - русский аргентинец Алексей Козлов как зеркало российской джазовой эволюции
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com