nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джаз и Кино

стиль:

Джаз и Кино Изданный в Лондоне в 1981 году справочник "Джаз в кино" упоминает 3724 фильма, в которых звучит джаз. Это игровые ленты, короткометражки, документальные, мультипликационные и телевизионные фильмы. Совершенно очевидно, что в течение прошедших с момента издания справочника двух с лишним десятков лет, количество такой продукции значительно увеличилось.

Джаз и кино – различные области творчества, но их объединяет многое. Оба появились на свет примерно в одно и то же время, так что мы вполне можем считать их ровесниками. Правда, первый киносеанс братья Люмьеры провели в 1895 году, в то время как точкой отсчета джазовой хронологии принято считать 1917 год, когда "Original Dixieland Jazz Band" записал первую джазовую пластинку. Кстати, тогда слово jazz писалось по-другому – jass.

Однако не стоит забывать, что в конце XIX века был весьма популярным рэгтайм, без которого, согласитесь, трудно себе представить сам дух джаза. У раннего кино, как и раннего джаза, есть и еще одна общая биографическая черта: эстеты того времени не усмотрели в них художественного потенциала и дружно причислили как кино, так и джаз к низкому жанру искусства.

Интенсивное слияние этих жанров началось уже в самом начале эпохи немого кино. Кстати, задачей музыкального сопровождения была не только звуковая иллюстрация происходящего на экране. Основной причиной, вызвавшей необходимость музыкального сопровождения фильмов, являлся громко работающий кинопроектор, механический шум которого хорошо нейтрализовала музыка. В каждом кинотеатре стояло фортепиано, на котором, глядя на экран, играл тапер – музыкант, способный импровизировать. Можно сказать, что кинозалы стали кузницей мастерства большинства джазовых пианистов. Ярчайший пример – Фэтс Уоллер, который в эпоху свинга стал одним из наиболее высокооплачиваемых музыкантов, по своей популярности уступавшим разве что Луи Армстронгу.

К началу двадцатых джаз уже был музыкальным символом нового века (в искусстве началом ХХ века принято считать окончание Первой мировой войны), и этот факт американские кинематографисты обойти вниманием никак не могли. Джазовым духом проникнуто большинство культовых кинолент того времени: "Jazz Monkey" (1919), "Girl With The Jazz Heart" (1920), "Children Of Jazz" (1923) и др. Казалось, что появление на свет звукового кино должно было окончательно похоронить "великого немого", однако этого не произошло. В последние годы "немые" фильмы снова стали актуальной темой для джазовых исполнителей, среди которых доминируют джаз-модернисты. Это и John Zorn, и Владимир Тарасов, по-новому озвучивающие киноклассику. А в 1996 году в Екатеринбурге (Россия) был проведен уникальный фестиваль "Немое кино – Живая музыка".

И все же, наиболее полноценное и плодотворное сотрудничество кино и джаза началось в эпоху звуковых фильмов. Первая премьера такой ленты состоялась 6 октября 1927 года. Символично, что это был музыкальный фильм, который назывался - "The Jazz Singer". Кстати, главную роль в этом фильме сыграл выходец из Прибалтики Эл Джольсон. Несколькими годами позже режиссер Дэдли Мерфи представил публике два фильма, где впервые в главных ролях были заняты знаменитые джазовые музыканты: в киноленте "St. Louis Blues" царила Бесси Смит, а в "Black And Tan" заправлял Дюк Эллингтон со своим оркестром.

В 1930 году режиссер Джон М.Андерсон снял фильм "King Of Jazz". В этой ленте был занят

Пол Уайтмен и его оркестр. После кинодебюта этот корифей коммерческого джаза сразу же оказался в фокусе внимания кинематографистов. Постепенно частыми гостями киноэкранов стали практически все выдающиеся джазовые исполнители. Само собой, достойное себя место занял и Луи Армстронг. К сожалению, большинство режиссеров интенсивно экспонировали его уникальный вокал, как бы забывая, что имеют дело с несравненным трубачом.

В тридцатых годах, когда центром американской кинематографии стал Голливуд, наибольшей популярностью у зрителей пользовались киноленты развлекательного характера и музыкальные фильмы. К тому времени Америку покорил свинг, знаменосцами которого стали биг-бэнды. Таким образом, практически все популярные джазовые оркестры оставили в кино более или менее заметный след. Достаточно частым гостем на киноэкранах был оркестр Дюка Эллингтона, неоспоримую славу которому принесло участие в знаменитых игровых кинолентах "Belle Of The Nineties" (1934) и "Cabin In The Sky" (1943). В среде кинематографистов особой популярностью пользовался Бенни Гудмен, получивший титул "Король свинга". В карьере этого гениального кларнетиста и его бэнда особую роль сыграл фильм "Hollywood Hotel" (1937). И все-таки экранным символом эры свинга был оркестр Гленна Миллера. Два музыкальных фильма, в которых он снимался – "Sun Valley Serenade" (1941) и "Orchestra Vives" (1942) стали классикой жанра.

Наиболее активно джаз хлынул на экраны после случившегося в 1942 году конфликта между фирмами звукозаписи и Союзом музыкантов, что привело к бойкоту лейблов. На какое-то время для большинства джазовых музыкантов кино стало важнейшей ареной деятельности. В 1945 году на экранах появился фильм "Jivin' In Bebop". Эта лента увековечила оркестр Диззи Гиллеспи, который играл уже не свинг. В фильме звучали "Ornithology", "Night In Tunisia" и другие темы, ставшие классикой стиля.

После окончания Второй мировой войны в кинематографе утвердились новые режиссеры, своего рода смутьяны, новаторы. Они заметили, что абстрактный, нонконформистский новый джаз отлично подходит не только к детективам, но и к психологическим лентам, равно как и к фильмам, посвященным жизни современной молодежи. Особая экспрессия была выражена в фильме Джона Кассаветcа "Shadows" (1960), саундтрек для которого создал Чарльз Мингус. Несомненную художественную ценность представляют фильмы "Anatomy Of A Murder"(1959) и "Paris Blues" (1961), где звучит музыка Дюка Эллинготона. Постепенно для большинства джазовых музыкантов работа в кино стала одним из важнейших направлений творческого самовыражения. К примеру, Лало Шифрин создал около 70 саундтреков, не менее продуктивными композиторами оказались Куинси Джоунз, Дэйв Грузин, Херби Хенкок и др.

Сегодня существуют несколько различных способов создания саундтреков. Самый простой – найти и подогнать к видеоряду уже существующие фрагменты музыкальных альбомов. В таком варианте если на экране, например, идет речь о днях давно минувших, то "картинка" сопровождается архивными звукозаписями. Правда, не всех композиторов подобный подход устраивает. Некоторым удается сохранить стилевые особенности и аутентичность звучания, конвертируя старые произведения в новые партитуры. В фильме "Sting" (1973) Марвин Хэмлиш укутывает в современные инструментальные одежды фортепианные регтаймы Скотта Джоплина, а в ленте "Cotton Club", впервые продемонстрированной зрителю в 1984 году, современные джазмены имитируют оркестровое звучание эпохи свинга.

Оригинальное решение нашли авторы фильма о Чарли Паркере. При помощи специальной аппаратуры из записей легендарного музыканта были удалены все инструменты, кроме саксофона. Удаленные партии были наново переиграны в студии современными музыкантами. Результаты превзошли даже самые оптимистические ожидания!

Однако, чаще всего для саундтреков пишется оригинальная музыка. В этом смысле смелый шаг сделал в свое время французский режиссер Луи Мале, создавая один из своих первых фильмов "Лифт на эшафот" (1957). Воспользовавшись пребыванием в Париже Майлза Девиса и его группы, режиссер пригласил музыкантов в студию, где они, глядя на экран, импровизировали ночь напролет. Это был новаторский ход, ставший позже эталонным.

До сих пор в разговоре о связи кино и джаза мы упоминали почти одни только американские фильмы. Что и естественно – до Второй мировой войны Старый свет не мог конкурировать в этой области с Новым. Правда, в межвоенный период европейские мастера, вдохновленные голливудским примером, сняли несколько картин с музыкой близкой к джазу: советский режиссер Григорий Александров в 1934 году очаровал публику своими неувядающими "Веселыми ребятами", а британцы в 1937 году сняли фильм "Sing As You Swing".

Однако во второй половине ХХ века ситуация резко изменилась – европейцы сняли немало высокохудожественных, пропитанных джазом киношедевров. Выдающимся событием стал фильм французского режиссера Бертрана Тавернье "Round Midnight" (1986), музыку к которому написал Херби Хенкок. Интересный рассказ о парижском джазе пятидесятых, герои которого воплощают в себе образы Бади Пауелла и Лестера Янга. Наравне с престижным

"Down Beat", это единственное кинопроизведение, которое приятно не только смотреть, но и слушать. В фильме мы видим и слышим знаменитых музыкантов Джона Маклофлина, Уэйна Шортера и других. Здесь же и совсем еще юный тогда трубач Пола Миккельборг, который позже был гостем фестиваля "Каунас – 99". Главную роль в фильме сыграл Декстер Гордон, имевший уже и до этого неплохой актерский опыт. Увы, в премьерном показе фильма "Пробуждение", состоявшемся в 1990 году, Декстер Гордон не участвовал – талантливый музыкант умер за несколько месяцев до этого.

Для записи саундтреков европейские режиссеры частенько приглашают джазовых корифеев из США, но бывают и исключения. Одно из таких исключений – кинолента "Dingo", саундтрек к которой был создан французским композитором Мишелем Леграном в сотрудничестве с Майлзом Девисом.

Однако, в этой области самый серьезный вклад был сделан польским джазовым пианистом Кшиштофом Комедой. О таланте этого музыканта и его достижениях говорит уже одно то, что авторитетные критики выделили альбому Комеды "Astigmatic" сорок второе место в сотне лучших джазовых альбомов мира всех времен.

Музыка Комеды звучит в более, чем 70 фильмах. Комеда сотрудничал с Анджеем Вайдой, Хенннингом Карлсеном и другими европейскими грандами кино. Кшиштоф Комеда написал музыку ко всем знаменитым фильмам Романа Полански. Хорошо принял композитора и Голливуд. К сожалению, жизнь Кшиштофа Комеды трагически оборвалась практически в самом начале его карьеры в США.

В киноискусстве экранизация биографий знаменитых джазменов – явление не редкое.

Это так называемые biopics (biographical pictures). Первым фильмом подобного рода стала лента "Syncopation" (1942), а еще через семь лет режиссер Майкл Кэртиз снял "Young Man With A Horn". Обе ленты рассказывают о жизненных перипетиях талантливого корнетиста Бикса Бэдбрика. Невероятной популярности удостоился фильм Антонии Манна "The Glenn Miller Story" (1953). Коммерческий успех этих игровых лент привел к тому, что подобного рода фильмы посыпались как из рога изобилия: "The Benny Goodman Story" (1955), "The Gene Krupa Story" (1959) и т.д.

Это были весьма сентиментальные, биографически откорректированные ленты. Увы, к данной категории следует отнести и фильм "Lady Sings The Blues" (1972), посвященный противоречивой жизни великой певицы Билли Холидей. Хотя саунтрек был записан Мишелем Леграном, фильм получился своеобразным бенефисом Дайаны Росс – исполнительницы главной роли.

Но и в этом жанре были свои талантливые произведения. Одно из них – "Bird" (1988) – уже упоминавшийся кинорассказ о Чарли Паркере. На каннском кинофестивале Форест Витейкер получил первый приз за лучшее исполнение главной роли.

Многие киномастера продемонстрировали на экранах свою любовь к джазу. Больше других – Вуди Аллен (кстати, и сам неплохой джазовый кларнетист). Интересен и фильм "Sweet And Lowdown". Это игровая лента, рассказывающая о легендарном гитаристе эпохи свинга Эммете Рэе, сравнимом с Джанго Рейнхартом, но незаслуженно забытом.

Продвинутые любители джаза заметят мистификацию Аллена – герой фильма не имеет своего исторического прототипа.

На главную роль режиссер пригласил Шона Пенна, который столкнулся с непростой задачей. Дело в том, что до сих пор этот голливудский "плохиш" никогда не играл на гитаре, а на экране ему пришлось имитировать исполнение нескольких десятков композиций. Около тридцати! Неудивительно, что за эту роль актер был номинирован на "Оскара".

Фильм радует скрупулезно воссозданным материальным миром эпохи – одежда, автомобили, интерьеры. Все это дышит аурой тридцатых. В данном смысле творение Аллена напоминает ленту режиссера Мартина Скорцезе "New York" (1977), где в главной роли саксофониста виртуозно выступил Роберт Де Ниро, и не менее значительный фильм Фрэнсиса Форда Копполы "Cotton Club" c великолепным Ричардом Гиром (1984).

Плодотворный союз кино и джаза продолжает крепнуть. В прошлом году знаменитый ньюйоркский "Lincoln Center" приступил к реализации программы "Jazz On Film". Это цикл тематических вечеров, каждая часть которого посвящена какому либо из фрагментов орнаментального сплетения двух жанров.

А в 1999 году в Польше состоялся первый "Music & Film Festival" с участием звезд всех музыкальных направлений. Среди них был и Жан-Люк Понти.

Джаз был и остается объектом внимания кинодокументалистов. Создано немало короткометражных документальных лент, посвященных истории джаза, его стилистическим особенностям, фиксирующим значительные события джазовой жизни. Особое значение имеют документальные кинопортреты исполнителей.

Вершиной документалистики, посвященной джазу, стал не имеющий аналогов фильм "Jazz". Это современный сериал, автор которого – известный американский документалист Кен Бернс. Он снимает монументальные многосерийные фильмы, пытаясь докопаться до сути важнейших американский ценностей. Его прославили предыдущие работы "Гражданская война" (1990) и "Бейсбол" (1994). Смета многосерийного двадцатичасового фильма, посвященного истории джаза, составила 13 миллионов долларов. С начала этого года сериал начал транслироваться по всей Америке. Причем, начало показа каждой серии – девять часов вечера. Самый что ни на есть prime time!

Это, между прочим, вызвало рост интереса к джазовой музыке. Ровно на четыре процента.

При создании фильма впервые вступили на путь сотрудничества два заклятых конкурента – "Columbia/Legacy" и "Verve" – в фильме были использованы архивные материалы этих двух звукозаписывающих гигантов. Коммерческий успех выпал на долю и выпущенного обоими лейблами комплекта из 22 CD – "Ken Burns Jazz".

Вместе с тем, несмотря на определенную эйфорию при восприятии проекта, "Jazz" не избежал и критики. Взгляды Кена Бернса некоторые специалисты признали весьма тенденциозными: режиссер со всей очевидностью игнорирует не только значительные явления в неамериканской джазовой музыке, но и, сосредоточив свое внимание на периоде с 1900 по 1960 гг., довольно поверхностно рассматривает современный джаз.

Кроме того, автор фильма "не заметил" большого числа джазовых гигантов, таких как Эррол Гарнер, Сан Ра, Энтони Брекстон, Джордж Рассел и других. И все же "Jazz" заслуживает внимания.

Равно как и история любви кино и джаза, которая, не сомневаюсь, еще на раз порадует наши глаза и уши.

Перевод с литовского Андрея КОСТЮГОВА

Альфредас КУКАЙТИС (Каунас)

2006


Расскажи друзьям:

Еще из раздела другие статьи
Benny Goodman в СССР: Король свинга отменил карибский кризис, или как свинг почти сдул железный занавес! Птицы в полете - часть 2 Птицы в полете - часть 1 80 лет советского джаза или размышляя на тему, "что нам дает джазовое образование"
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com