nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Билл Кроу - Воспоминания о турне

Билл Кроу - Воспоминания о турне  Обложка представляемой нами книги сразу же ориентирует потенциального читателя: на ней воспроизведена оригинальная афиша гастрольных концертов Бенни Гудмана и его джаз-оркестра в СССР. Есть здесь и три ключевые даты: 1962 – 1986 – 2017. О каждой стоит поговорить особо.

Итак, 1962-й год, лето. Три года назад глава СССР Никита Хрущев впервые посетил США. Между странами действует соглашение, расширяющее взаимный культурный обмен. Государственный ансамбль танца Украины гастролирует в США. В Советский Союз приезжает джаз-оркестр США под управлением знаменитого «короля свинга», кларнетиста и композитора Бенни Гудмана, чтобы дать здесь 32 концерта – первый в послевоенный период визит американских джазовых музыкантов в СССР. Оркестр Эллингтона, бэнд Теда Джонса – Мела Льюиса, таллинский фестиваль 1967 года – все это было уже потом. Выступления в нескольких городах страны Гудмана и его оркестра были историческими, первыми и, как положено, обросли целым ворохом легенд и мифов самого разного свойства. В числе двадцати музыкантов, совершавших этот тур, был и 34- х летний басист Билл Кроу (Bill Crow), уже опытный музыкант, игравший в конце 50-х с одним из самых известных мастеров джаза этого периода Джерри Маллигеном.

Год 1986-й. В издаваемом известным американским музыкальным критиком Джином Лисом журнале JazzLetter с августа по ноябрь печатаются воспоминания Билла Кроу о гастролях по СССР в 1962 году с оркестром Бенни Гудмана. Лис заказал эту работу по-прежнему активно работающему в джазе Кроу еще годом ранее. В июне умер Бенни Гудман (1909-1986), так что воспоминания оказываются очень актуальными и вроде бы должны влиться в хор славословий в адрес одного из ведущих героев джазовой истории. Однако, производят они в локально-джазовых кругах эффект разорвавшейся бомбы. Кроу рисует далекий от сусального образа портрет своего бэнд-лидера и предельно откровенно, с несомненным литературным талантом, описывает ход тех гастролей.

Год 2017-й. Москвич Георгий Искендеров, ветеран российского джазового сообщества, историограф джаза и переводчик, давний автор «Jazz- Квадрата», как в бумажном, так и в сетевом варианте, берется за перевод воспоминаний Кроу. Как обычно, в работе ему помогают в качестве редакторов старинные друзья Михаил Кулль и Гдалий Левин. Самому Биллу Кроу в декабре исполнится 90 лет. Он все еще действующий музыкант(!) и автор вышедшей в начале 90-х годов автобиографии под названием «Джазовые анекдоты». Кроу тепло откликается на поступившую из Москвы просьбу о разрешении на перевод и печать его воспоминаний о турне по СССР с оркестром Гудмана. Георгий отказывается от оригинального названия воспоминаний «В Россию без любви», обыгрывавшего название известной киноленты из серии про Джеймса Бонда, и заменяет его нейтральным «Воспоминания о турне». Возможно, переводчик хотел этим подчеркнуть, что воспоминания – документ своего времени, цель работы – сделать этот документ доступным читателям и исследователям джаза в современной России, а внешняя броскость тут неуместна. Это его право. Так родилась на русском языке эта книга.

Читал я «Воспоминания о турне» с огромным интересом. Живость языка и легкость изложения Кроу, удачно сохраненные в переводе, добавляли удовольствия от знакомства с книгой. Но будь даже этот текст мучительно тяжелым и сухим, фактологическая его сторона просто уникальна. У этого интереса есть как бы два пласта. Первый, самый очевидный, даже если тебе не слишком интересен джаз сам по себе, - это характерное для обитателей пост-советского пространства, выросших еще в советские годы (с молодежью, думаю, дело обстоит иначе), любопытство: как «они» видят «нас», пусть и не теперешних, а тогдашних? Надо сказать, что взгляд Билла Кроу на Советский Союз образца 1962 года довольно критичен. Это, конечно, не джазовый де Кюстин образца 60-х годов ХХ века, но добрых слов для тогдашнего СССР он нашел немного. Из городов, где выступал оркестр, наиболее тепло Кроу пишет о Тбилиси, где музыкантов покорило кавказское гостеприимство, и о Ленинграде, где блистательная архитектура бывшей имперской столицы впечатлила американского гостя. Нейтрально характеризует Кроу Сочи, называя его «типично средиземноморским курортом». В противоположность Питеру, Москва сильного впечатления на Кроу не произвела, говоря о Киеве, он упомянул только о «шеренге неприступного вида офицеров», препятствовавших фэнам подобраться поближе к сцене на концерте, а в Ташкенте увидел город с сильной мусульманской традицией, где интерес к джазу был невелик. Вот энтузиазм советских поклонников джаза он отмечает во всех точках турне, тем не менее, и тут особо выделяя Питер. Пишет Кроу и о немногочисленных смельчаках, фэнах и музыкантах, рисковавших в те времена подходить к американцам, беседовать с ними, передавать какие-то просьбы. Эти люди вызывают у него неизменное уважение. Есть в книге и несколько ярких зарисовок не джазового характера. Запомнился описываемый Кроу эпизод в Тбилиси, когда сопровождавший оркестр в части его маршрута Джордж Авакян пытался отыскать дом, где он жил ребенком до семилетнего возраста.

Другой пласт воспоминаний интересен прежде всего любителям джаза. Это взгляд на большой джазовый состав не со сцены, а изнутри: мозаика черточек, характеризующих особенности работы оркестра, режим репетиций и выступлений, взаимоотношения музыкантов друг с другом и с руководителем оркестра на сцене и вне ее. И вот тут, отдавая дань таланту и заслугам Гудмана-музыканта, Билл Кроу беспощаден в оценке его лидерских и личностных качеств. Перед читателем предстает человек весьма тщеславный, ревниво относящийся к успехам других (например, выступавшей вместе с оркестром вокалистки Джойи Шеррилл), экономный до жадности и не всегда порядочный в финансовых взаимоотношениях со своими музыкантами. Если говорить о профессиональных конфликтах внутри бэнда, то здесь, мне кажется, противоречия были заложены в самом принципе его формирования. Гастроли оркестра Гудмана в СССР были организованы Госдепартаментом США и рассматривались обеими сторонами, как мероприятие культурно-политическое. В оркестре должны были играть лучшие! И они были собраны. Рассматривая состав оркестра, видишь в нем имена действительно очень крупных, и с позиций сегодняшнего дня, и тогда, музыкантов: саксофонисты Зут Симс и Фил Вудс, тромбонист Джимми Неппер, барабанщик Мел Льюис, вибрафонист Виктор Фелдман, пианист Тедди Уилсон. Но Бенни Гудмана не зря нарекли «королем свинга»: зенит его славы и его музыки – это годы тридцатые и сороковые. Что же касается перечисленных выше музыкантов, то эти люди, как и сам Кроу, росли и формировались совсем на другой музыке. Джаз пятидесятых и начала шестидесятых эволюционировал далеко вперед, и не удивительно, что предлагаемые Гудманом аранжировки, казались его исполнителям скучными и неинтересными. Как настоящие профессионалы, они играли намеченную программу так, как видел лидер, но особого удовольствия им это не доставляло. Думается, составь Бенни оркестр из традиционалистов, взаимоотношения внутри коллектива в профессиональном плане были бы более гармоничными. Что же до личностных качеств Гудмана… здесь все на совести автора. Не могу только не напомнить вклад Гудмана еще в 30-е годы в преодоление расовой сегрегации в джазе, вклад, о котором Билл Кроу также не забывает упомянуть.

И еще одна деталь, украшающая это издание. Это фотографии. Десятки бесценных и редчайших фотографий. Положим, снимок, запечатлевший Гудмана с Никитой Сергеевичем не столь редок, но, скажем, другое фото из журнала «Лайф», где Гудмана встречают цветами в ленинградском аэропорту Валерий Мысовский, Иосиф Вайнштейн и Орест Кандат, или фото, где Гудман беседует с Утесовым и Рознером, или жмет руку Александре Пахмутовой – это просто раритеты! Целый ряд музыкантов из этого оркестра вновь посетил СССР уже в 1971 году, в составе бэнда Теда Джонса – Мела Льюиса, и этим гастролям посвящен в книге отдельный блок фотографий, органично примыкающий к основной теме. Тут также замечательные фотографии, взять хотя бы двойной портрет «однофамильцев»: Рафаэль Аваков и Джордж Авакян! Остается только от души поблагодарить всех, кто предоставил в распоряжение создателя книги эти снимки из своих личных архивов, ну, а прежде всего – переводчика и инициатора издания, одного из тех людей, которыми жив джаз – Георгия Яковлевича Искендерова.

Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия, США


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: блюз, блюз
Эта книга — яркий пример и образец того издания, которое просто обязано быть в каждой стране, где есть исполня­ющие блюз музыканты, где существует блюзовая среда, структура с клубами, фестивалями, издательствами — одним словом, где блюз как вид ...
  • стиль: джаз, джаз
Эта книга стала одним из главных джазовых бестселлеров 2012 года. Сайт JazzHistoryOnline.com даже назвал ее одной из трех лучших книг о джазе прошедшего года. Она называется Harlem Jazz Adventures - A European Baron's Memoir, 1936-1969 ...
  • стиль: блюз, блюз
Весной 2012 вышло в свет учебное пособие Игоря Бойко из серии "Мой метод" под названием "Мой метод. Блюз", изданное компанией WWW.RECORDS. Игорь Бойко: "Хочу поделиться особенностями этого пособия. Во-первых, это – не самоучитель игры на гитаре, а ...
  • стиль: джаз, джаз
Мне было очень любопытно читать эту книгу. Это не история джаза в целом, и даже не история советского или, еще уже, карельского джаза. Это сборник коротких очерков, эссе, эскизов к портретам людей джаза, наших (понимая под этим термином все ...
  • стиль: блюз, блюз
Выдувая блюз" — так назы­вается эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в бри­танском блюзе". Читать ее бе­зумно нтересно и одновре­менно очень грустно. Гру­стно потому, что 19 декабря прошлого года главного ...
  • стиль: джаз, джаз
Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского ...
  • стиль: джаз, джаз
Я привел название этой изящно изданной, небольшого удобного формата книги так, как оно выглядит на обложке издания. А мог бы привести его еще в трех вариантах, потому что издана эта книга об азербайджанском джазе с идентичным текстом на четырех ...
  • стиль: джаз, джаз
Солидно изданная, объемная (32 печатных листа) книга вышла в конце 2007 года стараниями первого председателя Ростовского джаз-клуба и автора идеи фестиваля «Джаз по-ростовски» Рафаиля Туишева. Судя по всему – неимоверными стараниями и усилиями, если ...
  • стиль: джаз, джаз
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...
  • стиль: джаз, джаз
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...
  • стиль: джаз, джаз
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
  • стиль: джаз, джаз
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com