nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Валентин Парнах - пророчество жирафовидного истукана

Валентин Парнах - пророчество жирафовидного истукана  Поэт Валентин Парнах был первый, кто в России произнес слово "джаз", собрал первый в РСФСР джаз-бэнд, первый концерт которого состоялся в Москве 1 октября 1922 года. Тогда он сказал: "Течения музыки Азии и Африки странно скрестились в Америке". Если бы Парнах дожил до наших дней, он мог бы сказать, что течения музыки Азии, Африки, Америки и Европы странно скрестились в России.

Новодевичий некрополь... Сколько судеб похоронено здесь. В одной из ниш его древних стен уже более сорока лет покоится прах некогда знаменитого Валентина Яковлевича Парнаха, оставившего заметный след в испанской, французской, еврейской и русской культурах, человека, одаренного множеством талантов, — поэта, историка, полиглота, литературоведа, учителя, философа, балетмейстера, танцора, музыканта, с именем которого некогда связывали будущие пути развития этих искусств.

Летом 1922 года "Известия" объявили на первой странице: "В Москву приехал Председатель Парижской палаты поэтов Валентин Парнах, который покажет свои работы в области новой музыки, поэзии и эксцентрического танца, демонстрировавшиеся с большим успехом в Берлине, Риме, Мадриде, Париже". Парнах тут же попадает в центр внимания артистической Москвы — регулярно публикует новационные статьи, выступает с лекциями, отвечает на многочисленные вопросы, вторгается в дискуссии.

Но главное, что привозит с собой Парнах, — весть о новом потрясающем искусстве с пронзительно звенящим и жужжащим названием — джаз. "Джаз является выражением послевоенного детанта", — проницательно объясняет он, первым вводя в русский язык в одной фразе сразу два популярных впоследствии слова.

Парнах первым в мире увидел в джазе сплетение мировых культур, соединение современной эксцентрики, машинерии и биомеханики с древней идеей музыкального общения народов.

Парнах нарасхват. Он показывает Евгению Габриловичу, как играть шимми на рояле, объясняет, что такое синкопа, ставит у Мейерхольда сногсшибательные танцы с участием Игоря Ильинского, Марии Бабановой и Льва Свердина и вызывает ответный клич: "Ура джазу!!!"

Москва была отрезана от Европы практически с 1914 года. А потом были бегство, ликвидация и высылка лучших умов и талантов. Россия катилась в послеоктябрьскую пропасть. В стране свирепствовал первый большевистский голод. И вдруг с кучей новостей, планов, надежд, новых идей, прямо из Парижа и Берлина — Парнах! С танцами и джазом! Ну чем не визит Воланда?

С его приездом у Мейерхольда начинается период биомеханики, которую Парнах первым и воплотил. Его танцы "Этажи иероглифов" и "Жирафовидный истукан" стали сенсацией, Парнах учил фокстроту Эйзенштейна. А желчный Маяковский поддел танцующего культуртрегера, наделив его чертами одновременно и Баяна, и Пьера Скрипкина в сцене обучения модным танцам и манерам. Все помнят ильфопетровского Изнуренкова — наши знаменитые остряки, похоже, срисовали его тоже с Парнаха.

Еще в Париже Парнах, будучи центром молодой русскоязычной богемы, чрезвычайно интересной — и тоже, кстати, почти в России неизвестной, — увлекся современными танцами и джазом. Его идеи о них в связи с проблемами Востока и Запада, древности и современности вдохновляли его молодого друга Ладо Гудиашвили. То, о чем писал Парнах, что он танцевал, Ладо изобразил на тогдашних своих картинах. Ему Парнах посвятил свои стихи о джазе.

В Париже вышли первые три сборника своеобразной парнаховской поэзии. Одна книжка была иллюстрирована Наталией Гончаровой, другая — Михаилом Ларионовым, а третью предварял портрет автора, нарисованный Пабло Пикассо.

Сегодня Парнаха если кто и знает, то как родоначальника советского джаза. Большие знатоки литературы помнят его как поэта и переводчика европейской и древнегреческой поэзии. И совсем забыт главный подвиг его жизни, ради которого он покинул свой родной Таганрог и пустился на свой страх и риск в неведомое путешествие по Аравии и Палестине, Египту и Сицилии, Испании и Франции.

Он собрал остатки древней и средневековой еврейской культуры, а в европейских библиотеках и архивах открыл пласт поэзии, загубленной и похороненной испанской инквизицией. Он вернул мировой культуре то, что лежало безвестным несколько столетий. Второго такого личного литературного подвига я не знаю.

Почти одновременно во Франции и в СССР выходят его книги об инквизиции. Характерны главы "Инквизиция и поэзия", "Инквизиция и оперетта ". Глава "Инквизиция и джаз" еще только начиналась.

Но еще до этого Парнаху досталось от коллег по перу и искусству. Его сестру, поэтессу Софию Парнок, прокляла Марина Цветаева, успев, правда, посвятить ей один из лучших своих любовных циклов — "Подруга". Отсюда взят, положен на музыку, но почему-то переадресован другому полу известный жестокий роман "Под лаской плюшевого пледа".

Осип Мандельштам жестоко и несправедливо унизил и высмеял Парнаха в своей повести "Египетская марка". Парнах и Мандельштам были одногодки, они были похожи, и это сходство было почему-то физически неприятно Мандельштаму.

С тех пор Парнах ушел в тень, зарабатывал на кусок хлеба переводами того, чего, кроме него, никто уж переводить не брался.

Черная беда косила все вокруг. Угасла Сонечка, расстрелян Мейерхольд, сгинул в лагерной тьме Мандельштам, и вот уже страшная осень 1941-го, и эвакуационный писательский пароход плывет вниз по Волге, неся в своих каютах и трюмах то, что осталось от прежних литературных игр и дрязг. Остановка в Чистополе — большая выгрузка. Двое литературных изгоев — Парнах и Цветаева — пытаются устроиться за кусок хлеба в литфондовскую столовку: один — стоять в дверях, другая — мыть посуду. Ей от ворот поворот, отправляют в Елабугу, где она кончает с собой, а его берут; возможно, это и продлило его жизнь еще на десять лет.

Григорий Козинцев, режиссер и мыслитель, узнав о смерти Парнаха в 1951 году, оставил в своей записной книжке пронзительный по совестливости некролог, проникнутый болью за нереализованную судьбу, не реализованную в какой-то степени и по нашей общей вине.

К сожалению, забвений, подобных забвению Парнаха, немало. И каждый раз на небосклоне культуры получается как бы затмение солнца: лучи видны, а светила нет. В поучительном же случае Парнаха затмение и забвение произвел не жестокий наш режим, но лучшие и талантливые люди нашего века.

Заканчивая рассказ о Валентине Парнахе, мне хочется вспомнить его мудрую мысль о джазе, которая мне кажется и сегодня еще очень актуальной: "Джаз-бэнд одновременно чрезвычайно прост и чрезвычайно сложен, как и современная жизнь. Его простота — мелодия. Его сложность — экспрессия".

Алексей БАТАШЕВ

1998


стиль
джаз
автор
Алексей БАТАШЕВ
страна
Россия
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: джаз, джаз
"Нет пророка в своем отечестве". Это утверждение наших предков как никогда актуально сегодня, когда к нам возвращаются из небытия имена тех, кто в свое время составил славу отечества, но кого забыли, лишили любимой работы, а порой свободы и даже ...
  • стиль: джаз, джаз
По всем музыкальным канонам общепринятой датой конца эры свинговых биг-бендов считается 1946 год. Так ли это? НЕМНОГО ИСТОРИИ В годы войны рост расходов на милитаризацию экономики и 20-процентный налог на индустрию развлечений привели к тому, что ...
  • стиль: джаз, джаз
В Киеве произошло печальное событие. Нас покинул представитель старой гвардии джазовых музыкантов Украины Евгений Алексеевич Дергунов — блестящий джазовый аранжировщик, композитор, пианист. Он родился в 1936 году в семье генерала ВВС и драматической ...
  • стиль: блюз, блюз
Эту статью следовало напи­сать еще в 2003-м, потому что 29 ноября того года Джон Мэйелл отметил свой юбилей: ему исполнилось 70 лет. Но я не собираюсь оп­равдываться, мол "лучше уж поздно, чем никогда!". Пото­му что когда говоришь об этом человеке, ...
  • стиль: джаз, джаз
Линдли Армстронг Джонс по прозвищу "Spike" (англ. "костыль", "гвоздь") — барабанщик, композитор, дирижер и лидер оркестра, согласно биографическому справочнику "Американского общества композиторов, авторов и издателей" (ASCAP), членом которого он ...
  • стиль: джаз, джаз
В 1962 году Charlie Mingus встретил Sun Ra и спросил его, что он делает в Нью- Йорке, на что Sun Ra ответил, что он бывает здесь достаточно часто. "Нет, — сказал Mingus, — Я подразумеваю, что Вы делаете здесь, на Земле?". В Филадельфии на доме по ...
  • стиль: джаз, джаз
Особого внимания требует факт взаимоотношений Sun Ra и некоторых его оркест­рантов (в особенности John Gilmore) с John Coltrane. По­мимо того, что Джон высоко ценил творчество Sun Ra, он черпал вдохновение в его му­зыкальных идеях и метафизи­ческих ...
  • стиль: джаз, джаз
6 . Ситуация на музыкаль­ной эстраде, ее откровен­ная политизация заставила А Цфасмана искать новые пути в развитии своих за­мыслов. «Осенью 1938 года, - рассказывал он позднее, - поняв, что мои устремления находятся в полном проти­воречии с ...
  • стиль: джаз
От редакции: 2022 год принято считать годом столетия российского джаза. В этой связи издательство «Композитор – Санкт-Петербург» подготовило к печати новую книгу крупнейшего отечественного теоретика и историка джаза Е.С.Барбана «Российский джаз: ...
  • стиль: джаз, джаз
Утром 1 сентября 2001 года в Канаде, в Торонто, на 83-м году жизни скончался Иосиф Вла­димирович Вайнштейн, прозванный на Западе "советским Бенни Гудмэном" — настоящая легенда русского джаза. О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для ...
  • стиль: джаз, джаз
"...Ким Назаретов был величайшим джазовым маэстро, мастером своего дела, крупнейшим музыкантом и мерилом Человека с большой буквы... Для меня всегда Ростов был Назаретовым, а Назаретов Ростовом" Мурад Кажлаев, композитор, народный артист Советского ...
  • стиль: этно, этно
Эта статья должна была по­явиться на свет года полтора- два назад. Но тогда артисты были заняты записями, аран­жировками, выступлениями. Потом, под грузом событий, идея написать о группе Nor Dar как-то отошла на второй план, а трагическое событие, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com