nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Интуитивная импровизация Князя Мышкина

Интуитивная импровизация Князя Мышкина  Выступление группы “Князь Мышкин” в Лидской Ga11ery, безусловно, было экспериментом. Экспериментом как для организаторов Павла Мацылевича и Саши Блохина, как для музыкантов и слушателей, так и для самого города Лида в частности.

И эксперимент удался.

В принципе, “Князь Мышкин” – это её организатор и гитарист Леонид Нарушевич, а определение “группа” в данном случае чисто условное. Потому что за долгие годы в её рядах побывало много музыкантов, большинство из которых сейчас выступают в иных, не менее известных коллективах. Но все они теперь составляют что-то вроде клана “Князь Мышкин” и, уверен, по первому же призыву создателя, словно запасники бригады спецназа, готовы взять инструменты и вернуться в ряды группы. Хотя бы для одного перформанса.

В современном мире музыкальный коллектив, который существует более четверти столетия – случай исключительный, и далеко не только для Беларуси. Сведельствует это в первую очередь про непоколебимый авторитет создателя и востребованность выбранного им музыкального стиля. Так – в общих чертах, а в данном конкретном случае речь о создателе стиля нового и неповторимого – интуитивная импровизация. И много мы мы знаем творческих людей, чьи имена можно зачислить в такой элитный клуб?

Вот такой гость посетил в марте Лидскую Ga11ery.

Началось представление с выступления V. Siamashka & Co – проекта давнего компаньона Леонида Нарушевича по “Князю Мышкину”, известного музыканта, журналиста и литератора Виктора Семашки совместно с композитором, инструменталистом и вокалистом Максимом Ивкиным, который специально для выступления в Лиде прибыл из Москвы, где теперь активно концертирует. Свою программу, названную авторами “ЛідаГрай”, они “отрепетировали” в машине по дороге из Белостока, куда заезжали перед Лидой. Естественно, это была импрвизация в чистом виде, но не интуитивная – заданная стихами Виктора Семашки, которые он в перерывах между собственными соло на кларнете, флейте и охотничьем рожке читал под музыку в этакой рэперской манере, громко и напористо, будто вбивал слова в головы слушателей. Это имело результат – после концерта много кто из присутствовавших (девушкам, почемуто, это понравилось больше всего) цитировал безусловно авангардный текст под названием “Ксэракс”, что состоял из нескольких вариаций одного и того же слова “копия”. Мне же лично больше всего понравился рэп Виктора про его родной район столицы “Велаз” (Велозавод, в смысле). Стало немного грустно от того, что я такого района в Минске не имею. Потому что всё детство пробродяжничал с родителями по военным городкам Беларуси, Восточной Германии и теперешней Летувы, а мою малую Родину – Р.Д. №1 на Володарке – воспевать не очень хочется, потому как находится она в окружении тюрьмы – Пищаловского замка, перестроенной под “пролетарский театр имени Максима Горького” Минской хоральной синагоги, зданий МВД и КГБ. Не очень романтично, согласитесь, хоть давно уже оставил для себя единственную координату – “возле Красного костёла”.

В антракте организаторы вечера с замиранием сердца смотрели на зрителей, что надевали куртки и выходили на улицу. Оказалось, что только покурить, потому что ко второму отделению вернулись все. Это означало одно – успех. Однако впереди всех ожидала ещё большай музыкальная психоделия. Или “мозгодробильня” – называйте, как хотите.

В нескольких композициях первого отделения гостей поддерживал и известный лидский музыкант и мастер Саша Блохин на созданном собственными руками странном современном немецком изобретении под названием “даксофон” – издавал смычком по дереву необычные звуки, напоминавшие иногда звериный рык. Но в ноты! О сотрудничестве с ним во время второго отделения договорился и Леонид Нарушевич: “Я махну рукой, и ты выйдешь”. Про то же он договорился и с лидской скрипачкой Натальей Батаргиной…

Легендарный “Князь Мышкин” начал выступление в составе основателя Леонида Нарушевича и мультинструменталиста и вокалиста Романа Яроша. Леонид тонко реагировал на настрой зрителей, поэтому гитара его выдавала то джазовые созвучия, то атональные вариации, то балладные мотивы, то переходила на роковые риффы. В зависимости от этого Роман сам выбирал, на чём играть, и менял свои дудки на перкуссию или наоборот.

Вот, по мнению Леонида, наступила время выхода Саши Блохина. “Давай свою зверюшку”, – сказал он и помахал Саше рукой. Но не учёл, что Наталья сидела в небольшом уютном зале галереи сразу за Блохиным, поэтому она также встала и вышла со скрипкой к микрофону. Всё время после выступления Леонид потом сокрушался, что девушка могла неправильно понять его слова, обращённые к Саше…

И тут началось рождение нового и неповторимого мира музыки, в котором участвовали все присутствующие! Воодушевлённый Виктор стал искать свой кларнет, но его опередил Максим и вышел с флейтой. Тогда Виктор протиснулся к фортепиано.

Импровизация продолжалась долго, казалось, она может быть бесконечной. Созвучие было полное: слушатели своими душами благодарили музыкантов за воодушевление, музыканты своими звуками передавали им благодарность за воодушевление своё. Кода наступила сама по себе, когда эмоции начали уже выплёскиваться через край.

Как только музыка утихла, наступил короткий момент общего замещательства – все молча прохаживались из стороны в сторону, кто-то пошёл курить, кто-то – пить кофе или чай…

Но все понимали, что логического завершения не хватает, и стали постепенно собираться назад. Музыканты снова окзались напротив зрителей, и начался долгий разговор-диалог. И даже когда он через какое-то время замер, все чувствовали, что это не окончание: назавтра музыканты высказали основателю Ga11ery Паше Мацылевичу и Саше Блохину своё желание вернуться, чтобы снова окунуться в ту же вдохновляющую творческую атмосферу, а много кто из зрителей высказал желание снова «интуитивно поимпровизировать» вместе с музыкантами «Князя Мышкина».

Вот такой в Лиде вечер получился. А дальше можно и не читать…

* * *

Неповторимость “интуитивной импровизации” в том, что пока это не озвучил Леонид Нарушевич, подобного понятия вообще не существовало. Если мы начнём искать родовод музыки “Князя Мышкина”, то сразу наткнёмся на создателя понятия “интуитивная музыка” немецкого композитора и музыкального теоретика 2-й половины минувшего столетия Карлхайнца Штокхаузена. Всё просто? На самом деле так только кажется – дальше начинается такая неразбериха, што я лично ничего не понимаю. Например, сам Штокхаузен понятие “импровизация” в связи со своим “открытием” решительно отрицал. И удивительно ещё и то, что сложно всё не только понять, но даже перечислить всё непонятное.

Начнём с самого простого ряда “интуитивная – импровизация – Князя Мышкина”: интуитивная (музыка) – Штокхаузен; импровизация – результат телесных движений, анти-Штокхаузен; князь (титул) Мышкин – образ Исуса Христа; Лев Николаевич, как назвал своего героя Достоевский – граф (звание) Толстой – образ анти-христианина (анафема). Достаточно, по-моему, чтобы ощутить себя полным “Идиотом”.

Разбираться в музыке Штокхаузена не имеет смысла. Он сам попробовал её объяснить, так получилось аж десять томов на тысячах страниц, заваренных на западном эзотеризме Пифагора и Гермеса Трисмегиста: Космос основан на числе, музыка воздействует на душу и тело, каждый объект во Вселенной излучает собственные музыкальные волны и т.д. и т.п. Короче, герр Штокхаузен был очередным революционером-постмодернистом, который всю жизнь гонялся за “новыми звуками”, написал ради этого более 300 композиций, в том числе крупных форм, а самое большое музыкальное создание – оперный цикл “Свет” из семи опер, названных по дням недели – “Понедельник”, “Вторник” и др., продолжается аж 30 часов (Вагнер отдыхает!), на который Штокхаузен положил последние десятки лет своей жизни (причём, если не ошибаюсь, первой появилась “Среда”). К тому же, традиционными нотами были написаны лишь “Четверг”, “Суббота” и частично “Понедельник”, остальные – всяким знаково-визуально-видео описанием разных интуитивных ассоциаций и настроений. Против же импровизации, которая строится вокруг заданной кем-то музыкальной темы, автор боролся решительно.

Поскольку Штокхаузен считается одним из создателей электронной музыки, потому лучше знакомиться с его взглядами по творчеству последователей, которыми считались те же самые Pink Floyd, King Crimson etc.

Если учесть, что импровизацией (как и всё творчество, собственно) “правильный” учебник называет телесные проявления, которые не являются воплощением приказов разума (этакий нервный тик), то можно прийти к выводу, что музыка “Князя Мышкина” – это интуиция, которая воплощает телесные движения музыкантов. А именно игру на музыкальных инструментах, к которым причислим и голосовой апарат, да и само человеческое тело, что является резонатором при игре на варгане, например. Однако колебания и микрочастицы, и наибольшего макра-тела происходят на определённых частотах и имеют собственный тон, а только интуиция, согласно Штокхаузену, может сложить их в музыку, то можем прийти к выводу, что отрицанием импровизации композитор противоречил сам себе, потому что телами являются и нейтрино, и Вселенная, и даже шпиндель токарного станка, звуки которого, между прочим, он использовал. Ну а Леонид Нарушевич это противоречие взял и разрешил: действие интуиции – это и есть импровизация. Или наоборот.

Ну а что касается князя Мышкина…

Общеизвестно, что граф Толстой, кто за внешней “простецкостью” прятал, в конечном итоге, невыносимость собственного характера, поносил и осмеивал всех известных в то время писателей, и не только российских. Правда, в редкие минуты откровения он признавался близким людям, что делает это из-за творческой ревности, свойственной всем без исключения писателям. Таким образом, если создать рейтинг униженных графом Толстым, то позицию №1 в нём, безусловно, займёт Достоевский, которому доставалось от Льва Николаевича больше всех. И всю жизнь, при этом, он мечтал познакомиться с ним лично, поэтому безвременную смерть Фёдора Михайловича воспринял как личную трагедию. И даже через тридцать лет, перед тем, как “уйти” из дома и умереть, граф Толстой читал “Братьев Карамазовых”…

Достоевский, наоборот, Толстым открыто восторгался, поэтому тоже воспринял как личное несчастье духовные блуждания графа. “Не то, не то!” – воскликнул он, когда впервые ознакомился с наивными рассуждениями Толстого о буддизме и дао. Он не обращал внимания на прилюдную травлю и обвинения графа в язычестве. Поэтому и назвал недвусмысленно князя Мышкина, в образе которого воплотил Христа, но в судьбе литературного героя описал себя самого, наделив его личными чертами характера, Львом Николаевичем.

Так кто он на самом деле – князь Лев Николаевич Мышкин? Над этим вопросом знатоки литературы во всём мире – от Америки до Японии – бьются уже лет под сто пятьдесят.

Ответ на него каждый должем выбрать сам. Потому что если купиться на подсказку Достоевского, то получится, что идиоты – все мы. И те, кто читает Толстого, и те, кто читает Достоевского, и те, кто пишет свои книги, и те, кто их читает. А значит, и те, кто все вместе интуитивно импровизируют на концертах коллектива под названием “Князь Мышкин” – тоже.

В хорошем смысле этого слова.

P. S.

(Для интересующихся “музыкальными” совпадениями.)

Родовое гнездо знаменитого “знатока загадочной русской души” литвинского шляхтича герба “Радван” Фёдора Михайловича Достоевского, потомка крымского хана Аслана, был пожалованное его предкам в XVI столетии великим князем Литовским и польским королём Жыгимонтом Старым поместье Достоево Пинского повета.

Современное село Достоево Яновского (теперь Ивановского) района расположено киламетрах в десяти от знаменитого Мотоля, где родились не только первый президент Израиля Хаим Вейцман, но и Лазарь с Филей Чижы, которые в 1950-м году под именами Leonard & Phil Chess создали в Чикаго самую знаменитую блюзовую компанию звукозаписи Chess Records.

Алесь Островцов


стиль
джаз
автор
Алесь ОСТРОВЦОВ
страна
Беларусь
музыкальный стиль
авангард


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела концерты 2017 года

  • стиль: джаз, джаз
Идея пригласить с концертом в Лидскую Ga11ery дуэт гитариста Владимира Ткаченко и певицы Людмилы Куц была доволи смелой...и витала с ранней весны. Дуэт не просто знаменитый в джазово-блюзовой среде, а уникальный и поначалу организаторы даже робели: ...
  • стиль: джаз, джаз
11 февраля 2017 года на сцене московского Арт-кафе «Дуровъ», расположенном в стенах знаменитого «Театриума на Серпуховке», впервые в рамках Международного социо-культурного проекта «Колыбельные для всей семьи» вместе с автором и солисткой проекта ...
  • стиль: джаз, джаз
О деятельности некоммерческой организации «Армянский всеобщий благотворительный союз» (Armenian General Benevolent Union – AGBU) в Армении знают все. И не только в Армении. Штаб-квартира созданного в Каире 15 апреля 1906 года союза ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com