nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Алексей Колосов: джаз вчера, сегодня, завтра

Алексей Колосов: джаз вчера, сегодня, завтра  Алексей Колосов – российский джазовый музыкант, композитор, организатор и идеолог десятка международных джазовых фестивалей – рассказал об особенностях развития джаза в России, о тонкостях реализации крупных музыкальных проектов и о том, как сделать карьеру молодых российских джазовых музыкантов реальностью.

Алексей Сергеевич, давайте, для начала, разберемся: на каком этапе развития находится джаз, как культура, и для работающих в этом жанре, и для любителей? Что у нас сегодня происходит, где в России обитает джаз, и кто его слушает?


- Сегодня, однозначно, джаз в России – это клубное явление. Массовым этот жанр здесь не стал – впрочем, он нигде в мире не является массовым видом искусства. Но, в отличие от европейского и американского, российский джаз переживает не самые лучшие времена, и этому есть объяснение. В советское время, как вы знаете, джаза было много, и он был везде. Он звучал в эфире теле- и радио-передач, в фильмах, на фестивалях и концертах, о нем было много образовательных программ. Джазовые музыканты были востребованы, так как получали поддержку на государственном уровне – концертными заказами обеспечивало министерство культуры. Все изменилось после развала Союза. Привыкшие к безоблачной жизни музыканты, в том числе и джазовые, в одночасье стали никому не нужны. Каждый выживал, как мог, а мог тогда мало кто. Именно в этот период и пошло отклонение от принятых, «цивилизованных» форм развития. Если в Европе сегодня существуют продюсерские и концертные агентства, занимающиеся продвижением джазовых музыкантов на профессиональном уровне, то в России продвижением джаза и джазовых музыкантов системно никто не занимается. Как я уже отметил, джаз стал исключительно «клубной» музыкой. Старожилы жанра смогли открыть свои клубы и выступают, как правило, на собственной площадке, остальные же кочуют из клуба в клуб.

- Что необходимо для развития карьеры молодых музыкантов? В коммерческой музыке все налажено – есть музыкальные фабрики, теле-эфиры, продюсерские центры. А что есть в джазе? С какого возраста начинается карьера джазового музыканта в России, и на что он может рассчитывать?


Для этого необходимы джазовые фестивали, конкурсы молодых исполнителей, которые могли бы служить стартовой площадкой для успешной заявки и начала карьеры. У нас фестивалей довольно мало, конкурсов практически нет. И, как я уже сказал, абсолютное отсутствие продюсерских агентств, специализирующихся на джазе. У нас нет агентств, которые действительно находили бы молодых, талантливых джазовых музыкантов на необъятных просторах нашей родины, сотрудничали с ними, организовывали концертную жизнь, продвигали на международные джазовые фестивали, помогали привлекать внимание звукозаписывающих компаний, релевантных СМИ. У нас это звено практически отсутствует. Профессиональные музыканты, а тем более начинающие, могут рассчитывать либо на свои личные связи, либо искать почти не существующих продюсеров и менеджеров, либо налаживать контакты с западными коллегами и ехать туда, пытаться найти себе какое-то место, создавая совместные проекты, или становясь частью западных коллективов. Ситуация очень непростая, потому что, с одной стороны, у нас много талантливой молодежи, с другой – ничего, что могло бы помочь им заявить о себе, пробиться на большую сцену.

Алексей Сергеевич, одним из обсуждаемых сегодня джазовых проектов – Ваш международный джазовый конкурс Big Sky 2016, который СМИ уже окрестили революционным, и который призван решить многие из озвученных Вами проблем. В чем революционность этого конкурса, чем он отличается от множества других?


- В январе этого года я со своей командой запустил новый проект – конкурс молодых джазовых исполнителей. Революционным он, скорее всего, является из-за своего оригинального формата, который мы разработали самостоятельно.

Мы хотели создать площадку, где будет возможен диалог между молодыми исполнителями и профессионалами, задействованными в развитии музыкальной карьеры, причем профессионалами из Европы и Америки. Поэтому в состав жюри, помимо профильных джазовых музыкантов, мы включили джазовых журналистов, представителей концертного и продюсерского агентств, звукозаписывающей студии и спонсорской компании. Перед каждым из них будет поставлена одна задача – оценить исполнение со своей профессиональной позиции. А именно, взялся бы данный специалист спродюсировать/записать диск/организовать концерт/проспонсировать конкурсанта, или нет.

Конкурсная часть, то есть выступления конкурсантов, пройдёт в июне-июле, в Москве. Мы сейчас вовсю готовимся к этому. Состав участников у нас получился мировым и по качеству профессионализма конкурсантов и в прямом смысле – участники собрались со всего мира, как, впрочем, и жюри.

Расскажу также о главном призе – это участие в Международном джазовом фестивале Costa Del Jazz вместе с мировыми звездами. Мне было важно, чтобы конкурс стал шансом для большой карьеры, чтобы победители, кроме очередной грамоты, получили реальную поддержку для развития своей карьеры.

Как быстро этот конкурс сможет изменить ситуацию в целом?


-Я пока не загадываю о масштабах, но конечно, сделаю все возможное, чтобы конкурс стал ежегодным. Только длительная работа может привести к ощутимым результатам.

От чего будет зависеть масштабность и долголетие конкурса?


- Знаете, все необходимые составляющие учтены: качество участников, состав жюри, сам формат конкурса. Но есть главная проблема – это финансирование, то есть спонсорская поддержка. Кстати, в этом мы тоже отличаемся от Европы. У них спонсорство давно считается важным звеном для развития культуры, музыки и, в частности, джаза. Там все джазовые фестивали, конкурсы, даже группы существуют за счет спонсоров. Там есть множество крупных компаний, заинтересованных в партнерстве, они и финансируют джазовые проекты. Для них спонсорство, на самом деле, взаимовыгодное партнерство. И знаете, в чем основное отличие в подходе спонсоров здесь и там? Они вкладываются исключительно в долгосрочные проекты. На разовые мероприятия гораздо сложнее привлечь спонсоров, чем на многолетние. Здесь же все с точностью до наоборот.

Российские спонсоры почти не рассматривают долгосрочное сотрудничество, и эта проблема обусловлена не столько неправильным менеджментом фестивальных организаторов, сколько ситуацией в бизнесе. В Европе большинство крупных фирм-спонсоров имеют многолетнюю историю существования. Там процветает семейный бизнес, передаваемый из поколения в поколение. В России частному бизнесу всего три десятка лет и, соответственно, нет сформированного подхода для долгосрочного планирования. Здесь спонсорская политика компаний формируется стихийно, сумбурно, краткосрочно. Почти всегда бюджет выделяется только на год – соответственно, и проекты для спонсирования подбираются разовые. А у наших европейских и американских коллег все давно по-другому. Там компания подыскивает проект, в первую очередь исходя из его перспективности и долгосрочности. Там спонсор задает один вопрос: что будет с вашим проектом через три года, пять, десять лет? Поэтому там есть развитие, эволюция проекта – из года в год растет масштабность, аудитория, известность. Начинают тихо, но растут с каждым годом. Потому там так распространено титульное спонсорство. Посмотрите, как называется, например, крупнейший джазовый фестиваль в Америке – «Kool» (одно из названий фестиваля Newport Jazz Festival, который адаптировал название под титульного спонсора – прим. ред.). Почему, знаете? Потому что компания «Kool» является титульным спонсором этого фестиваля, и для них престижно быть их титульным спонсором. В свое время это многое объяснило нам здесь, в России. В 80-е годы, когда еще редко кто приезжал к нам из знаменитых джазменов, к нам вдруг приехал оркестр американских суперзвезд под названием «Marlboro Superband». Компания Marlboro была титульным спонсором этого оркестра, и она считала для себя престижным поддерживать подобного рода коллектив, который ездит по всему миру и является в каком-то смысле витриной американского джаза во всем мире.

Алексей Сергеевич, Вы сами являетесь организатором множества международных фестивалей. Как у Вас складывалось сотрудничество со спонсорами?


Я начал сотрудничать со спонсорами почти 15 лет назад. Тогда для них огромное значение имела имиджевая реклама. Бизнесменам было важно заявить о себе широкой аудитории через «красивые» проекты. Например, мой первый джазовый проект – «Российско-Норвежский джазовый фестиваль», состоялся в 2003 году. Решиться на подобный фестиваль в начале нулевых для меня было непросто. Мероприятие требовало колоссальных усилий и, конечно, финансов. И мы привлекли спонсоров. На тот момент джазовых концертов кот наплакал, и выступление российских и норвежских музыкантов стало сенсационным событием.

Такая же ситуация была с не менее сенсационным для своего времени музыкальным туром «Jazz Travel Poland» . Мы собрали лучших джазовых исполнителей из России и Польши и отправились в железнодорожное путешествие Москва - Варшава, с концертами на вокзалах, городских площадях и ратушах. Это было смело, интересно и необычно. Тогда подобный проект был действительно уникальным и резонансным, и потому привлек огромное внимание. Тур стал наиболее результативным мероприятием для популяризации джаза. Нас посмотрело и послушало огромное количество народа. Соответственно спонсоров подобная реклама полностью удовлетворила.

Алексей Сергеевич, Вы один из активных популяризаторов джаза, Вы почти 30 лет вели радиопередачу «Когда не хватает джаза». Не планируете вернуться к просветительской деятельности на радио? И какие у Вас планы для развития и популяризации джаза в России?


Нет, на радио возвращаться не хочу. Сегодня оно отнимает слишком много времени. А просветительскую деятельность я продолжаю. В 21 веке на замену тв и радио пришли социальные сети, вот я и воспользовался этим. Та же самая рубрика «Когда не хватает джаза» сейчас продолжается на моей официальной странице в Facebook, где я общаюсь с поклонниками моего творчества, конкурсантами, коллегами и любителями джаза.

После трехлетней паузы я возобновил фестивальную деятельность и свои выступления. Правда, из-за занятости с конкурсом не так часто выхожу на сцену, как хотелось бы, но стараюсь, по возможности, радовать поклонников своими концертами. До осени я занят конкурсом и испанским фестивалем. А затем надеюсь объявить о своем новом проекте, к которому готовлюсь уже много лет. Подробности пока не раскрываю, но уверен, что поклонникам джаза мой сюрприз понравится.

Анастасия Горбунова


стиль
джаз
страна
Россия
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: джаз, джаз
Музыканты приходят в джаз и уходят из него по самым различным причинам, не обязательно творческого характера. Одних привлекают выразительные возможности разных стилей, другие считают несерьезным исполнительство, которое не приносит им материального ...
  • стиль: джаз, джаз
Если задаться вопросом, что общего у великого Рэя Чарльза и легендарного барабанщика Билли Кобэма, непревзойденных гитаристов Лэрри Карлтона и Майка Стерна, а также таких джазовых имен, как Анатолий Кролл и Алексей Козлов, Игорь Бутман и Сергей ...
  • стиль: блюз, блюз
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в блюз любую ...
  • стиль: джаз, джаз
Такого еще не было! Игорь Бойко стал первым русским музыкантом, который, подобно величайшим западным гитаристам, стал обладателем своего именного инструмента, изготовленного по личной спецификации всемирно известной фирмой Fender. Как только ...
  • стиль: джаз, джаз
"Когда я еще не знал всех этих имен и, понятно, не мог никому подражать, родители купили мне гитару "Musima". Я первую ночь с ней спал: положил рядышком на подушечку, накрыл одеялом... Она давно уже ушла от меня..." Владимир Ткаченко — удивительный ...
  • стиль: джаз, джаз
Порой приходишь в клуб на концерт в ожидании хорошей музыки, приятного вечера, теплого общения. Садишься за столик (стойку), тихонько потягиваешь чай-сок или что-нибудь покрепче. Слушаешь, смотришь на музыкантов, аплодируешь после соло, ...
  • стиль: джаз, джаз
Альберто Готтарделли и я встретились с Джимом Холлом между первым и вторым отделениями в клубе Blue Note в Милане, где он выступал со своим трио и Энрико Пьеранунци. У нас было всего несколько минут для интервью, потому что очень скоро он должен был ...
  • стиль: джаз, джаз
На обложке альбома Джона Скофилда (John Scofield) под названием Uberjam, датированным 2002 годом, изображена специфическая особа: обнаженная фигура Будды с лицом Скофилда, играющего на гитаре. Подобно тому, первая пьеса в этом альбоме начинается ...
  • стиль: джаз, джаз
Игорь Бойко: Расскажите о Вашей последней книге "Аранжировка для гитары". Владимир Молотков: Предлагаемая вниманию гитаристов работа посвящена наименее изученному вопросу – технике гитарной аранжировки. В ней рассмотрены разнообразные возможности ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя Владимира Молоткова хорошо известно музыкантам всего постсоветского пространства, особенно гитаристам поколения 70-х и 80-х годов, которое занималось по его учебным пособиям, связанных с джазовой импровизацией и гармонией. И хотя прошло уже ...
  • стиль: джаз, джаз
В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет ...
  • стиль: джаз, джаз
Не многие отечественные джазмены, благополучно эми­грировавшие на Запад, получают там признание как му­зыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com