Lata: Piotr Tkacz / Maciej Maciągowski - Lata W Amarancie
30.11.2015
Дебют на московском сетевом лейбле польского дуэта в сфере экспериментальной музыки. Понятие это очень условное, и чтобы сразу отсечь тех, кто случайно «набредет» на эту запись в Сети, скажу, что то, что делает дуэт из Познани Lata, бесконечно далеко (и равноудалено, кстати) и от Сороковой Моцарта, и от Kraftwerk, и от Сесила Тейлора. Более того, их работу можно счесть даже не собственно музыкой, а, скорее, исследованием звука.
Если вы дочитали до этого места и не испугались, тогда пойдем дальше. Участники проекта Latа – Петр Ткач и Мацей Маценговски. Первый из них – музыкант-импровизатор, ди-джей, человек, пишущий о музыке и организующий музыкальные мероприятия. Как музыкант, он предпочитает работать с « вертушками» (Петр – завзятый тернтейблист), а также с разнообразными объектами, не предназначенными специально для звукоизвлечения. Второй – инженер-акустик с магистерской степенью, фанат электроники, для звуковых экспериментов предпочитает модульный синтезатор и другую аппаратуру, желательно неисправную. И Петр, и Мацей участвуют в целом ряде других проектов, ну, а примером того, что они делают вместе, может послужить альбом Lata W Amarancie («Амарант» - это такой мультифункциональный культурный центр, недавно открывшийся в Познани на площадях бывшего Дома Трамвайщика).
Бедные трамвайщики, только в страшном сне они могли бы представить то, что творилось в их бывшем Доме 9 июля 2015 года. Именно в тот день происходила запись Lata W Amarancie. Альбом составили три безымянных трека, несколько отличающихся друг от друга по интенсивности звука и динамике. Звучание в каждом из треков преимущественно электронное. С чем его сравнить? Попробуйте вытащить из глубин родительской кладовки старый коротковолновой приемник, типа «Океана» или приснопамятной «Спидолы», и медленно вращайте ручку настройки в поисках какой-нибудь станции, например «Голоса Америки» с джазовой программой Уиллиса Коновера, как это делали ваши родители, если они были джазфэнами. Вы услышите в эфире разнообразные шумы, треск, сипение и так далее. Но штука в том, что в Lata W Amarancie вы никогда не доберетесь ни до какой станции! Именно эти шумы, синтезаторные модуляции звука, их почти незаметные изменения и составляют основу звучания. Время от времени в этом ровном, живущем по своим законам электронном океане возникает всплеск – появляется некий акустический звук, добытый с помощью каких-то, как правило, трудно опознаваемых предметов. Вот такой электронно-акустический эксперимент. Я по ассоциации вспомнил земляка Петра и Мацея, великого фантаста Станислава Лема и придуманный им живой океан Солярис. Да, тысячи людей прекрасно проживают свои жизни и без него. Но если Солярис существует, то всегда будут и те единицы, кому интересно его исследовать. Это погружение в электронный Солярис и зафиксировано альбомом Lata W Amarancie.
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...
Аврора, древнеримская богиня утренней зари, не редкий гость на джазовом небосклоне. Я хорошо помню ее яркое появление под звуки электроскрипки Жан-Люка Понти в ритмах фьюжн в 1976 году. Не менее эффектно выглядела Аврора и в 2009 году, с альбомом ...
Совершенно необычный по своей стилистике альбом. Даже ухо, давно приученное к тому, что редкая запись отличается абсолютной чистотой стиля и почти любой альбом или даже композиция – это амальгама различных направлений, насторожится, услышав ...
Прекрасный концертный альбом, способный завоевать сердца самой широкой аудитории. Тому способствует самый широкий спектр причин. Прежде всего поговорим об исполнителях. Кристина Брага – одна из виднейших арфисток, широко известная далеко за ...
Вся жизнь Кристины Моррисон – это движение: от одной географической точки к другой, от одного вида творчества к другому. Судите сами: Кристина родилась в Майами, но ее детство прошло в постоянных перемещениях между США и Эквадором. С юных лет ...
Дебютный EP молодого сербского ансамбля. Ансамбль действительно молод, но участники его – люди уже достаточно опытные. В 90-х годах гитарист Оливер Арунович и ударник Небойша Неделькович играли в одном из первых сербских прог-роковых бэндов ...