Итак, «продолжение банкета» (см. на сайте рецензию на дебютный альбом проекта Бубен –Нарушевич – Байсан Bulbahuana) незамедлило последовать. Уже в конце апреля 2017 года трио запустило в Сеть свой новый альбом под заковыристым названием Enighet Ensamhet, которое придется пояснить. Термины своего языка дарят миру не только мажоры – англичане-американцы, немцы, русские, но, изредка, и другие народы. Вот, скажем, северные корейцы обогатили человечество словом «чучхе», которое уже не нуждается в переводе. То, как живут северные корейцы – это идеи чучхе в действии. А северные европейцы, сиречь, шведы, придумали другой термин - «лагом», и тоже стараются жить в соответствии с его идеями. Перевести термин идеально точно довольно трудно, но принцип лагом хорошо укладывается в два шведских слова, которые перевести уже легче: еnighet и еnsamhet, единство и, в то же время, право на самовыражение, на, если хотите, закрытое от других личное пространство, для каждого. Музыкант-электронщик Влад Бубен, гитарист-импровизатор Леонид Нарушевич и поэт Байсан (Алесь Плотка) решили, что основополагающие принципы лагом отлично иллюстрируют их творческий союз.
Enighet Ensamhet записывался только на аналоговом оборудовании и в один дубль, что позволяет сравнить его со студийным импровизированным концертом. По содержанию он похож на своего предшественника, только композиций здесь побольше, и время звучания превысило пол-часа. Как и раньше, альбом представляет англо- и белорусскоязычную поэзию Байсана, но на сей раз в последнем треке «Першы трамвай да Старувкі» звучит текст и другого автора, Стаса Романчука, уксусно-едкая и в чем-то философская зарисовка, по духу своему близкая таким же байсановским психологическим портретам-пейзажам- диагнозам, как «Highway to Барань», «Апошні талер», Rosie street или Нipster rules. Вновь оговариваясь о скромном знании поэзии в принципе, скажу, что чем больше знакомлюсь с творчеством Байсана, тем больший интерес оно вызывает.
В структуре же нового альбома изменения довольно существенны. В Enighet Ensamhet слово и звук с самого начала идут параллельно, нет характерной для Bulbahuana триады: инструментальное вступление – мелодекламация – инструментальная кода. В отдельных треках эта особенность создает специфичное напряжение, некий контрапункт: мне казалось порой, что гитара Нарушевича всячески «помогает» слову Байсана, а электроника Бубена, наоборот, «мешает», заглушает, пытается исказить, спорить с текстом. Прием этот используется не везде, есть и другие треки, где и электроника, и гитара работают на текст вместе и добавляют эмоциональности всей композиции (например, «Халаднеча»). В целом же, на мой взгляд, коллеги по проекту отвели гитарной импровизации в этом альбоме побольше «жизненного пространства», чем в дебютнике. Что ж, Enighet и Ensamhet, как и было заявлено на обложке!
Два очень не похожих друг на друга альбома выпустил в 2017 году органист и композитор из Нью-Йорка Грегори Льюис. The Breathe Suite была в концептуальном плане острым социально-политическим документом, воплощенным в жизнь с помощью инструментов ...
Социальные или политические темы обычно поднимают в песнях. Это свойственно рок-музыке. Джаз, тем паче джаз инструментальный, не в состоянии в лоб выражать эмоции своих создателей по тому или иному поводу. Но он это делает по-своему. Сразу ...
Гвинет Глин – восходящая звезда современной кельтской культуры в целом и Уэльса в частности. Возможно, это звучит несколько высокопарно, но факты заставляют определять ее разнообразное творчество именно так. Гвин - автор удостоенных наград ...
Японская певица и автор песен Хироми Суда выросла в музыкальной семье, увлеклась музыкой с детства, но, останься она на родине, вряд ли ее творчество приобрело бы столь необычный и даже уникальный характер. Джаз был особенно интересен Суда, и она ...
Вы знаете, как собирают финский домик, замечательный быстровозводимый каркасный деревянный дом? Вместо длинных инструкций или видео-урока финский коллектив Horst Quartet предлагает вам аудио-урок или, скорее, саундтрек этого процесса в своем новом ...
Отличный пример региональной музыки, которая способна покорить слушателей далеко за пределами региона (в данном случае – штата Техас) и выйти на гораздо более широкий уровень. Так называемый вестерн свинг родился на юго-западе США в конце 20-х ...
Весьма экзотический джаз ждет вас в этом альбоме. Нет, в смысле стилистики здесь все достаточно привычно – постбоповый мэйнстрим, как в десятках других альбомов. И с географией здесь тоже ничего необычного: все исполнители – американцы, ...
Словно гейзер фонтанирует кубинская земля музыкальными талантами, горячими, как вода того же гейзера. Горячими – потому что горяча сама кубинская музыка, наполненная афро-кубинскими ритмами, столь темпераментными и зажигательными, что усидеть ...
Программу релизов 2017 года петербургский авангардный лейбл spina!rec открыл очередным сборником, который можно условно охарактеризовать, как «пиренейский проект». Здесь представлены записи двух инструментальных трио, схожих прежде всего ...
Межконтинентальный дуэт канадца Джейми Друэна и немца Ханнеса Лингенса записал эту программу в Берлине, в конце лета-начале осени 2013 года. Три с половиной года спустя она увидела свет на авангардной петербургской фирме Intonema. Alluvium вызывает ...
Когда на обложке альбома стоит имя лучшей сопрано-саксофонистки мира, уже понятно, что слушать надо. Насчет лучшей - это не журналистское преувеличение, а объективная данность: загляните, например, в списки лучших в этой номинации по анкетам ...
Брайан Линч, известный джазовый трубач и обладатель премии Грэмми за лучший альбом латинского джаза, запускает на своем лейбле Holistic MusicWorks новую серию релизов : Mentor Series. Первым альбомом, выпущенным Holistic MusicWorks в рамках этого ...