nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Odessa JazzFest’2015

стиль:

Odessa JazzFest’2015
В конце сентября в 15-ый раз в Одессе прошел международный джазовый фестиваль Odessa JazzFest, который первые десять лет своего существования назывался „Джаз-Карнавал в Одессе".

Концерты фестиваля длились три дня, начавшись с гала-концерта в Городском саду на Дерибасовской, а затем на два дня переместившись в Одесскую областную филармонию с ее огромным залом на 1100 мест, в эти теплые вечера до краев наполненном публикой. Открывая филармонические концерты, Юрий Кузнецов – Президент фестиваля, известный поклонникам джаза выпускник Одесской консерватории, пианист, композитор – поблагодарил природу, сообщив присутствующим, что на дворе не 19-е сентября, а 49-е августа, настолько хорошая стояла погода в эти дни... В Городском саду на открытом воздухе тысячи одесситов и гостей Южной Пальмиры вкусили прелесть общения со свободным, светлым искусством джаза. Состоялись большие бесплатные концерты open air на главной улице и в торговом центре «Ривьера». По вечерам поклонники джаза «отрывались» на джем-сейшнах в клубе «Ай лав ю, Петрович». В рамках фестиваля для студентов музыкального училища им.
К.Данькевича и всех желающих маститые гости из шведского коллектива саксофонистов Nordic Saxophone Quartet и норвежский гитарист и педагог Фруде Барт провели бесплатные мастер классы.

На сцену филармонии с короткой программой первыми вышли музыканты биг-бэнда из Полтавы, полное выступление которых состоялось накануне в горсаду. Это очень молодой оркестр п/у играющего тромбониста, Заслуженного артиста Украины Эдуарда Головашича. Понравилась приятная, творчески зрелая вокалистка Алена Шмелёва. Оркестранты старались, играли чисто, но, к сожалению, громко, заглушая солистку, мало импровизировали. Но дело молодое, и для города без консерватории и джазового факультета в музучилище, не простое. Прозвучали мелодии Фрэнка Синатры, Берта Бакарака и другие стандарты. Пожелаем полтавчанам дальнейшего творческого роста.

Следующими сцену заняли лучшие, на мой взгляд, участники фестиваля – американское трио пианиста Криса Грассо (c ним играли контрабасист Майкл О’Брайен и барабанщик Джейсон Браун). Великолепные импровизаторы и мастера аккомпанемента сопровождали выступление потрясающей певицы Шарон Кларк.

Они неимоверно сыграны, каждый роскошно владеет своим «орудием» и умеет выдать сногсшибательное соло. Но в нужный момент отойти на второй план, уступив дорогу неподражаемой Шарон. Простота и легкость, с которой играли американцы, казались заоблачными. Лидер имеет за плечами отличное классическое фортепианное образование, победы в академических конкурсах и сольную карьеру в симфонических оркестрах Мичигана и Сиракуз. Кроме того, занимался журналистикой и получил юридическое образование. Все это дает ему и его трио полет фантазии, богатство красок и широту мысли. Колоритная и эффектная внешне солистка оказалась на диво демократичной, совсем «не звездной» в сценическом поведении и общении и невероятно обаятельной своим вокальным мастерством. Она поет, как мы дышим или ходим, не задумываясь, что в это время происходит с нашим телом, чем мы «шевелим». Мало двигалась, в отличие от порой вертящихся, вихляющихся изо всех сил певиц, подменяющих музыкальное содержание имитациями свинга. У артистки значительный диапазон, огромный запас и непредсказуемость импровизационных ходов, свободная фантазия и мастерское владение скетом и нюансами во всех продемонстрированных жанрах – блюзе, джазе, соул-музыке. Какие богатые ходы, модуляции, смены тембров и регистров! А изменение метра в каждой следующей песне вызывало все новый интерес, желание слушать еще и еще… Wow!!! Порой замечаешь старательное подражание белых вокалисток мастерству чернокожих примадонн. И нередко подмечаешь «вторичность» результатов этих усилий. Но здесь! Давно не испытывала подобной искренней радости общения с классическим американским джазом. Душераздирающий драйв, позитив, особенно нужный в наше трудное время.

Третий сет достался квартету Autentic Light Orchestra (Швейцария-Армения). Его лидер – мультиинструменталист, выходец из Армении Валерий Толстов учился в Цюрихе, играет на всем, что издает звук, мастер креативных тембральных находок. Подстать коллеге – певица Вероника Штальдер, гитарист Франс Хелльмюллер и ударник-перкуссионист Анди Пупато. На счету коллектива два альбома. Не знаю, как далеко пошел бы каждый из этих музыкантов, играй он самостоятельно, но вместе ребята выглядели трогательно, чисто, нежно. Хотя, несколько интонационно однообразно и совершенно по-армянски. Этого не отнять.

Завершил вечер греческий квартет саксофониста Димоса Димитриадиса. Он и его коллеги пианист Димитрас Вердиноглу, контрабасист Константинос Манос и барабанщик Василис Подарас играли микс академической, греческой, балканской музыки с джазовыми ритмами. Во всем чувствовалась высокая школа (Димитриадис – выпускник Беркли-колледжа и известный педагог). Но музыка квартета идет скорее «от ума», чем «от сердца».

Второй фестивальный филармонический вечер 20 сентября начали музыканты литовской Dainius Pulauskas Group. Они уже играли в Одессе одиннадцать лет назад на этом же фестивале. Но сейчас в состав кроме лидера-клавишника Даниюса Пулаускаса, трубача Валериюса Рамошки и барабанщика Линаса Буды вошли трое новых участников: Кястутис Вайгинис (сопрано- и альт-саксофоны), Лютаурас Янушайтис (тенор-саксофон) и бас-гитарист Домас Алекса. В разное время и в разных составах четверых музыкантов слушать приходилось. Это высокопрофессиональный ансамбль, играющий только собственную музыку. Каждый участник помимо данного коллектива, имеет собственные проекты. И в этот вечер музыканты исполнили фанк-фьюжновые композиции с двух альбомов – Mixtum compositum и Zig zag. Начали крутой мощной пьесой Hybrid. Музыка секстета на самом деле – действительно гибрид джаза и рока. Этот популярный, беспроигрышный стиль близок по духу лидеру группы, весьма приветствует его и автор этих строк. Продолжили композицией Ex Improviso, наполненной напористыми, великолепными, традиционными «пачками» духовых. Третья композиция дала большой простор музыкантам как солистам. Все они – отличные ансамблисты и лидеры, один другого краше. Выразительна пьеса барабанщика Линаса Буды Mashine Shop («Механическая мастерская») со всеми вытекающими последствиями – ревом моторов, лязгом железа и бешеными ритмами – дополнила картину…

Редчайшей технической оплошностью стало внезапное падение синтезатора прямо под руками Пулаускаса. Как подкошенные, во время выступления ни с того, ни с сего, сложились металлические стойки, на которых он крепился, и тяжелый электронный инструмент с визгом рухнул под ноги хозяина... Но остальные артисты продолжили и доиграли композицию. Несколько ошеломленный прославленный клавишник пересел к старенькому Стейнвею, стоявшему в левом углу сцены, «пострадавшего» быстро унесли, артисты продолжили, но настроение упало, и они, сыграв еще одну пьесу, завершили выступление…

После перерыва играл дуэт из Австрии Acoustic Travellers, музыка которого насыщена отголосками индийской раги, испанского фламенко, африканских ритмов. Гитара Вольфганга Замбса находила все новые краски и интонации. И ей вторил многогранный перкуссионист-ударник Михаэль Ляйбетзедер.

Затем внимание переключилось на музыкантов французского трио пианиста и композитора Тьерри Майара (Tierry Mallard Trio). Импровизационного и интонационного разнообразия особо замечено не было, поскольку главным композиционным приемом явился рифф. Зато напора и энергии неслось со сцены «от души».

И завершил фестиваль немецкий фанк-квартет Mo’Blow. В белых рубахах и темных брюках, рослые, стильные, с недельной щетиной «под доктора Хауса», они как будто излучали свет, энергию солнца, позитив. Улыбчивый, потрясающе доброжелательный, живой и легкий в общении и звучании лидер группы Феликс Ф. Фальк свободно владеет тяжелым и малоподвижным баритон-саксофоном. Мои дети много лет назад из-за низкого, «рычащего» звука окрестили его «волком». Чтобы продуть эту махину и свободно играть, нужно иметь легкие Джерри Маллигэна. Столь же непосредственно Фальк шпарит еще на двух видах сакса: альте и сопрано, на диджериду, а также массе духовых и перкуссионных «примочек». Его коллеги – фендер-пианист Эрен Золяк, бас-гитарист Тобиас Фляйшер и ударник Андре Зайдель – не отстают от него в позитиве, которого так не хватает всем нам сегодня. А равно в технике и выразительности. Играли композиции с альбома Gimme The Boots 2013 года. Закончился вечер массовыми плясками оживившихся слушателей под музыку Mo’Blow. Как будто духота концертного зала развеялась свежим дыханием музыки немецких гостей.

Как образно выразился Юрий Кузнецов: «Это пятнадцатый год нашей жизни. А хочется, чтобы фестиваль поднялся по Потемкинской лестнице и прошел все 192 её ступени!».

Ольга Кизлова (Киев)
на фото - Autentic Light Orchestra


страна
Украина
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2015 года
"Путь к себе" - 2015 Sõru Jazz 2015 Гром победы, раздавайся, или Тысяча и один барабанщик на музыкальной выставке во Франкфурте Джазовый фестиваль в Турине: как это было!
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com