nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Слушая новое, не забывайте о старом..

Новое всегда раздражает. Это по меньшей мере. В целом же, все новое вызывает отторжение. И это - нормально, ибо мышление человека носит, по большей части, консервативный характер, и лишь немногие способны без потерь приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Человеку нелегко по собственной инициативе выходить из состояния физического и душевного комфорта, из того привычного состояния, которое не создавало ему до этого никаких проблем.

Когда одну формацию сменяет другая, когда один стиль уступает место другому, и вообще во всех случаях, когда приходится менять систему ценностей, мы ностальгически вспоминаем о тех золотых временах, когда все было привычным, ясным, знакомым и понятным. "Нам легче менять свои убеждения, чем привычки", - сказал философ. И так во всем.

Джаз - единственная новая форма музыкального искусства, которую нам подарил ХХ век, но эта новая форма носила такой революционный характер, что вызывала на первых порах почти полное отторжение. И очень немногие, даже самые серьезные и вдумчивые критики решались подходить к джазу не эмоционально, а логически. Никогда не забуду своих первых передач о джазе на ТВ в далеком 1960 году. Прочитав в сценарии вполне невинную фразу о том, что джаз родился в увеселительных заведениях Нью-Орлеана, редактор спросил, что я имею в виду. Пришлось расшифровать: в казино, всяких кабаре, публичных домах. Редактор схватился за голову: "Ты что, хочешь, чтобы меня с работы выгнали?!" И в самом деле, как можно было пропагандировать музыку, родившуюся в публичном доме?!

В том, 1960 году я фактически услышал доводы критиков начала века. Долгие годы джаз оценивали не с музыкальной, а с чисто социальной точки зрения. Вульгарная социология вторгалась в музыкальную критику, искажая истину. "Порочное зачатие", как первородный грех, проклятием висит над джазом, создавая искаженную общую картину. Так, Джордж Гершвин, никогда специально не писавший для джаза, но использующий в своих произведениях многие джазовые идиомы, вошел в историю как человек, который "сделал из джаза леди". Попытки оценивать джаз не по его, "джазовым", законам, а по устоявшимся критериям классической музыки можно встретить и по сей день.

Почти восемь десятилетий отделяет нас от того момента, когда была опубликована статья Карла Энгеля "Jazz: A Musical Discussion", отрывки из которой сегодня предлагаются вашему вниманию, и мы должны с позиций нашего времени оценить взгляд на джаз непредвзятого критика начала века.

Статья была написана в те дни, когда высшим достижением джаза еще был блюз; когда на эстраде можно было встретить "шумовые" оркестры, вызывающие ощущение какофонии; когда коллективную импровизацию воспринимали как нечто выходящее "за рамки цивилизованной сдержанности", а джазовое звукоизвлечение и имитацию - как "бредовое мяуканье".

Джаз долгие годы на полном серьезе расценивался как ответ популярной музыки на некий социальный заказ, как ответ на психологическую перестройку в ту революционную эпоху, когда наружу выходят низменные инстинкты, порожденные напряженностью, "существующей в бездумном, невротическом слое общества".

Статья К.Энгеля появилась всего за два года до первого исполнения "Рапсодии в блюзовых тонах " Д.Гершвина, но в ней отчетливо прослеживается отождествление джаза с танцем. И музыка джаза, якобы возникшая в ответ на требование танцевальной площадки, описывается как имитация танца с его похотливыми движениями и ощущением какофонической трясучки.

И все же автор сделал нестандартный для тех непростых лет вывод: джаз надо оценивать не с точки зрения современного танца, а с точки зрения новой формы популярной музыки. И как только мы начинаем рассматривать джаз под таким углом, мы тут же замечаем многие скрытые в нем весьма новаторские для своего времени достоинства. В дни, когда джаз создавали неискушенные в гармонических тонкостях люди, когда до прихода в джаз белых с их консерваторским образованием оставалось еще добрых десять лет, Карл Энгель дает точную характеристику джаза своего времени как единству рэгтайма, блюза и оркестровой полифонии. Да и с исторической точки зрения, убеждает Энгель, джаз как порождение танцевальной площадки оказывается в одном ряду с подобными событиями весьма далекого прошлого.

Статья Энгеля удивительно современна. Достаточно одного примера. В начале века джазовые мелодии были примитивны в сравнении с песнями Ф.Шуберта. В наши же дни мелодии современного рока кажутся удивительно примитивными по сравнению с мелодическим богатством свингового джаза. Что это доказывает? Да ровным счетом ничего. И когда мы читаем у К.Энгеля упоминание о произведениях, лишенных признаков мелодий, о коротких навязчивых мотивчиках популярных песен начала века, мы просто понимаем, что история повторяется.

Яков БАСИН

1999


стиль
джаз
автор
Яков БАСИН


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела другие статьи

  • стиль: джаз, джаз
Вниманию читателей предлагается опубликованное в электронном журнале "All About Jazz" эссе Шона Сингера — выпускника университета Индианы (Блумингтон, США) по специальности "Английский язык и литература". Помимо джаза, сфера интересов Шона включает ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз родился в эпоху, когда классовые теории торжествовали во всем мире и во всех слоях общества. В конце 20-х, а в особенности в послекризисные годы в Америке, Европе и, конечно же, в СССР стал распространяться взгляд на народное, чуть ли не на ...
  • стиль: джаз, джаз
Документы эпохи, даже фрагментарные, порой говорят о значительности явления гораздо больше, чем очень толстые формальные исследования. Читателю "JK" предлагается очерк, посвященный событиям полувековой давности, происходящим тогда в СССР и ...
  • стиль: джаз, джаз
Мы предлагаем читателю взглянуть на проблему сохранности джазовой истории в целом и на двух небольших примерах сравнить, каким образом возникают джазовые архивы и музеи в Америке и в России. Надеемся, что у этого очень нужного и важного для всех нас ...
  • стиль: джаз, джаз
Пару месяцев назад появилась книга Рональда Аткинса (издательство "Carlton") "Jazz: The Ultimate Guide" — хорошо изложенный обзор истории джаза, начиная со времен патриархальных. Один из разделов посвящен джазовым великанам — Луису Армстронгу в 20-е ...
  • стиль: джаз, джаз
В начале 80-х в одном из английских клубов ди-джей Giles Peterson после ставших традиционными экспериментов с acid house и hip hop заиграл то, что сам потом определил как acid jazz. Первоначальный стиль hip hop был кардинально изменен, а то, что ...
  • стиль: джаз, джаз
Так назвал один из нижеподписавшихся свой доклад на Симпозиуме в германском городе Айзенах. Симпозиум прошел 9 декабря 2000 года при поддержке городского департамента культуры в помещении уникального "Джазового архива". В этом году, как и в прошлом, ...
  • стиль: джаз, джаз
Альбом 1996 года «Soulful Strut» Гровера Вашингтона-младшего по праву считается кульминационным в его творческой карьере. Прослушивая композиции с этой пластинки, вы чувствуете, что музыкант и его саксофон действительно могут быть единым целым. Эту ...
  • стиль: джаз, джаз
«Influences» — дебютная пластинка молодой многообещающей команды Empathy Project из Санкт-Петербурга. Альбом вышел на лейбле FANCYMUSIC, его презентация состоялись в июле прошлого года в Северной Пальмире, а известный международный ...
  • стиль: джаз, джаз
Московское джазовое сообщество (как, впрочем, и любое дру­гое, в т.ч. провинциальное) можно уподобить айсбергу. Над­водную часть населяют сплошь "раскрученные* фигуры:. столичный джазовый бомонд, свадебные генералы, не­пререкаемые в в своих прошлых ...
  • стиль: джаз, джаз
Соленый воздух с моря щекочет ноздри, перемешиваясь со сладкими запахами экзотических фруктов и цветов, тонущих в южных сумерках. Здесь чувства острее, эмоции ярче, ночи нежнее, а поцелуи горячее. В плане музыки всё это может вместить в себя, ...
  • стиль: джаз, джаз
От редактора: Один из авторов jazzquad.ru, москвич Георгий Искендер, прислал интереснейшую ссылку на великолепную коллекцию джазовых афиш, дающую впечатляющую панораму советского джаза 60-х - 80-х годов. Афиши тщательно рассортированы по городам. ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com