nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Der Finger - Zug

стиль:

Der Finger - Zug
Первая для меня встреча с московским дуэтом, играющим, скажем так, новую импровизационную музыку – термин достаточно резиновый для объединения в его рамках самых разных музыкантов, исполняющих трудно поддающуюся классификации музыку. Во всяком случае, его близость к джазу на почве импровизационного характера сомнений не вызывает. Под немецким названием Der Finger объединили свои творческие усилия два выпускника элитного московского технического ВУЗа МФТИ – гитарист и басист Антон Ефимов, ранее сотрудничавший с маститым представителем рока еще советских времен гитаристом Андреем Сучилиным и мультиинструменталистка Евгения Сивкова, наследница традиций своей музыкальной семьи, где папа, саксофонист Эдуард Сивков, исповедует джазовый авангард, а мама, пианистка Людмила Андреева, играет академическую музыку. Антон и Евгения, как ни странно, познакомились не в коридорах Физтеха, а в рамках музыкального проекта Wrist, ставшего отправной площадкой для рождения Der Finger. Все эти сведения я почерпнул с сетевых страничек дуэта, цитировавших видного российского критика и журналиста Дмитрия Ухова, рассказывавшего о дуэте в одной из своих радиопрограмм. Что же касается впечатлений непосредственно от музыки Der Finger, то появившийся на лейбле Fancy music в ноябре 2015 года Zug дал много поводов для рефлексий на самые разные темы.

Исходя из того, что среди потенциальных слушателей Zug вряд ли будут люди случайные, а скорее те, кто сознательно сделал этот выбор, сразу скажу, что альбом не отпустит вас с первой до последней минуты звучания. Независимо от того, нравятся ли вам звуковые истории Der Finger или нет, в сочетании яростных, часто близких к нойзу, пассажей струнных, мерного, как правило, неторопливого ритма ударных и кларнетно-саксофонных линий духовых, есть что-то магически притягательное, завораживающее, что просто не позволит вам параллельно заниматься чем-то иным. Вам обязательно захочется услышать, что же будет дальше, куда заведет логика (или алогичность) развития ту или иную пьесу, и охватит легкое чувство досады, когда композиция закончится (это, понятно, если музыка понравится).

О чем эта музыка? Колоритная обложка мало поясняет суть замысла, равно, как и шахматная тематика в названиях пяти композиций альбома (Gambit – Zeitnot – Fisher – Kőnig – Matt). Правда, музыканты вроде бы дают «ключик» к прочтению, поместив вместе с музыкой некую вступительную притчу. Приведу ее полностью: «В шахматах Фишера расстановка фигур осуществляется случайным образом. Правила игры сохраняются. Некогда короли оказались в углах доски и лишь наблюдали зверское сражение других фигур. К концу боя осталось только два короля и одна пешка, которая покорно передвигалась к краю доски. Королю противника пришлось догонять ее, чтобы не допустить превращения в самую влиятельную фигуру на поле боя. Проглотив ее, король лишь молча взглянул на соперника, так и не двинувшегося с места.»

До сих пор шахматная тематика встречалась мне в современной музыке только в мюзикле Chess, написанном мужской половиной квартета АВВА вместе с Тимом Райсом. Но там все было однозначно, да и появилась эта вещь, когда шахматы волновали умы очень и очень многих – после эпических и идеологизированных битв Спасский -Фишер, Карпов – Корчной и перед не менее идеологизированным противостоянием Карпов – Каспаров. Сегодня шахматы далеко не столь популярны, так что для Der Finger это лишь внешний повод. На мой взгляд, речь здесь идет о случайности (отсюда обращение именно к шахматам Фишера) и одновременно предопределенности бытия, так сказать, алеаторике жизни: кости могут быть брошены на любую поверхность, грани могут долго вращаться в воздухе, но им обязательно суждено, так или иначе, остановиться. Кстати, и самое название альбома Zug можно тоже прочитать, как невозможность движения в свободном направлении, строгая детерминированность бытия. Трагической предопределенности вполне соответствует и мрачноватая сила музыки дуэта. В этом смысле я выделил для себя самую длинную и самую сильную (на мой вкус) композицию Kőnig. Слушая ее, я почему-то вспомнил великий фильм Куросавы «Тень воина». Как шахматный король в притче Der Finger не двигается с места, так неподвижно сидит в апогее фильма князь Такеда Кацуери, наблюдая разгром своей армии при Нагасино…

Заранее прошу прощения у всех, кому вышесказанное покажется просто заумью. Что делать, как говорится в одном пошловатом анекдоте, музыка навеяла. Музыку Der Finger каждый волен воспринимать по-своему, но что-то она этому каждому навеет обязательно. Такова уж она у этого дуэта.

2015 Fancy music
5 tks / 43 mins
(Anton Efimov - g, b; Evgenia Sivkova - cl, sax, dr, voc;)
Линк предоставил Антон Ефимов


Леонид Аускерн


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
авангард
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела издано в 2015г.
Hideo Yamaki / Bill Laswell - Untaken Path Ilhan Ersahin's Istanbul Sessions - Istanbul Underground Ilia Belorukov / Andrey Popovskiy - Pafka Ira Cohen / Bill Laswell - On Brion Gysin
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com