nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Альфонс М. Дауэр – Джаз: его происхождение и развитие

Альфонс М. Дауэр – Джаз: его происхождение и развитие  Исследовать джаз можно с разных точек зрения. У историка будет один взгляд, у социолога – другой, у представителя музыкальной индустрии – третий. Немецкий ученый Альфонс Михаэль Дауэр (1921-2010) любил джаз и был при этом музыковедом и этнографом. Одна из основных сфер научных интересов в этнографии – африканистика. Все это вместе дало тему одной из первых его работ: исследование африканских корней джаза и, шире, влияние этих корней на музыку обеих Америк. Книга «Джаз: его происхождение и развитие» (Der Jazz - seine Urspraenge und seine Entwicklung) впервые была издана в 1956 году в Айзенахе, тогда – в ГДР (что странно, так как последующие книги Дауэра выходили в ФРГ и в Австрии, в Граце, где он работал в конце жизни), потом неоднократно переиздавалась. Работа – пионерская, если не в мире, то уж в Европе – безусловно. Она оказала влияние на многих последующих исследователей джаза, в том числе и в СССР. Благодаря изданию в «стране народной демократии», ее можно было, пусть и с трудом, как раритет, найти на языке оригинала в магазинах «Дружба» в крупных культурных центрах – Москве, Ленинграде, столицах союзных республик. Очень высоко ценил эту книгу такой крупный отечественный специалист по джазу и пропагандист этой музыки, как Леонид Переверзев. Работа Дауэра, среди прочих, стала основой фундаментального исследования Валентины Конен «Рождение джаза». Но это – флагманы отечественного джазоведения. А как с рядовыми любителями джаза, людьми, которым глубоко интересно все, касающееся этой музыки? Как со студентами, будущими профессионалами, изучающими джаз?

Первый перевод этой книги сделал в 1961-62 годах в Воронеже Валентин Феклистов, ранний соратник знаменитого воронежского «гуру» самиздатовских переводов джазовой литературы Юрия Верменича. Как писал Верменич в своих воспоминаниях, В.Феклистову культуртрегерство было не слишком интересно, и переводил он больше для себя. Какое-то количество экземпляров этого перевода разошлось по джаз-клубам огромной страны, но достоянием «широкой джазовой общественности», так или иначе, «Джаз: его происхождение и развитие» не стал. И вот, пол-века спустя, уже не в СССР, а в России, уже в совсем другом общественно-политическом климате, со всеми его плюсами и минусами, в таком весьма заметном еще с советских времен джазовом центре, как Новосибирск, за доработку и редактирование перевода В.Феклистова взялся другой энтузиаст джаза, математик по образованию Евгений Черепанов. Под его редакцией книга Альфонса Дауэра «Джаз: его происхождение и развитие» была, как писал Е.Черепанов автору этих строк, издана «малым тиражом и мгновенно разошлась по музыкантам, специалистам и преподавателям». В надежде на более широкое информирование читающих по-русски любителей джаза об этом уникальном исследовании, в надежде, что оно все же сможет, несмотря на малый тираж издания, стать полезным для многих, и с искренним уважением к труду как В.Феклистова, так и Е.Черепанова, мы публикуем в разделе «Книги» краткий рассказ о работе Альфонса Дауэра «Джаз: его происхождение и развитие».

Свое исследование А.Дауэр разделил на шесть глав и снабдил семьюдесятью нотными примерами, на которые даны ссылки по тексту книги. Общеизвестно, что джаз – один из результатов взаимодействия западной (европейско- американской) и африканской музыкальных культур. Во «Введении в музыку Западной Африки» Дауэр сразу же разделяет воздействие в Америке европейской музыки на африканскую (результат – джаз) и воздействие в Америке африканской музыки на европейскую (результат – шоу менестрелей, регтайм, латиноамериканская музыка и … свинг). Джаз и свинг, по Дауэру, - разные вещи! Для кого-то такой вывод может оказаться шокирующим. Далее автор подробно исследует особенности музыкальной культуры Западной Африки, основного бассейна поставки рабов в Америку, главенствующую роль ритма в африканской музыке, ее полиметрию и полиритмию, а также практически полное отсутствие синкопирования, особые, отличные от европейских, принципы построения гармоний. Отдельно Дауэр говорит о тех элементах западноафриканской музыки, котрые впоследствии станут основополагающими для джаза.

Следующие две главы, на мой вкус, наиболее интересны. Автор разбирает здесь особенности афроамериканской музыки в Южной (с Вест-Индией) и Северной Америке. Анализ Дауэра следующий. Везут рабов куда? Во владения испанцев, португальцев, французов, англичан и голландцев. Везут каких рабов? Из народов ашанти, йоруба, дагомеи (по преимуществу). Романские владения стараются не брать более склонных к мятежам ашанти – тех везут больше на Север. Романско-католические рабовладельцы более склонны видеть в рабах людей, более толерантны. Да, внешнее обращение в христианство обязательно, но… без фанатизма. Англичане и голландцы – протестанты. Все более сурово: рабов последовательно и тщательно отсекают от их корней, баптистско-евангелические направления христианства преобладают, сами рабы – существа низшего сорта. Европейская музыка – не однородна. Музыкальная культура тех же испанцев и португальцев в своем развитии сама испытала существенные североафриканские (то есть арабские) влияния, протестантам ближе духовные песнопения. Результат: на Карибах, в Колумбии, в Бразилии, там, где черные рабы жили плотными группами, традиционные африканские боги принимают обличья христианских святых, пышно цветут синкретические культы. В музыке: work songs, спиричуэлс и блюз североамериканских рабов и их потомков имеют соответствующие (но совершенно иные по характеру – при сохранении полиритмии, полиметрия исчезает в Северной Америке, но все это сохраняется в Южной) аналоги в Южной Америке и на Карибах. Скажем, калипсо с Тринидада – это такой карибский блюз. А когда Дауэр писал свою книгу, еще мало кто знал о ска и рэгги с Ямайки! Для Дауэра - work songs и спиричуэлс – фольклор, а блюз и джаз – это уже художественные формы. Все выводы, и в этих, и в последующих главах – результат подробного, аргументированного, тщательного анализа.

Далее этому анализу подвергаются такие явления, как блюз, архаический и классический джаз Нового Орлеана и Чикаго, а также начало эры свинга, до которой доводит историю джаза Альфонс Дауэр. Зарождение архаичных форм блюза, еще восьмитактовых, Дауэр относит к периоду, далеко отстоящему от 1870 года, который к моменту написания книги брался многими исследователями за «точку отсчета». Он подробно разбирает как архаичный, так и классический период развития блюза, связанный с творчеством Ма Рейни и Бесси Смит, исследует влияние таких инструментов, как гитара и фортепьяно, разбирает особенности фортепьянных стилей barrel house и boogie woogie. При этом, его преимущественно сугубо научный, музыковедческий анализ вдруг прерывается поистине поэтическими строками, вроде этих: «Как и всякая настоящая негритянская музыка, блюз, собственно, не имеет ни начала, ни конца. И когда он звучит, то это лишь незначительная часть неистощимого изобилия музыки, которую постоянно необходимо чувствовать. Это наблюдение дает повод для сравнения блюза с нашей собственной средневековой музыкой, композиции которой отчасти также довольно небольшие и которые рассматриваются точно также частью бесконечного музыкального ряда.» Любопытно, что ни блюз сам по себе, ни знаменитые в джазе blue notes по Дауэру «…не являются никакими печально звучащими выразительными средствами, создающими такое настроение, а лишь признаком сильного эмфазиса, которым охвачен негр, если он находится в состоянии сильного возбуждения. Точно так же их следует понимать и в афроамериканской балладе и блюзе.» И еще одна любопытная деталь: нигде Дауэр не вводит антитезу «спиричуэлс – блюз», как противопоставление высокой духовной и низкой музыки, что на самом деле и до недавних пор имело место в черных общинах США. Зато он вводит понятие «декадентский блюз», понимая под ним блюз, подвергшийся «прогрессирующему влиянию западной музыки на афроамериканские музыкальные формы». Увы, по Дауэру, все развитие блюза после 20-х годов является именно декадентским.

Да, Альфонс Дауэр, в определенной степени – пурист, но, пожалуй, не такой радикальный, как известный историк джаза Юг Панасье, чье имя он упоминает в своей работе. У него можно встретить, к примеру, такое безаппеляционное высказывание: «Давно известно, что различные «джазовые скрипачи» в наши дни (речь идет о 50-х годах – прим. ред.) таковыми не являются, так как в своей игре едва ли выходят за рамки искусства кабаре. Этому есть простое объяснение – скрипка это не «hot»-инструмент». Но в целом, проводя, скажем, четкую грань между классическим джазом (т.е. джазом Нового Орлеана и Чикаго) и свингом, он не отлучает последний от джазовой истории, которую видит сквозь призму вышеупомянутых взаимных воздействий друг на друга европейской и африканской музыки. Родиной джаза Дауэр однозначно считает Новый Орлеан. Именно здесь, на территории, ранее принадлежавшей Испании и Франции, в городе со значительной креольской прослойкой, влияние «белой» инструментальной музыки на африканское музицирование породило джаз. Дауэр подробно разбирает роль различных инструментов в первых джазовых ансамблях – корнета (трубы), кларнета, тромбона, постепенное вытеснение тубы контрабасом, банджо и гитары (чисто латинское влияние). Пишет он и о первых белых street band (1892) и первых ragtime band (1895) в Новом Орлеане, о возникновении стиля диксиленд в 1917 году с появлением одноименного белого ансамбля, о постепенном вытеснении кларнетов саксофонами. Серьезному и глубокому разбору подвергается творчество ряда известных белых коллективов и музыкантов, прежде всего Бикса Бейдербека. Все они, по Дауэру, - символ перехода от классического джаза к свингу, который он оставляет за рамками своей работы.

Со времен написания «Джаз: его происхождение и развитие» прошло много лет. Какие-то взгляды автора сегодня кажутся не очевидными. Но блистательный анализ корней джаза, в высшей степени компетентная музыковедческая история его появления и развития не теряют актуальности и сегодня. Думаю, очень повезет тем, кому удастся добраться до этого изданного семь лет назад в Новосибирске томика. За скромной обложкой здесь масса полезной и интереснейшей информации. Возможно, данный текст помог вам в этом убедиться.

Альфонс М. Дауэр

«Джаз: его происхождение и развитие»

Перевод с немецкого В.Феклистова и Е.Черепанова

Под редакцией Е.Черепанова

Новосибирск, 2012г.

Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Германия, Россия
музыкальный стиль
африканская музыка, традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
  • стиль: джаз, джаз
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
  • стиль: джаз, джаз
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
  • стиль: джаз, джаз
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
  • стиль: джаз, джаз
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
  • стиль: джаз, джаз
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
  • стиль: джаз, джаз
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
  • стиль: джаз, джаз
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
  • стиль: джаз, джаз
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
  • стиль: джаз, джаз
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...
  • стиль: джаз, джаз
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...
  • стиль: джаз, джаз
«Джаз в новом тысячелетии – живой и здравствующий» - так оптимистично назвал свою книгу журналист и писатель из Техаса Рик Митчелл. Рик пишет о музыке уже более сорока лет. Он является автором уже трех увидевших свет книг, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com