К концу года петербургское трио Dead Frank в уже привычном по последним релизам составе Варн-Плащев-Качалова подготовило и разместило на bandcamp свой новый альбом The Dark Side of the Sound, снабдив эту работу лаконичным и, одновременно, категоричным пояснением: Dark jazz without jazz. Итак, дарк-джаз без джаза? Давайте разбираться, потому что альбом, безусловно, того стоит.
Заключенная в названии аллюзия на один их самых известных альбомов в истории рок-музыки, флойдовский The Dark Side Of The Moon, сомнений не вызывает: прозрачнее быть не может. И надо сказать, очень удачное название. Правда, оно могло появиться и пару лет назад, когда еще в российско-белорусском составе Dead Frank играл музыку, к которой очень подходил термин «дарк-джаз», и «темная сторона звучания» исследовалась скрупулезно и разносторонне. Потом музыка Dead Frank, на мой взгляд, существенно «посветлела», но вот The Dark Side of the Sound в плане звучания – это решительное «возвращение к корням». Давно уже не слышал я в исполнении Dead Frank столь безнадежно мрачной, тяжелой, рвущей нервы музыки. Правда, изгнать джаз из своего звучания питерцам, опять-таки на мой взгляд, все же не удалось, ибо что такое игра Владимира Варна на тенор-саксофоне, как не атональный фри? Да и импровизационная природа игры на ударных Марии Качаловой у автора сих строк сомнений не вызывает. А вот работа Данилы Плащева в этом проекте, согласен, явление несколько иного порядка.
И вот тут давайте вернемся к The Dark Side Of The Moon. Известно, что этот альбом стал первой и самой яркой частью реализованной группой уотерсовской трилогии, посвященной тотальному несовершенству общества. Вступая на скользкий путь домыслов, предположу, что новая работа Dead Frank перекликается с The Dark Side Of The Moon не только названием. Остинатные, обильно оснащенные эффектами и подчиненные только внутренней логике, мерно разрывающие звуковое пространство фразы Плащева, я «прочел», как взрывы, как эхо танковых, артиллирейских или ракетных залпов – другими словами, как реально нависшую и все более ощутимую в нашем неспокойном мире военную угрозу. И на этом мрачном фоне мечется, стонет, пытается найти выход тенор-саксофон Варна – человек или даже человечество в целом, пытающиеся выжить во все более кошмарной действительности. Сознательно не делаю различий между треками альбома с загадочными для меня названиями-цифровыми кодами: 505050 – 464646 – 303030 – 000000. The Dark Side of the Sound я воспринимал как единую, связанную общей идеей (как и у Floyd) сюиту весьма мрачного, но, увы, реального свойства…
Возможно, подобная трактовка вызовет у читающих этот текст улыбку: ну, нагородил ерунды, бред сумеречного сознания… Возможно, сами музыканты совсем иначе видят message своей новой работы. Но это уж каждый слышит так, как слышит. Думаю, сойтись тут можно в одном: есть что слушать!
Если не брать в расчет раздел «Новости», где анонсировалось выступление Дмитрия Токарева на фестивале «Импролетето» в Минске 22 июля (уже состоявшееся и, на мой вкус, весьма удачное), то это первая встреча наших читателей с ...
Экспериментальный авангард из Швейцарии. Лейбл Pulver und Asche Records представляет дебютный альбом дуэта New Routines Every Day под не самым коротким названием You Never Know What Is Enough / Unless You Know What Is More Than Enough, ...
Не знаю, есть ли у Николь Зурейтис литовские корни, но, взглянув на обложку альбома с ее именем, я сразу вспомнилочень известного в академической музыке литовского дирижера советских времен Альгиса Жюрайтиса. Возможно, и фамилия Николь изначально ...
Уже только от взгляда на обложку этого альбома в мозгу проносится стайка восклицательных знаков. Я имею ввиду не особенности оформления (тут, на мой взгляд, выдающихся достоинств не наблюдается), а то, что на ней написано. Кэптейн Бифхарт (он же Дон ...
В далеком 1987 году 34-хлетний тогда тенор-саксофонист из Кельна Норберт Штайн выпустил первый альбом на основанном им лейбле Pata Music. Тридцать лет спустя, в 2017-м, каталог лейбла пополнился уже 24-м релизом, полноформатным альбомом под ...
Много знакомых, в первую очередь по релизам RareNoise Records, имен видим мы в составе квартета O.R.k., который альбомом Soul Of An Octopus впервые вписывает свое название в каталог лондонского лейбла. Но для самого квартета это уже второй альбом: ...
Как гласит пресс-релиз, французский басист и композитор Оливье Лете (да простит он меня, если я неправильно транскрибировал его фамилию) с детства любил самую разную музыку. С одинаковым воодушевлением он слушал Led Zeppelin и Майкла Джексона, Пьера ...
Название этого альбома сразу дает представление о его содержании – но не в полной мере. Да, это трибьют выдающемуся певцу и пианисту Нэт Кинг Коулу, одному из первых афроамериканцев, преодолевших расовые барьеры на современном ему американском ...
Новый релиз московского авангардного лейбла ТОПОТ предлагает вашему вниманию фонографический дебют трио Отоцкий – Сереченко – Храмцевич. Их этих трех имен мне до сих пор было знакомо только последнее: баритон-саксофонист Сергей Храмцевич ...
В 2017 году Полу МакКендлессу исполнилось семьдесят лет. Знаменательный юбилей для одного из немногих и одного из лучших (если не самого лучшего) джазовых гобоистов мира. Весь долгий творческий путь этого замечательного музыканта связан ...
Английский мультиинструменталист Пол Моран известен многим прежде всего в качестве многолетнего партнера (и музыкального директора) знаменитого Вана Моррисона. Он принимал участие в записи целого ряда его альбомов, в том числе Astral Weeks. Но время ...
2017-й год стал весьма знаменательным для голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде сразу по нескольким причинам: во-первых, Паулю исполнилось 60 лет, во-вторых, исполнилось сорок лет его карьере в качестве профессионального музыканта и, ...