nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Павел Аракелян и The Outsiders

стиль:

Павел Аракелян и The Outsiders До сих пор никто не знал, что статья про Сонни Роллинса в прошлом номере Jazz-Квадрата была в некотором роде подарком Павлу Аракеляну. Потому что Санни (так называет его Паша, и, наверное, – правильно) любимый его саксофонист. Что для меня не совсем понятно. Понимаю, конечно, в свое время боп был музыкой революционной (а именно Роллинс однажды возродил его, создав направление хард боп), но для моих ушей его кристально чистый, ровный саунд, причем как на ранних записях, так и на записях периода "моста" и вплоть до последних трех альбомов звучит сегодня как что-то предельно мэйнстримовское. А не понятно потому, что музыка, которую Паша сочиняет сам, совсем не похожа на музыку Роллинса. Можно предположить, что Санни – его "первая любовь" в мире саксофона, а сочинять он стал после того, как познакомился уже с творчеством Колтрэйна, Коулмэна, Шортера… Только вот ведь что необычно: сочинять он стал еще в юности (я это знаю, потому что по странному стечению обстоятельств не пропустил ни одного его авторского концерта, начиная с первого, еще со студенческим составом, когда Паше было всего 17 лет, и заканчивая последним), а значит он очень рано впитал в себя сложные гармонии современного джаза – модального, авангарда… Ну да ладно, ему и сейчас нет 22-х, а уже – знаменитость.

Вторым составом Паши была группа Stop Time, которую он создал совместно со своим учителем музыке (это не описка), знаменитым трубачом Валерием Щерицей, который ныне живет и работает в Киеве. Хороший тогда сплав получился – горячего юношеского задора и в меру циничного опыта зрелого музыканта: Паша писал музыку, а Валерий Петрович давал названия композициям. Попадание всегда было – в самое яблочко. Настоящее концептуальное искусство.

Нет, у Паши тоже названия получаются хорошие, но все – на английском языке, часто – на слэнге, а поэтому малопонятные людям, привыкшим к тому, что джаз играют уже не "отбросы общества", а все чаще люди с высшим музыкальным образованием. Cool Stuff, например, из самых ранних. Попробуй они догадайся, что это – "клёвая доза". А раз не понял, то и музыку до конца не поймешь. Обязательно все по Фрейду додумываться будет, не иначе.

Отъезд Валерия Петровича вверг Пашу в относительное бездействие. Нет, он, конечно, играл на сцене стандарты, и даже был объявлен Евгением Владимировым "джазмэном года". Но вот ненаписанные мелодии продолжали "гнить в голове", как однажды сказал мне Дмитрий Савицкий про свои ненаписанные романы. Что было совсем не в характере взрывного Паши.

У него было несколько попыток собрать новый состав, но как-то все не срасталось. Желание это все больше повисало в воздухе наэлектризованной тучей. И вдруг, извините за банальщину, как гром среди ясного неба (ведь только что написал, что было оно никаким не ясным): все, начинаем репетировать!

На призыв Паши откликнулся Stop Time почти в полном составе: Юрий Дмитриев, гитарист нашего брэндового коллектива "Этно-Трио Троица" под это дело даже приобрел полуакустический Ibanez, с пятиструнным басом, мол, "никакой я не "ритм-секция", а самый что ни на есть солирующий музыкант", вернулся бас-гитарист Президентского оркестра Сергей Кунцевич. На барабаны пригласили участника известной группы bezBileta молодого и импульсивного музыканта Дениса Шурова (после того, как он год назад приобрел полный сет Mapex с набором "железа" Paiste, Денис постоянно занимается в подвале нежилого здания, совершив просто феноменальный скачек в повышении собственного мастерства).

Над названием думали недолго. "The Outsiders", – ошарашили меня. На немой вопрос ответил Паша: "По оксфордскому словарю айтсайдер – это тот, кто даже не рассчитывает на победу, иными словами, в соревнованиях не участвует и играет по собственным правилам". "Этакие "маверики"", – подумалось мне тогда. Но для авангарда, возможно, самое подходящее название.

Через три недели репетиций не имеющая четко определенного стиля часовая программа была готова. Даже сами музыканты затруднялись сказать, чего в ней оказалось больше.

Павел Аракелян: Я бы определил это в общем как импрессионизм, симбиоз эмоций, физики и метафизики. Материал для этого проекта набирался в течение нескольких лет, с тех пор, как я заинтересовался фри-джазом и авангардом. Непосредственно ни один музыкант не оказал какого-то кардинального влияния на мою музыку, скорее это – общая идея, которая заключалась в поиске нестандартных решений в рамках каких-то правил, а точнее – создание собственных правил. Естественно, в разное время я обращался к творчеству таких музыкантов, как Джон Колтрэйн, Орнетт Коулмэн, Уэйн Шортер, Джэймс Картер и, конечно же, гуру современного авангарда Дэйвид Либман. Так же внимание привлекла народная музыка, в частности армянские мугамы, которые проникли в мой стиль естественным образом.

Назвали программу The Shadow King. Все пьесы в ней – совершенно разные, от небольших тем, выстроенных на рваных фразах, где слушатель может сам домысливать развитие (Misterioso), до больших несколькочастных форм, объединяющих в себе и авангард, и фри-джаз, и мугамы, и даже психоделию (титульная композиция). Есть в ней латиноамериканские ритмы (Out Of Side) и баллады. Многие композиции являются посвящением людям, которые вдохновили Павла на их написание. Это вальс Marisha, посвященная светлой памяти Мариши Удовиченко, это Apple Time, посвященная творчеству Игоря Сацевича, Саши Сапега, Игоря Лютого и других музыкантов группы Apple Tea, в составе которой Паша выступает вот уже год, это и Lullaby For My Baby, посвященная Инне Шабановой.

Павел Аракелян: В рамках проекта The Outsiders я стараюсь дать в идеале максимальную композиционную свободу каждому из участников, каждому инструменту, привнося элементы фри-джаза. И все участники этой группы являются яркими личностями, импровизаторами, лидерами и новаторами, а, главное, большой поддержкой мне в развитии всего проекта.

Павла и The Outsiders тут же пригласил на "Джазовый четверг" Игорь Волчек, который вот уже почти год регулярно устраивает такие вечера в ресторане "Губерния". Нынче увлекшийся анимацией, Игорь Волчек – известный композитор, написал саунтрэки к 40 фильмам. И с джазом у него связь – тесней не придумаешь: Игорь однажды играл на рояле в четыре руки с… кем бы вы думали? С Дюком Эллингтоном.

Музыканты отыграли программу на одном дыхании. Собравшиеся, вне независимости от возраста и рода занятий, были в восторге. Как сказал ведущий Игорь Волчек, "такого Минск еще не видел". С ним никто не спорил…

Музыканты, идя на все самые возможные риски, решили отыграть еще и сольный концерт до начала лета – ждать осени никому не хотелось. Времени оставалось очень мало, и на подготовку выступления в концертном зале отработали все "на полную катушку". Паша, Юра, Сергей и Денис активно репетировали в промежутках между гастрольными поездками и выступлениями, которых, как почти всегда в мае, было необычайно много. Досталось и организаторам: руководителю ОО РИМЦ "Фортис" Александру Прищепову, главному режиссеру театра "Компания" Андрею Савченко, всем участникам театра "Компании", организатору съемки Тарасу Ващенко, а также Стефании Островцовой и вашему покорному слуге.

Когда афиши были уже отпечатаны, большой неожиданностью стала съемка теле-шоу "Две звезды" с участием Президентского оркестра, назначенная на день проведения концерта, который без Сергея Кунцевича состояться не мог. Решили перенести дату на четыре дня. А зрители интересовались в билетных кассах: "А на этот раз не перенесут?" и выжидали…

И все же 3 июня концерт состоялся. В зале минского ДК Ветеранов был аншлаг. Что сразу бросилось в глаза – большое количество музыкантов, которые, как известно, на сольные концерты друг друга, как правило, не ходят. И это тоже был фри-джаз…

Волновались и импровизировали все. Сначала на сцену вышел Павел Аракелян и объявил ведущих концерта, вызвав разрядивший обстановку смех в зале. Затем на сцену вышли Стефания и я и объявили музыкантов. Затем начался концерт. Программа снова игралась в одно отделение и на одном дыхании, слившись в лично моем сознании в сплошной поток отменно сыгранного джаза.

Потом были овации.

На фото (слева направо): Денис ШУРОВ, Юрий ДМИТРИЕВ, Павел АРАКЕЛЯН, Сергей КУНЦЕВИЧ
Фото Анатолия РАДЮКОВА

Александр ОСТРОВЦОВ

2007


авторы
Алесь ОСТРОВЦОВ
музыкальный стиль
авангард, мэйнстрим
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2007 - 2009 года
Time Out Жеральдины Лоран "распечатали" российскую джазовую сцену "Омниум-Бэнд" и Алина Таффман в Калуге Колтрейн. Конфигурация Джамаладина Такумы "In memorial of greatest jazz musicians" в Минске
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com