nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Борис Прусаков - вне категорий

Борис Прусаков - вне категорий  В российском джазе есть, наверное, с полдюжины пианистов, которых знает большинство аудитории. Ну, например, Игорь Бриль. Или Леонид Винцкевич, Андрей Кондаков, Даниил Крамер, а из живущих вне России — Михаил Альперин, Леонид Чижик. Есть такие, кто по той или иной причине не вошел — еще не вошел — в обойму самых известных, но в музыкантском, исполнительском плане находится на столь же высоком уровне: Лев Кушнир, Иван Фармаковский. Есть быстро набирающие музыкальный вес совсем молодые — например, Антон Севидов.

Московский пианист ни к той, ни к другой категории не принадлежит. Молодым пианистом его не назовешь: музыкант родился в 1947 г. И известным его тоже трудно назвать: редко появляется на джазовых фестивалях, концерты в Москве дает несколько раз в год, а дебютную пластинку, CD "Тихие ночи" ("Gala Records" — S.B.A. Production), — выпустил только летом 1998–го. Но при этом, если внимательно его послушать — альбом ли или концертное выступление, — легко убедиться, что мы имеем дело с одним из наиболее интересных пианистов в российском джазе.

Прусаков родился в Ленинграде, закончил музыкальную школу (причем по классу скрипки), в 60–е самостоятельно овладел фортепиано и контрабасом и много играл в самодеятельных джазовых составах — с Давидом Голощекиным, Анатолием Герасимовым, Олегом Горбатюком. В середине 70–х Борис жил в Курске, а по всей стране тогда стали создаваться эстрадно–джазовые отделения музыкальных училищ. В Курске тоже было создано такое отделение, и Борис поступил в класс Леонида Винцкевича — тогда еще никому особенно не известного пианиста, слава которого была еще впереди. Борис Прусаков закончил музучилище по специальности "фортепиано и джазовый орган". Курск не был особенно заметной точкой на джазовой карте страны, но, как почти в любом крупном городе, джазовая жизнь там шла, даже был городской джаз–клуб (Борис возглавлял его одно время). Но, конечно, заработать на жизнь джазом было сложно. Борис преподавал, писал музыку, делал аранжировки. И в начале 90–х (его преподаватель Леонид Винцкевич уже гремел на лучших джазовых фестивалях мира со своим партнером, эстонским саксофонистом Лембитом Саарсалу) Борис Прусаков сделал решительный шаг — покинул Курск и перебрался в Москву.

В Москве Борис, как он сам это определяет, "обратился к концепции сольного джазового рояля". Теперь он выступает в основном сольно. Пишет музыку, целые сольные программы — "Блюзовые путешествия", "Джазовые баллады", "Джазовые портреты" (посвящения известным джазовым музыкантам). Записывает часть этих программ. Выступает на джазовых фестивалях — в Москве, Санкт–Петербурге, Ростове, Курске, Орле, Старом Осколе, Белгороде и других городах. В 1992–м успешно выступал в Германии... Всего за эти годы он написал больше полусотни инструментальных пьес, музыку к двум театральным спектаклям, к фильму "Криминальный отдел" (студия ASG Film, 1997); кроме того, аранжировал и исполнил музыку к пятисерийному телефильму "Дневник профессора Готье" (НТВ, 1995).

Но джазом заработать по–прежнему трудно. Борис, как и многие другие московские джазмены, должен работать в ресторане. Он — резидент маленького "Арбатского дворика" в переулках близ старого Арбата. Конечно, джаза в обычные дни он там играет мало, но с недавнего времени Борис пытается сделать "Арбатский дворик" и джазовой точкой, время от времени приглашая выступить вместе с собой своих друзей — саксофониста Анатолия Герасимова, виолончелиста Виктора Аграновича и других. Кстати, в круг творческих интересов Бориса входит не только джаз как таковой. В последние годы он всерьез занялся электронной музыкой, много экспериментирует в смешанных стилях (техноджаз, фри–джаз, ньюэйдж и т.п.). Например, на одном из сольных творческих вечеров Бориса в Центральном доме работников искусств в 1996 году он показал публике результаты своего сотрудничества с новоджазовым трубачом и композитором Андреем Соловьевым (широкой публике известен как трубач рок–группы "Вежливый отказ"): соединившись, их очень разные творческие манеры дали своеобразный сплав, который публика приняла с интересом. Дважды (в 1996 и 1997 г.) Борис выступал с интереснейшими сольными живыми концертами (в первый раз — как пианист, второй — как клавишник) в прямом эфире программы "Московский свинг" на радиостанции "Ракурс". Хотя станция была средневолновая (была — потому что закрылась в начале 98–го), джазовые концерты серии "Московский свинг" в ее эфире имели довольно большой резонанс и среди слушателей, и среди музыкантов: ни одна другая станция, даже из тех, что имели возможность проводить в прямом эфире концерты, такого джазового цикла не имела. Так вот, именно эфирные концерты Прусакова назвал в числе наиболее важных джазовых событий года известный джазовый критик Алексей Колосов, ведущий джазовых программ на "Радио России".

Альбом "Тихие ночи", в который вошли фрагменты всех сольных программ Бориса, был записан в московской студии "Мелодия" прекрасным звукорежиссером Денисом Жалниным осенью 1997 г. На лейбле RCD ("Русский компакт–диск") давно ждет выхода еще одна работа — альбом "Звездная пыль", также записанный Жалниным. Кстати, Денис, который обычно записывает исключительно академическую музыку, работой с Борисом Прусаковым (первым в своей практике джазменом) просто восхищен. Он говорит, что игру Бориса характеризует отличное, практически совершенное туше, которым вряд ли может похвастаться обычный джазовый пианист, нешаблонное гармоническое мышление, владение широким динамическим диапазоном. Жалнин записывал игру Бориса семью супердорогими ламповыми микрофонами "Neumann", добившись исключительно воздушного, пространственного и в то же время конкретного звучания. После двух сольных фортепианных работ Борис продолжил сотрудничество с этим же звукорежиссером, записав у него альбом в трио с саксофонистом и флейтистом Анатолием Герасимовым и перкуссионистом Юрием Генбачевым (эта работа только что завершена, и об ее издании пока никаких переговоров не велось).

Из последних событий в жизни Бориса Прусакова — участие в культурной программе Дней российской культуры на международной выставке "Expo–98", которая проходила в Лиссабоне (Португалия). Борис с большим успехом проработал там весь июнь 1998 года.

Что же играет Борис Прусаков? Пожалуй, лучшее определение дал председатель московской Ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов в статье на обложке альбома "Тихие ночи". Позвольте процитировать: "В свое время Марина Цветаева сравнила двух поэтов, Владимира Маяковского и Бориса Пастернака: первый заставляет себя слушать, второго — мы как бы подслушиваем. То же можно сказать и о джазовых пианистах–солистах: линия Оскара Питерсона — первая; вторая — Телониуса Монка. Борис Прусаков, бесспорно, принадлежит ко второй... Альбом — ...это и путешествие в историю фортепианных стилей, и совершенное композиторское музицирование за роялем, знакомящее слушателя с сегодняшним днем джазового фортепиано". Так и есть. Действительно, линия Монка, характерная угловатость "звуковой архитектуры", выстраивающейся на глазах слушателя, сильно ощущается в творчестве Прусакова. Равно как и "авангардная лирика" Пола Блэя, и интонации русского академизма, и многие другие элементы, объединенные яркой музыкальной индивидуальностью пианиста.

Почему же при всех своих несомненных достоинствах Борис не настолько широко известен, как того заслуживает? Мне кажется, что отчасти дело тут в том, что он — человек очень скромный и не очень–то умеет себя "протолкнуть". Пробивная сила для музыканта, увы, очень важна. Особенно в джазе, где музыкантов много, сильна конкуренция, но частью музыкального бизнеса этот вид искусства становится очень медленно (в нашей стране, разумеется: и в США, и, в особенности, в Европе картина совершенно иная). Что тут еще скажешь? Только пожелать хочется организаторам концертов и фестивалей почаще приглашать Бориса, а ему самому — не останавливаться в том, что он делает...

Кирилл МОШКОВ
Фото П. КОРБУТА

1998


стиль
джаз
автор
Кирилл МОШКОВ
страна
Россия
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела пианисты, органисты, клавишники

  • стиль: джаз, джаз
...Заключительный концерт фестиваля. На сцену Большой гильдии приглашается All Stars Band. Появляются джазмены США, Англии, Японии, Аргентины. Переполненный зал особенно горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. "Виктор ...
  • стиль: джаз, джаз
Его иногда в шутку называют Иоганном Себастьяном Жаком. Как деятельность любого первооткрывателя, вознамерившегося поломать привычные устои, творчество Жака Лузье мгновенно вызвало полярные оценки – от совершенного неприятия, до самых восторженных ...
  • стиль: джаз, джаз
Примерно лет двадцать пять назад в моей жизни произошли два казалось бы никак не связанных между собой события: я увлекся радио-джазом, то есть джазовой музыкой, транслируемой разнообразными зарубежными радиостанциями, и переселился в поселок ...
  • стиль: джаз, джаз
«Всякая критика, увы,— это скучный финал того, что начиналось как ликование, как неуемное желание кусать и скрежетать зубами от наслаждения" (Хулио Кортасар, «Преследователь») Все-таки есть, все-таки существуют в самом ...
  • стиль: джаз, джаз
Писать об Аркадии Эскине одновременно и легко и трудно. Легко, потому что достаточно перечислить имена музыкантов, с которыми он в течение жизни играл, и станет сразу ясно, какого уровня и какого масштаба этот джазмен. А трудно, потому что ...
  • стиль: джаз, джаз
На последнем диске Дайаны Кролл многим очень понравилась изумительная интерпретация лирической баллады "Peel Me A Grape". Ее автора — Дэйва Фришберга — не очень–то хорошо знают у нас, а напрасно... Постараемся восполнить этот пробел в меру наших ...
  • стиль: джаз, джаз
"Digression", "Intuition"... Названия композиций этого выдающегося пианиста и теоретика джаза несут в себе предельную ясность, осмысленность, внутреннюю чистоту своего автора. В объеме данной статьи, на нескольких страницах печатного текста, я ...
  • стиль: джаз, джаз
Ну разве стал бы нормальный джазовый музыкант (в смысле, тот, для кого джаз — норма жизни) рассказывать о джазе, пояснять, убеждать, приобщать? Вряд ли. Настоящий мастер звука предельно высказывается в своем творчестве, а комментарии могут погасить ...
  • стиль: джаз, джаз
Памяти покойного Т. Монтулиу (1933—1997) Знаменитая книга Джеймса Коллиера, американского джаз-эксперта, увы, ничего не расскажет вам о европейском джазе. И, разумеется, о европейском джазовом пианизме тоже. Американцы разумеют свой джаз "лучшим в ...
  • стиль: джаз, джаз
Ahmad Jamal Is Never Banal Прошу прощения у уважаемых читателей за то, что вынесенная в эпиграф цитата приведена в языке оригинала. Уверен, что у большинства хватит познаний в английском, чтобы оценить удачно найденную рифму в этой напоминающей ...
  • стиль: джаз, джаз
Маккой Тайнер носит мантию одного из джазовых гигантов с элегантной непринужденностью. Хорошо сознавая свое положение в джазовом пантеоне, он рассуждает о своих достижениях, как о чем-то естественном и само собой разумеющемся. Да, он осознает, что ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) прекрасно известно джазовым музыкантам, довольно часто исполняющим его композиции, и весьма популярно среди любителей классического "горячего" джаза. Непременно во всех музыкальных изданиях оно носит ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com