nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Валерий Пономарев - "С этого пути я никогда не уходил"

стиль:

Валерий Пономарев -  С этого пути я никогда не уходил Валерий Пономарев (55 лет) родился и вырос в Москве. Начал играть джаз в родном городе в конце 50-х годов. Выступал с различными джазовыми группами, которые в период "оттепели" возникали повсеместно. Столкнувшись с идеологическим давлением, в 30 лет начал все сначала: эмигрировал на родину джаза, в США. Играл много и с различными музыкантами. Это была школа настоящего джазового профессионализма. Потом сам Арт Блэйки приглашает талантливого трубача в свой легендарный ансамбль "Джазовые миссионеры".

Валерий Пономарев много гастролировал по Америке, Австралии и Европе. С программами памяти трубача Клиффорда Брауна выступил на джазовом фестивале суперзвезд в Париже. Известный музыкант, в активе которого записи на более чем 30 дисках, играл в ансамблях Лайонела Хэмптона, Ли Конитца, Джо Фаррэлла. В 1990 году, впервые после семнадцати лет, Валерий был приглашен на 1-й Московский международный фестиваль. В конце 1997 по приглашению барабанщика Сергея Беличенко прибыл вновь в Россию, на торжественные концерты "Джазового Рождества", которые проводятся в Новосибирске с 1985 года. Во время гастролей дал интервью корреспонденту "Нашей газеты" (Кемерово) Николаю Трубачеву.

— Валерий, спасибо, что приехали в Сибирь сами, да еще с таким мастером джаза, как Бенни Голсон.

— Ну, это не нам спасибо надо говорить, а организаторам "Джазового Рождества". Нас хорошо приняли, сам концерт, по-моему, удался. И Бенни так считает (поворачивается к Голсону, говорит по-английски, тот выразительно кивает головой).

— В который раз Вы приезжаете в Россию?

— Если не считать 1990 года, фестиваль в Москве, то второй раз.

— Как Вам Сибирь, которая встретила Вас морозцем минус 25 градусов?

— Вообще-то я когда-то давно уже бывал в Сибири. Интересные события прошли тогда: в один день погода сменилась с лета на зиму. Уже много лет прошло, а я всем до сих пор говорю, что такое Сибирь, хотя был в Сибири один раз. Сейчас вот второй раз, опыт накапливается...

— Эта поездка по России началась с Новосибирска? И что дальше?

— Нет. Мы уже выступили в Москве, был один концерт. После вас мы поедем в Новокузнецк, а потом в Питер, где будем играть с Давидом Голощекиным. Потом Бенни полетит в Америку, а я еще побуду в Москве у мамы, до 8 января. У меня сегодня Рождество по-американски, а потом — седьмого — по-русски. У меня две Пасхи и так далее. День рождения вот только один раз, 20 января.

— В одном из интервью (Имеется в виду интервью в газете "Русская мысль", в 1989.) Вы сказали, что у нас в стране много хороших музыкантов, но мало кто из них умеет играть джаз, так ли это?

— Там было немного не так. Да, много талантливых людей, но не все они могут себя выразить, вы ступить профессионально, они не представляют, как играют в Америке, настоящей джазовой жизни не знают. Это я говорил в Париже. А бывает наоборот: здесь люди бесталанные, но тщеславные, пробивные только мешают таланту. Но что делать, это последствия Системы. Но талантами Россия была всегда богата. Это страна с богатейшими природными ресурсами, а люди — таланты, самородки — это тоже природные ресурсы. Россия талантами богаче всего мира!

— Что же показал сегодняшний концерт?

— Какие музыканты! Как они играли! (Пианист Игорь Дмитриев, ударник Сергей Беличенко и басист Дмитрий Аверченков.)Я уверен что еще больше и больше классных музыкантов будет появляться в Сибири. Вот что я могу сказать.

— В последнее время с русскими музыкантами Вы много играете за рубежом?

— Не могу сказать, что часто. Да, русские музыканты все чаще и чаще появляются в Америке, в частности, в джазовом центре страны, в Нью-Йорке. Они активно работают, проявляют свой несомненный талант. Пару раз играл с Сергеем Гурбелошвили (московский тенор-саксофонист). Несколько раз выступал с известным в России контрабасистом Виктором Двоскиным. Говорят, он будет у вас в феврале. Очень хороший контрабасист Боря Козлов, он живет в Нью-Йорке. Есть еще очень хороший басист Дмитрий Колесник (питерский музыкант). Мы с ним играли в одном оркестре. Талантливый малый, очень. Окончил музыкальный институт по классу контрабаса у Рона Картера. Он всегда мечтал учиться у него, пришел к нему в класс и закончил полный курс обучения, получил диплом. Есть и еще ряд хороших ребят.

— Последнее время Вам больше приходится гастролировать или находить время для записи альбомов?

— Альбомы записываются постоянно, но с определенным интервалом. Вот только что у меня вышел новый диск "Звезды для Вас". До этого была запись живьем, на концерте в Денвере. И потом, я записан на очень многих пластинках как сайдмен, на очень многих. С Артом Блэйки только одиннадцать альбомов. Вот с Бенни Голсоном пока не записан, может быть, дойдет дело и до этого...

— Мой следующий вопрос может показаться глобальным: как российский музыкант, вырвавшийся туда, за кордон, смог найти свое место в джазовом мире Америки?

— Да, я сбежал из СССР, и путеводной звездой моей был Джаз (произносит это смачно, по-американски, хотя сказано на русском языке). И в особенности музыка Блэйки и ансамбля "Джэз Мэссэнджэрс". Эти звезды так и меня вели в одном направлении, и с этого пути я никогда не уходил. Я могу этот совет дать любому человеку. Надо в жизни следовать своим самым откровенным, чистосердечным наклонностям. Если это джаз, то только джаз, если это балет — то пусть будет балет!

Может кому-то не хочется ни того, не другого, но хочется вкусно готовить. Пусть его душа к этому ведет. Если Вы будете следовать настоящим душевным порывам, Вас всегда когда-то настигнет успех. Если же будете следовать чьим-то чужим пожеланиям и воле, то неизвестно, будет ли удовлетворение или успех, чаще всего этого не наступает. И счастливы Вы никогда не будете. Когда же Вы делаете то, к чему лежит Ваше сердце, то и трудности легче миновать, порой их даже не замечаешь. Люди, которые смотрят на меня со стороны, могут думать, что мне выпала нелегкая судьба, и жизнь моя, может быть, была тяжелой. А мне это незаметно. Я "торчу" до сих пор от джаза!

Как я научился играть? Они, в Америке, до сих пор не понимают, как можно было в России, тем более того времени, научиться так играть их музыку. Наверное, это было трудно, говорят. А я говорю, что никаких трудностей не замечал. Я занимался на трубе целыми днями. И если иногда становилось тяжело, то я заставлял себя заниматься часами подряд, как бы это ни было невозможно. Вот и вся наука.

— После первого приезда тогда еще в СССР и сейчас в Россию Вам уже легче здесь в общении с людьми?

— Да, безусловно, это интересное замечание. В 1990 году было трудно понять своих собственных друзей, с которыми я родился, вырос, потому что они живут, вернее, жили к тому времени, в этой коммунистической среде. Соответственно, и мышление, и поведение их было адекватным структуре, но для меня странным, хотя я прекрасно понимал, откуда это. Ведь я здесь вырос! После многих лет жизни люди начинают свободно и более рационально мыслить, гораздо лучше выражать себя в жизни. Это сказывается во всем, от мелкого до крупного.

— Последний вопрос, несколько неприятный. После Вашего появления на московской джазовой сцене в 1990 году некоторые критики, музыканты прохладно высказались по поводу Вашего выступления. Чем это объяснить?

— Меня это мало волнует. Это их проблемы. Так называемый "железный занавес" породил людей, замкнутых в собственном мире, созданном в их воображении, не понимающих, что происходит в мире джаза. Собственная самовлюбленность не дает им возможности стать настоящими профессионалами. Сомнительного происхождения критики тоже подливают масло в огонь. Надо реально взглянуть на себя со стороны и оценить свое место в этой музыке. К счастью, не все такие. Я уже говорил о таких же русских американцах, каким являюсь сам. Только Нью-Йорк проверяет нас.

— Спасибо за откровенность. Когда мы снова увидим Вас в Сибири?

— Приглашайте! Я с радостью приеду со своими друзьями, поиграю для такой понимающей публики и с такими музыкантами. Всем вам спасибо!

Примечание. Как следствие этого первого визита, в конце мая Валерий Пономарев примет участие в традиционном международном фестивале "Новосибирск-98". Вместе с ним выступают: дочь Арта Блэйки Эвелин (вокал), саксофонист Бобби Уотсон, легендарный тромбонист Куртис Фуллер и, естественно, вновь "Джазовое старое трио".

Сергей Беличенко

1998


музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Россия, США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с трубачами, тромбонистами
Gendrickson Mena & The New Cuban Experience Jerzy Malek - Я просто играю Barry Danielian - Люблю играть в разных стилях Виталий Владимиров - Из жизни тромбониста
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com