Не для каждого уха предназначена новая (вторая по счету после альбома Photosphere (2005) работа американо-немецкого дуэта Роберт Дик – Урсель Шлихт, это очень «высоколобый» альбом для знатоков и ценителей авангардного нового джаза и современной академической музыки. Словно сразу отсекая случайных слушателей, Роберт и Урсула первой композицией альбома поставили одну из наиболее сложных, на мой взгляд, по структуре и восприятию пьесу Tendrils: шокирует? Извини, дружок, это не для тебя. Но если музыка заинтересовала – ты и дальше не будешь разочарован.
Американец Роберт Дик – крупнейший новатор-изобретатель, педагог, теоретик и практик в игре на флейте в современной музыке, как академической, так и новоджазовой. Он играет на всей гамме инструментов этого семейства, от пикколо до монструозной контрабас-флейты (в том числе и в этом альбоме), более того, он изобрел еще и особую флейту с насадкой, как он ее назвал, «глиссандовым шарниром», позволяющей играть на флейте глиссандо, приближать ее звучание к гитаре (она звучит как раз в Tendrils). Дик работал со множеством мастеров импровизационной музыки, включая Стива Лэйси и Джона Зорна. Его партнерша Урсель Шлихт долгое время работала в США, но в последние годы перебралась в родную Германию. У нее также богатый «послужной список» разнообразных проектов в области импровизационной и экспериментальной музыки и опыт не только преподавательской, но и литературной работы: Урсель – автор книги о женщинах в джазе.
Центральное место в новом их проекте занимает сюита, давшая название альбому в целом: «Луны Галилея». Она состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена одному из спутников Юпитера, открытых великим итальянским ученым: Ио, Европа, Каллисто и Ганимед. Это своего рода импровизационная фантастика, потому что музыканты, опираясь на современные научные знания, по-своему домысливают и изображают в виде сонористических пейзажей картины каждого из этих космических тел. Наверняка тут сказалась давняя любовь Дика к жанру научно-фантастической литературы, отражающаяся и в творчестве. Последние две пьесы тоже объединены общим названием Life Concert, это сочинение Дика конца 90-х годов, объединяющее атональную академическую музыку с индийской классической рагой в финальной композиции. Но по-своему интересен практически каждый трек альбома. Импрессионистичная композиция A Lingering Scent of Eden навеяна (внимание, любители музыки Беларуси и Польши!) прочитанным музыкантами о Беловежской Пуще, которую они воспринимают, как один из немногих европейских оазисов нетронутой природы. Sic Bisquitus Disintegrat, где звучит дуэт басовой флейты в строе F и фортепьяно, особенно интересно будет слушать тем, кто помнит одноименный альбом A.D.D. Trio, изданный Enjaв 2000 году, где Дик, живший в тот период в Швейцарии, играл эту вещь в трио с ударными и гитарой (рецензию на этот диск можно найти на сайте). Наконец, есть еще оригинальнейшая Dark Matter, где можно услышать еще и голос Роберта, цитирующий фразы из писем спаммеров, которыми они пытаются при рассылке преодолеть соответствующие фильтры электронной почты. Автор liner notes альбома Алан Козин называет это первым случаем использования в камерной музыке подобных бессмысленных текстов!
За час звучания альбома вы услышите весь мыслимый (и не мыслимый) диапазон звучания флейт Роберта Дика, диалоги флейт с чутким фортепьяно Урсель Шлихт, также не ограничивающейся традиционной клавиатурой, а играющей и непосредственно на струнах своего инструмента. Это непростые, но захватывающе интересные диалоги по-настоящему креативных музыкантов, расширяющих горизонты наших представлений о музыке.
Звуки музыки из Новой Зеландии редко долетают до наших краев, и, уже поэтому каждую музыкальную новинку из этой очень далекой страны встречаешь с особым интересом. Но Helios Forsaken квартета из Окленда Shepherds Of Cassini привлекает отнюдь не ...
Первый альбом индонезийского ансамбля simakDIALOG для фирмы из Нью-Йорка MoonJune Records был концертным (Patahan, 2007), потом последовали два студийных альбома (Demi Masa, 2009 и The 6th Story, 2013), и вот в своем четвертом релизе на лейбле ...
Четыре года спустя я вновь слушаю альбом с длинноухим непарнокопытным на обложке – фирменный знак итальянской группы Slivovitz. После Bani Ahead (рецензию на этот диск можно найти на сайте) неаполитанцы вновь выпускают свою новую работу на ...
Англо-норвежский ансамбль Spin Marvel впервые заявил о себе еще в 2006 году, дебютировав с одноименным альбомом на британском лейбле Babel Label, специализирующемся преимущественно на авангардном джазе. Тогда это был квартет с участием гитариста ...
Не знаю, есть ли в Индонезии специальные награды за заслуги перед индонезийской культурой, как это принято в некоторых других странах, например, в Польше, но если таковые имеются, то шеф MoonJune Records Леонардо Павкович давно заслуживает быть ...
Для итальянского трио из Турина Stearica поступивший в продажу в апреле альбом Fertile стал вторым полноформатным диском в истории группы. Первый диск был выпущен еще в 2008 году. Как видите, Stearica – не из тех коллективов, которые штампуют ...
Стив Слэгл и Билл О’Конелл. Саксофон и фортепьяно. Восемьдесят лет в джазе на двоих. Огромный опыт – концертный, гастрольный, сессионный. Солидные дискографии. Высокий авторитет у коллег и джазфэнов. Старые знакомые, не раз ...
Стивен МакГилл – вибрафонист и перкуссионист, играющий на различных инструментах, но, в первую очередь, конгейро, а среди его любимых музыкантов значатся имена Монго Сантамарии, Пончо Санчеса и других выдающихся мастеров этого инструмента и ...
Работы двух голландских музыкантов, пианиста Стевко Буша (он родился в Германии, но уже давно живет в Нидерландах) и саксофониста Пауля ван Кеменаде не раз освещались на наших страницах. В 2010 году мне довелось писать и об их первом совместном ...
Black Violin – это осень скрипичного патриарха Стаффа Смита (1909-1967). Альбом был записан за пару лет до смерти одного из самых видных джазовых скрипачей своего времени. И как осень порой радует нас неделькой-другой погожих, изумительно ...
Можно только поблагодарить компанию MPS Records, переиздавшую в сетевом варианте один из самых знаковых альбомов за всю историю джаза, если речь идет о джазовой скрипке. На этом инструменте играют в джазе давно, скрипачи пробовали себя практически в ...
Всех трех участников проекта Sumari мне довелось слышать совсем недавно, обозревая альбом квинтета Джулии Лайон. Уже там мастерство инструменталистов обратило на себя внимание. Но одно дело аккомпанировать вокалистке в исполнении стандартов, и ...