nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Der Finger - Das Zeit

стиль:

Der Finger - Das Zeit
14 марта 2018 года в Кембридже умер английский физик-теоретик и космолог Стивен Хокинг, почитаемый многими, как самый выдающийся ученый нашего времени, сравнимый по масщтабу своих работ с Альбертом Эйнштейном. 20 марта московский дуэт экспериментальной импровизационной музыки Der Finger выпустил свой новый альбом Das Zeit. Его участники, Антон Ефимов и Евгения Сивкова, физики по образованию, посвятили эту работу памяти Хокинга.

Не знаю, изначально ли связывали Антон и Евгения свой новый проект с развитием теории относительности, предложенной Хокингом или только смерть ученого стала поводом для посвящения, но, как мне показалось, идеи альбома явно перекликаются с хокинговской космогонией. Возьмите хотя бы традиционную напутственную притчу от Der Finger к этому альбому: «Предлагается мысленный эксперимент: возьмем ящик, стенки которого являются горизонтами событий черных дыр, образованными в момент времени А; затем возьмем другой такой ящик, образованный в момент времени Б и поместим в него кролика. А теперь поместим ящик Б в ящик А. В таком случае кролик окажется в двух моментах времени (А и Б) одновременно.»

Впрочем, когда я слушал Das Zeit, собственная фантазия, подкрепляемая названиями четырех больших треков альбома, увела меня от космогонии Хокинга к космогонии древнегреческой мифологической. Я вспоминал бога Хроноса, прародителя Времени, ставшего основой всего сущего в нашем мире, в том числе и пространства. Das Zeit («Время») – это первый трек альбома. Если моя версия соответствует замыслам музыкантов, то, надо признать, они поставили перед собой задачу просто дерзновенную: с помощью звуков передать момент зарождения Времени из ничего. Неудача здесь была бы вполне естественной, а удача никогда не может быть полной – с чем сравнивать? Похоже – не похоже: на что? Но версия Der Finger (или то, что я предполагаю в качестве версии), выглядит впечатляющей: плотная аморфная звуковая масса, замешанная на эффектах, словно пузыри на поверхности, всплывают из нее какие-то вскрики-всхлипы духовых, какие-то стоны-шепоты. Тотальное отсутствие каких-либо ритмических опор, каких-либо тематических намеков – абсолютное электронно-акустическое фри-действо. Таким мог бы быть саундтрек к новой версии «Соляриса», если забыть о том, что мыслящий океан Лема мог возникнуть только через мириады лет после Времени, а Антон и Евгения делают «саундтрек» к началу всех начал. Второй трек Ather («Эфир») подкрепляет мою «древнегреческую» версию альбома: Эфир – одно из первых порождений Хроноса. Здесь звуковая ткань чуть-чуть разрежается, чуть меняются акценты импровизации, чуть больше звуков высоких и, если можно так выразиться, условно прозрачных. Но по-прежнему все происходящее – это безграничный хаос, заставляющий вспоминать, что другим порождением Хроноса был именно он, Хаос. Если в первых двух треках моей основной эмоцией было удивление, то третий, Entropie («Энтропия»), на мой вкус, просто жутковат. Дарк-джаз от Der Finger здесь программно мизантропичен, хотя воздействует на слушателя не менее мощно, чем в первых двух композициях. И, наконец, Chrononenfluss – финальная пьеса, где впервые возникающий устойчивый ритмический рисунок легко подсказывает слушателю картину мерного и безжалостного бега времени, в жерновах которого смалываются царства и империи, гении и злодеи, народы и расы.

… После целой серии альбомов в рамках проекта «Бестиарий» Der Finger обратился к теме иной, но, очевидно, очень важной для участников дуэта – не зря же они впервые, насколько я могу судить, поместили на обложку альбома свои портреты, пусть и в силуэтном виде. Не могу оценивать Das Zeit в категориях «понравился – не понравился». Здесь эта мерка просто не подходит. Впечатлил – да, вызвал сильный эмоциональный отклик – да, а так называемой «красивой музыкой» дуэт не занимается в принципе. Так что, потенциальный слушатель, оценивайте эту мощную и спорную работу исходя из этого.

2018

4 tks / 45 mins

(Anton Efimov - g, b, effects; Evgenia Sivkova - saxes, dr, cl, bass cl, voice, tp, mandoline, effects;)

Линк предоставлен Der Finger

P.S. Читающим этот текст, надеюсь, будет интересно уточнение, сделанное Евгенией Сивковой в письме автору обзора:

"А вот насчет обложки надо добавить, что тут тоже была задумка. Дело в том, что это не первое появление наших портретов на обложке, а второе. Самый первый наш альбом был с точно такими профилями, но повернутыми в другие стороны, то есть образующими не песочные часы, а единое целое."

Леонид АУСКЕРН


Расскажи друзьям:


авторы
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия
музыкальный стиль
авангард

Еще из раздела издано в 2018г.

  • стиль: блюз
  • авторы: Леонид АУСКЕРН
  • музыкальный стиль: современный блюз
  • страна: Россия
Delicious Blues – уже не первая работа еще весьма молодого российского пианиста и композитора Ивана Соболева. В прошлом году Иван только перешагнул двадцатипятилетний рубеж. Живет он в Тольятти, здесь окончил по классу фортепьяно ...
подробнее
  • стиль: джаз
  • авторы: Леонид АУСКЕРН
  • музыкальный стиль: мэйнстрим, госпел
  • страна: США
Всегда любил афроамериканскую духовную музыку – госпелс и спиричуэлс. По эмоциональной силе эта музыка, на мой вкус, сравнима с самыми великими произведениями европейской классической музыки. В этих песнях-молитвах черных рабов с ...
подробнее
  • стиль: джаз
  • авторы: Леонид АУСКЕРН
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
  • страна: США
Хэммонд-орган умеет петь. А еще он умеет смеяться, шутить, плакать, стонать, кричать. Короче говоря, он умеет все или почти все, умеет передавать всю гамму человеческих эмоций. Но для этого за ним должен сидеть настоящий Мастер. Такой, ...
подробнее
© 2018 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com