nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Три дня в Рюдме

стиль:

Три дня в Рюдме
Заметки о конференции по интуитивной музыке, Дания, 17-19.08.2001

Предыстория. Об этой конфе­ренции я узнал где-то в мае — копаясь в недрах Интернета, об­наружил ссылку на известном музыкальном сайте www.gaudeamus.nl и очень заинтере­совался этим событием. Долго обдумывал: поехать или нет? Решающим фактором стало упоминание о Хансе Шюттлере — фри-джазовом пианисте из Гамбурга, с которым мы вместе музицировалй на филармониче­ском концерте в 1993 году; ока­зывается, он почтил своим при­сутствием и эту акцию. В конце концов, заручившись финансо­вой поддержкой Европейского культурного фонда, беру билет и лечу в Копенгаген!

В огромном аэропорту Каструп меня встречает Карп Бергстрем- Нильсен — композитор, вапторнист, профессор Аалборгского университета, един из основателей датской Ассоциации интуитивной музыки. По дороге в Копенгаген узнаю массу нового о музыкальной жизни в Дании: три союза-композиторов, мощное джазовое объединение, музы­кальное издательское агентство —все это находится в одном зда­нии, все организации активно со­трудничают друг с другом. Дат­ская Конференция по интуитив­ной музыке (Denmark's Intuitive Music Conference — сокращенно DIMC) основана двумя энтузиас­тами авангарда, композиторами и музыкотерапевтами Хенриком Расмуссеном и Карлом Бергстрем-Нильсеном. В этом году она проводится седьмой раз. Со­став, пожалуй, самый интерна­циональный за всю историю DIMC —помимо датских музы­кантов, приглашены импровиза­торы из Южной Кореи, США и Германии. Тема конференции этого года — импровизация и композиция, графическая нота­ция импровизации, О стиле— молчок: для импровизационной музыки пригодны любые спосо­бы самовыражения — и музы­кальные, и не очень.

Конференция. Она проходит по традиции в три дня, в живо­писном местечке Рюдме на ост­рове Фюн — как раз там, где ро­дился Ганс-Христиан Андерсен. Проведя два часа в комфорта­бельном поезде, прибываем на место проведения конферен­ции. И тут понимаю, что прост­ранных докпадов, пиджаков и галстуков не будет, все стерео­типы, связанные с нашим пониманием слова "конференция" исчезают сами собой; 8место всего этого - локальная музыкантская тусовка человек на десять, с ночевкой в спальниках, совместной готовкой е и - самое главное - с совместным музицироеанием в промежутках между едой и сном.

Музицирование на DIMC - не просто free jam (хотя начали мы именно с этого — в качестве знакомства). В основном импровизаторы следуют логике графически нотированных композиций, которые предлагают сами участники конференции, Лричем .подходы к нотации различны. Так. к приме­ру, запись композиции Famcy Dancer бруклинского саксофо­ниста Блэйза Сивулы (Blaise Siwula) обходится-без единого нотного знака — просто на бумаге выписана в столбик последовательность действий музыкантов (состав, разумеется, любой). Структура— близкая к рондо, соло перемежаются рефреном, состоящим из подражаний звукам струящегося песка, хрусту дре­весной коры, тихим разговорам.

Примерно то же в композиции Хенрика Расмуссена Soundparticles, но с одним отличием: предписания импровизаторы выполняют не в строгом порядке, а случайным образом — куда упал взгляд, то и играешь. Соче­тания получаются неожиданные, но в целом это все же ближе к свободному музицированию. За­то следующую пьесу Расмуссе­на ("Канон Улитка" — музыканты делятся на четыре группы и по­следовательно движутся по схе­ме-спирали, одна группа за дру­гой) полностью мы сыграть так и не смогли, продвинувшись лишь на пятую позицию (а всего их 18!). Наверное, для таких пьес необходимы репетиции.

Удивительная графика корей­ской вокалистки Ге-Сук Йо (Ge- Suk Yeo) никого не оставила рав­нодушным. "Я просто зарисовы­ваю свои впечатления о музыке, . которую слышу внутри", — при­знается она, раздавая нам черно-­белые ноты-картины, в которых линии и пятна соседствуют с ие­роглифами. Ге-Сук—обладатель необычного голоса: классическое сопрано в верхнем регистре и почти горловой нижний (певица получила образование как акаде­мическая вокалистка, но за~гем решила, что в авангарде больше возможностей для творчества). У нас с ней отыскался общий знако­мый — гамбургский тромбонист Хайнц-Эрих Гедеке, в свое время много выступавший в России; он же не так давно записал компакт- диск в дуэте с Ге-Сук.

Композиция лидера конфе­ренции Карла Бергстрем-Нильсена "Opportunities" исполня­лась дважды — в ходе самой конференции и на концерте в Ко­пенгагене. Исполнителям даны четыре возможности — играть глиссандо, арпеджио по трезву­чиям, быстрые пассажи и корот­кие "точки", но стараться при этом переходить от одного блока к другому коллективно. Интерес­но, что в обоих случаях пьеса за­вершилась одновременно все­ми нами — знать, взаимопони­мание достигнуто!

Каждый вечер — обсуждение итогов дня, дискуссии, разгово­ры. В последний день обсужда­ем значение графической нота­ции, потом строим планы на бу­дущее. Все хотят, чтобы конфе­ренция не канула в Лету — "надо издавать диски", "нужно при­влечь масс-медиа к освещению события", "может быть, органи­зовать совместно с учеными что- то вроде конгресса...". Да, страна другая, а проблемы у некоммер­ческого искусства все те же...

Концерт. Для него арендовали маленькое кафе в фойе копенга­генского театра "Foyerscenen". Сначала играем соло. Открываю я пьесой "Медитация" для блок­флейты с фонограммой; затем играет Блэйз—очень виртуозно, сочетая ломаные линии со щелч­ками — саксофоновым pizzicato. Потом соло Карла; он использует все свои возможности — от вал­торны до вокала. Следом играем дуэты— мы с Блэйзом, Карл с не­мецким вибрафонистом Фран­ком Хислером (очень остроум­но!), Блэйз и Ге-Сук. Потом — "Opportunities". И, наконец, все впятером (а нас участвовало лишь пятеро) — играем финаль­ную пьесу-tutti. Немногочислен­ная публика довольна, музыкан­ты — не меньше.

После конференции. Аван­гард есть авангард, и давать эс­тетическую оценку происшед­шему в Рюдме непросто и, на­верное не нужно. Собственный опыт подсказывает, что такую музыку часто более интересно играть, чем слушать. Тем не ме­нее, во многих музыкальных учебных заведениях Европы свободная импровизация вхо­дит в список обязательных для всех инструменталистов пред­метов. Что до термина "интуи­тивная музыка" — так он введен еще Штокхаузеном в середине 60-х, а это как раз расцвет фри- джаза в Америке! Вот и еще одна наглядная демонстрация близо­сти джаза и европейского аван­гарда. А что касается того, как бы это воспринималось у нас в Рос­сии... надо бы попробовать. Why not?

Роман Столяр, Новосибирск

Jazz-Квадрат, №5, 2001


музыкальный стиль
авангард
страна
Дания
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали до 2002 года
Таллинн-67. Фестиваль, который забыть нельзя Vilnius Jazz Festival - герой нашего времени Woodstock - Болоньевый плащ или Великое Событие, cвершившееся в МОЕ ВРЕМЯ «Триумф джаза» в «России» стал триумфом джаза в России
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com