nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Clarens Gatemouth Brown - Блюзовый сандвич: Техас и Луизиана

стиль:

Clarens Gatemouth Brown - Блюзовый сандвич: Техас и Луизиана
Кларенс 'Гейтмаус" Браун провел на сцене больше 50 лет и за это время преподнес слушателям всего мира острейшую пряную смесь из блюза, кантри, джаза, фанка, блюграсс и зайдеко. Виртуоз гита­ры, скрипки, губ­ной гармоники, мандолины и ударных, Браун умудрялся успешно сотрудни­чать с такими раз­ными по духу звездами, как Аль­берт Коллинз, Фрэнк Заппа, Лон­ни Брукс, Эрик Клэптон, Джо Луис Уокер... В послед­нее время артист много записыва­ется на лейблах Verve и Blue Tftumb (Universal Music).

Кларенс "Gatemouth" Браун — патриарх аме­риканского черного блюза — родился аж в 1924 году в Винстоне, штате Лу­изиана. Его отец тоже был муль­тиинструменталистом, он при­вил сыну вкус к кантри-блюзу, а дальше Кларенс уже взялся за самую разную музыку самостоя­тельно. Он — типичный амери­канский музыкант-самоучка. То есть, конечно, отец обучал его музыкальной грамоте, но это было не главным — Браун стре­мился до всего.дойти самостоя­тельно. А музыка, которая окру­жала его в детстве, была на­столько разной и эклектичной, что даже трудно сейчас это представить. Семья Брауна пе­реехала в Техас, когда он был еще маленьким, и он вспомина­ет, что кроме кантри, кейджуна, блюза, госпел, везде в большом количестве звучали француз­ские традиционные песни и... немецкие польки. Как-то с тру­дом верится в то, что в тогдаш­нем Техасе играли французскую и немецкую музыку, но это факт. Кларенс говорит: "Все, букваль­но все в то время и в том месте, где я жил, играли хоть какую-ни­будь музыку".

Браун не любит, когда его на­зывают просто гитаристом. Хоть гитара и была его первым инст­рументом (и остается одним из основных до сих пор), ему... не нравится звучание блюзовой ги­тары у большинства блюзменов. Он так комментирует свою нелю­бовь: "Не то; чтобы я не любил блюзовых гитаристов, вовсе нет, но я не люблю стиль их игры. Я сам предпочитаю стиль духови­ков — я ведь вырос, слушая биг- бэнды Каунта Бэйси, Дюка Эл­лингтона, Луиса Джордана. Хоть я и не играю на трубе или саксо­фоне, но то, что я делаю на гита­ре, ближе по духу к тем инстру­ментам". Очень необычное при­знание для человека, который всю жизнь играет блюз и нахо­дится, само собой, в окружении сплошных гитаристов.

Свою профессиональную музыкальную деятельность Кларенс Браун начал в сороковых годах в военном бэнде во время службы в армии. В этом оркестре он работал барабанщиком и исполнял традиционный биг-бэндовый репертуар. После увольнения он работал в разных музыкальных ревю и водевилях до тех пор,:пока с ним не приклю­чилась история, позволившая занять место на большой блюзовой сцене. Классический пример, когдз счастливый случай выводит человека на широкую публику и он сразу становится популярным.

Значит, дело было в Хьюстоне в 194? году в знаменитом местном клубе Peacock Club. Браун пришел послушать выступление тогдашней всеамериканской блюзовой звезды Ти-Боун Уоке­ра (T-Bone Walker). Собралась изрядная толпа. Браун был око­ло самой эстрады и вдруг он увидел, что прямо посередине песни Уокер перестал играть,’снял гитару, положил ее на сцену и потихоньку ушел. (Как потом оказалОсЬ.он просто неожидан­но плохо себя почувствовал.) Оставшиеся музьканты тоже перестали играть и возникла пауза, наполненная только недоуменным гулом зрителей. Как потом признавался сам Браун, он действовал словно по подсказке свыше. Он подобрал с пола уокеровский "Гибсон" и начал играть и петь собственную вещь Gatemouth Boogie. Барабаны и бас подхватили ритм и через две минуты публика уже просто ревела от восторга. Это вышло круче, нем шоу самого Ти-Боун Уокера! К середине песни зрители пришли в тakoe неистовство, что начали кидать банкноты прямо на пол перед гитаристом. Кларенс после десяти-пятнадцати минут выступления собрал со сцены целых 600 долларов Это и сейчас немалые деньги, а в сороковые годы на такую сумму в Америке можно было безбедно жить несколько месяцев.

Уокер, понятное дело не был в восторге от того, что на его концерте кто-то другой срывает успех у публики, но ничего поделать он уже не мог. А для Брауна наступил звездный момент. Владелец клуба, Дон Роби, специально собрал для него ритм-энд-блюзовый оркестр из 23 человек (!) и они отправились в большое турне по Югу и Юго-Западу США. В том же самом 1947 году новоиспеченный лидер бэнда выпустил свою первую пластинку на голливудском лейбле Alladin Records.А когда оказалось, что эта компания не очень-то заботится о.рекламе и продвижении своего артиста, Дон Роби основал собственный лейбл Peacock Records, на котором выпускал одну за одной пластинки Брауна. Практически все они — Okie Dokie Stomp, Boogie Rambler, Just before Dawn, Dirty Work At The Crossroads и многие другие сразу же становились хитами. Kларенс Браун практически в одиночку нраскрутия* Peacock Records и через несколько лет это была уже крупная уважаемая фирма, выпускающая в основном ритм-энд-блюз и подписавшая контракты С такими популярными исполнителями, как Бобби "Blue" Блэнд,' Джуниор Паркер и Джо Хинтон.

В начале 60-х Браун расстался с Peacock Records и переехал в Нэшвилл, где принимал участие в телевизионном ритм-энд-блюзовом шоу "The Beat" и записывал кантри-музыку.; Все же Нэшвилл считается столицей кантри и артист смог там развернуться в своем очередном образе. А потом в его судьбе случился очередной неожиданный, но, к счастью, недолгий поворот. Что-то начало глохнуть в его музыкальной карьере. Середина 80-х была не'лучшим временем для кантри-блюза в Америке — все поголовно увлеклись "Битлз" и "Роллинг Стоунз", на подъеме был чикагский мощный бпюз-рок. Кларенс Браун махнул на все рукой, уехал в Нью-Мексико и стал... помощником шерифа. Да уж, из бпюзмена в полисмены — крутая смена обстановки. ‘Пару лет на этои должности дали ему много чисто бытового опыта — насмотрелся на все стороны жизни.

И тут в начале 70-х у него началась гастрольная жизнь. В Европе, в отличие от США, как раз возник новый интерес к блюзу и npo Брауна вспомнили его промотеры. Первой под его напором пала Франция, далее, как говорится;' везде. Браун стал почетным "послом мира" от Госдепартамента США и в этом качестве объездил столько стран, что сейчас уже сам затрудняется все их сразу вспомнить. Кстати, в 1979 году он выступал и в СССР, и не каких-нибудь пару несчастных концертов, как многие другие зарубежные гастролеры за "железным занавесом* а провел в Союзе целых шесть недель! В Европе Кларенс Браун записал в те тоды девять альбомов, а в США его долгоиграющая пластинка Blackjack появилась в 1977 году на лейбле с очень ориги-нальным-названием Music Is Меdicine (Музыка зто лекарство"). Кстати, отличное название, так и тянет продолжить такую идею. Альбом он записывал в городе Богалуза, штат Луизиана—его любимом до сих пор месте.-Он перебрался жить в Новый -Орлеан (в том же шгате) и с головой ушел в блюз

В 1982 году пёрвый его на фирме Rounder Records альбом Alright Again собрал почти все престижные призы, какие только смог. Oн получил Трэмми" в категории "Лучщий традиционный блюз" и премию У.ХэнДи как лучший инструменталист. С тех пор его альбомы стали постоянно присутствовать в списках номинантов на "Грэмми", а премий им- У.Хэнди у него на сегодняшний день уже около десяти.

В девяностые годы Кларенс Браун активен как никогда. Добрый десяток альбомов плюс возобновленная гастрольная деятельность, которая добралась до Австралии и Новой Зеландии, доказывают, что музыкант находится на подъеме творческих сил. Артист не побоялся даже съездить в такие политически нестабильные страны, как Никарагуа и Гондурас,-хотя его и отговаривали от опасных туров. На все доводы у него было только одно возражение: *Если эти люди не могут приехать сюда, я еду к ним".

Последний альбом Брауна, Back to Bogalusa, вышел на лейбле Blue Thumb {UniversaJ Music).В отличие от двух предыдущих, техасских по настроению музыки, проектов American Music, Texas Style и Okie Dokie Stomp, "Возвращение в Богалузу" - подчеркнуто луизианский, фолк-блюзовый альбом.Да и записывался он в любимой студии Брауна в Богалузе Studio In The Country на классическом аналоговом оборудовании, на котором работали еще Луи Прима и группа Blues Traveller. Здесь же был записан и самый титулованный альбом Брауна Alright Again. Музыкант говорит, что предпочитает это место всем остальным за то, что оно, во-первых,вдалеке от суеты большого города и здесь не принято спешить. Можно расслабиться, не думать о жестком графике и просто делать свое дело так, как оно этого требует.А во-вторых, там, по его мнению,самые чудесные в американской природе места.

В одной из песен с диска, Dangerous Critter, автор рассказывает о своей жизни по соседству с крокодилом - это не выдуманная история.Браун действительно жил одно время в доме на берегу около протоки и рыбачил прямо со своей веранды, а большой крокодил жил тут же рядом. "Аллигатор не беспокоит меня, - рассказывает Браун, - Я его не трогал, и он меня тоже". Музыкант считает, что несмотря на крокодилов и змей, Луизиана осталась одним из немногих мест в США, где люди пребывают в согласии с природой.Он хотел, чтобы в его музыке отразилось это ни с чем не сравнимое ощущение жизни вдали от большой цивилизации.

Евгений ДОЛГИХ

Jazz-Квадрат, №5,2001


авторы
Евгений ДОЛГИХ
музыкальный стиль
современный блюз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела гитаристы
Garrison Fewell - по ту сторону струн Nguen Le - Вьетнамские рассказы Jim Hall - Колокола судьбы Джима Холла Albert King
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com