nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ефим Барбан – Джазовый вокал. Музыкальные портреты

стиль:

Ефим Барбан – Джазовый вокал. Музыкальные портреты
Прочитанная с огромным интересом новая книга Ефима Барбана заставила немедленно освежить в памяти более раннюю его работу «Джазовые портреты», изданную в том же издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах (те две книги разделены по времени написания несколькими годами, но это не суть важно) в 2010 году. Перечитал и собственный отклик на «Джазовые портреты», в конце которого писал: «.. Кто знает, может быть именно сейчас Е.Барбан «пристраивает» к двум залам галереи третий, в котором найдут свое место еще многие и многие портреты. Очень хотелось бы на это надеяться.» Что ж, надежды оправдались. Держу в руках еще дышащий типографской краской солидный том на три с половиной сотни страниц, на обложке которого на сей раз нет фотографий музыкантов, а есть только микрофон, сразу напомнивший соответствующую песню Вл.Высоцкого. Да, этот технический прибор бесстрастно усиливает любой звук, любой голос – великого певца и кабацкого пошляка, новатора и эпигона, джазмена и… Стоп.

Вот тут-то и самое время открыть книгу и попытаться с помощью Ефима Семеновича Барбана, понять, что такое именно джазовый вокал на примере портретов его наиболее выдающихся представителей. Да, автор расширил свою портретную галерею, обустроив в ней на этот раз «специализированный зал». Почему он выбрал именно вокалистов? Возможно, потому, что именно в этой сфере границы наиболее размыты (и продолжают размываться) и отделить «зерна от плевел» сложнее всего. Обращаю внимание и на вторую часть названия книги: «Музыкальные портреты». Портреты, а не фотографии! Я имею ввиду не художественную фотографию, а, так сказать, техническую, скажем, фото на документы. Автор в предисловии сразу отсылает искателей голой информации к многочисленным в наши дни соответствующим справочникам и энциклопедиям. Это именно портреты, то есть, как пишет здесь же Е.Барбан «…сочетание музыкального анализа, биографии и личностной характеристики». Ну, а портреты, как вы понимаете, бывают разные: трудно сравнивать портрет работы, к примеру, Серова и Модильяни (сознательно беру живописцев примерно одного времени). Личность автора, авторский стиль имеют тут огромное значение, и применительно к портретам джазовых вокалистов, выполненным Е.Барбаном, это относится в полной мере.

Но и авторский стиль меняется со временем. По сравнению с «Джазовыми портретами», как мне показалось, здесь меньше каких-то бытовых подробностей, необязательных, хотя и любопытных биографических фактов (все это есть, но в меньшем объеме) и больше четкого, аргументированного, истинно барбановского анализа творчества того или иного исполнителя. При этом заметно чаще автор допускает читателя в свою (трудно удержаться от литературного штампа) «творческую лабораторию», показывая ход своих мыслей, причины тех или иных выводов, рассказывает о заново прослушанных и проанализированных пластинках, перечитанных книгах и статьях. Эта возможность для читателя как бы со-участвовать в авторском анализе, даже если ты, порой, не соглашаешься с конечным выводом, делает чтение новой работы Е.Барбана чрезвычайно интересным. В книгу вошло 85 музыкальных портретов певцов и певиц, охватывающих практически всю джазовую историю вплоть до наших дней и все направления в джазе – от прото-свинга до авангарда. Здесь и ранние джазовые вокалистки, вроде Этель Уотерс или Аделейд Холл, и Армстронг с Синатрой, и трио великих Фитцджеральд-Воэн-Холидей, и недооцененные Милдред Бейли и Кили Смит, и наши современники Ванесса Рубин, Бобби МакФеррин или Кассандра Уилсон. Пишет Барбан и о неамериканских исполнителях: перед вами пройдут портреты норвежки Карин Крог и бразильянки Флоры Пурим, британки Клио Лейн и модной уроженки Канады Дайаны Кролл. Мои поздравления Карине Кожевниковой и Алине Ростоцкой – это единственные российские джазовые исполнительницы, удостоенные персональных портретов от Барбана, что дорогого стоит! Портреты отнюдь не благостные (по крайней мере, в отношении Алины), но подобная «техника письма» в принципе чужда Барбану-портретисту. Как он пишет, «Важная часть авторского замысла – стремление расчистить портрет от наслоений, оставленных мифическими представлениями, расхожими штампами апологетической критики и дутыми репутациями». И тут «достается» многим, включая, скажем, такую звезду первой величины, как Билли Холидей. Барбан, как всегда, зорок, критичен и не чувствителен к так называемому «общепринятому мнению». Но это тот субъективизм, который дороже многих выспренних дифирамбов: Барбан – портретист, а не иконописец. На мой взгляд, очень ценно и авторское «Введение» - краткий очерк истории джазового вокала, в котором упоминается и много известных исполнителей, чьи портреты в галерею не попали.

Кстати, о тех, кого здесь нет. Ефим Семенович размещает в книге портреты таких звезд, как Фрэнк Синатра, Тони Беннет, Нэт Кинг Коул или Рэй Чарльз, связанных с джазом лишь частично, но полностью исключает из своего поля зрения блюзовую вокалистику, начиная от Бесси Смит и до наших дней, справедливо считая это отдельным направлением. Пожалуй, единственное исключение тут – это «амбивалентная» Кассандра Уилсон. «За бортом» книги и представители этнической вокальной импровизации, вроде Саинхо Намчылак (упоминаемой, правда, во «Введении»), экспериментальной вокальной импровизации, связанной или не связанной с этникой (Ива Биттова, Фил Минтон), полистилисты вроде швейцарца Андреаса Шаерера, не говоря уже о многочисленных и многобразных исполнителях коммерческого псевдо-джаза – «имя им легион». Но книга посвящена именно джазовому вокалу, очерчивая границы этого явления в авторском видении. Если же вернуться именно к джазу, то мне, конечно, жаль, что Ефим Семенович обошел своим пристальным и критичным вниманием нынешних первых звезд вокального джаза на его родине – Грегори Портера (упомянут во «Введении») и Сесиль МакЛорин Сальван, было бы очень интересно его мнение, но право выбора персонажей тут, безусловно, за автором.

Не скрою, благодаря этой книге я еще и просто повысил свою джазовую эрудицию, потому что некоторых имен просто ранее не слышал, не говоря уже об их музыке. Думаю, что в этом плане книга окажется полезной многим, а не только автору этих строк. Жаль, что этих «многих» будет не так много – я подавил печальный вздох, заглянув на лист книги с выходными данными: тираж, увы, весьма скромен. Что ж, и джаз ведь сегодня занимает достаточно скромное место на музыкальном рынке – куда уж книге о джазе конкурировать на книжном рынке с бестселлерами. Но для тех, кто любит джаз и стремится лучше его знать и понимать, не замыкаясь в стереотипных представлениях, «Джазовый вокал. Музыкальные портреты» станет бесценной находкой.

Ефим Барбан
Джазовый вокал. Музыкальные портреты
© Е.С. Барбан, 2017
© Издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2017


Леонид Аускерн


авторы
Леонид АУСКЕРН
страна
Великобритания, Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела книги
Gene H. Anderson. The Original Hot Five Recordings of Louis Armstrong Rhythm Is Our Business - Jimmie Lunceford and The Harlem Express Ефим Барбан - Джазовые опыты Новые книги о джазе: Who Owns Music? и Signs Along The Road
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com