nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Where have all the bluesmen gone

Where have all the bluesmen gone  Наряду с очевидным ростом интереса беларуских слушателей к музыкальным проектам, которые в очередной раз реанимируют старые добрые роковые традиции образца 60-ых и 70-ых, оживления на блюзовой сцене страны почему-то не наблюдается. Пока новый инди-рокнролл беларуского разлива вместе с фриковыми шансонами и алко-буги всех мастей покоряют западно-восточные вершины, чёрная музыка отечественного производства остаётся под большим вопросом: а был ли вообще блюз в Беларуси? Где он сейчас? И почему Беларусь не стала новой долиной Миссисипи, а Минск – новым Мемфисом?

Everybody Needs Somebody To Love

Путём несложных логических размышлений можно прийти к элементарному выводу, в достаточной мере доступно описывающему фундамент музыкального или любого другого бизнеса. Чтобы что-то продать, этот самый товар кто-то должен хотеть и иметь возможность купить. Кто же хочет и может себе позволить хотя бы немного блюза в Беларуси? Среди поклонников блюза в нашей стране можно выделить несколько групп людей из разных социальных классов и разного возраста.

К примеру, это могут быть почитатели музыки со сравнительно толстыми кошельками. Их мало волнует стоимость, их больше заботит качество, потому они довольствуются редкими заезжими гастролёрами средней величины или же отдают предпочтение значительным событиям в мире блюза за пределами страны. И выбор, стоит признать, совершенно резонный. Примера одной лишь златоглавой тут хватит с лихвой: два "пивных" фестиваля под эгидой Efes Pilsner и Очаково, международный фест Qвадрат, самодельный Харп-фест, и список ещё далеко не закончен – его можно продолжать сотнями живых концертов и солянок разной величины. Такому любителю блюза в Минске просто тесно, даже принимая во внимание существование Minsk Blues Festival, который смиренно не выходит за рамки "одной звезды" и проводится при строгом сидячем регламенте к/з "Минск".

Также поклонников блюза можно найти среди тех самых "старых диссидентов" с меньшим достатком, которые ещё в советские времена успели распробовать на вкус чёрную долю и нехитрые любовные истории на фарцованных винилах. Для такого слушателя блюз – явление сугубо личное, как и тот самый "золотой" винил, с которого блюз пришёл. Именно потому этот слушатель, человек в возрасте, исключительно редко появляется на беларуских блюзовых вечеринках. Для него подобного рода сборища – это, по сути, деструктивная среда, которая интерферирует с позитивными волнами меломанского опыта, а потому не представляется чем-либо стоящим внимания. И тут следует выделить ещё одну группу поклонников, которая всё же ходит на эти самые сборища, чем и поддерживает на плаву почти бездыханное блюзовое тело Беларуси. Составляют её те самые молодые люди новой генерации, которые испытывают интерес к современной и к старой инструментальной музыке. Последнее может быть связано как с общей ретро-волной, которая несёт с собою немало разнородного блюза, ритм-энд-блюза, блюза в смеси с соулом и т.д., так и с частным интересом к истории возникновения тех или иных стилей, ведь блюзовые элементы легли в основу множества современных музыкальных направлений.

Несмотря на то, что все эти группы любителей блюза представляются предельно разрозненными, объединяет их одна немаловажная характеристика – их общая немногочисленность. В такой необычной стране как Беларусь сложно представить себе полноценный разножанровый медиа- и ивент-рынок, в рамках которого могли бы без всякого ущерба друг для друга сосуществовать любые музыкальные формы. К слову, в соседней Литве уже не первый год функционирует блюзовая FM-радиостанция (наряду с Русским Радио и местными разношёрстными каналами), а местный двухдневный open-air фест Bliuzo Nаktys каждый год собирает тысячи людей и десятки исполнителей разного уровня со всего мира. Кстати, об исполнителях.

Ain't Nobody's Business

Формула успеха современного беларуского альтернативного исполнителя может состоять из нескольких компонентов. Во-первых, это как можно более красочный, даже фееричный стёб над повседневностью, над убивающей всё хоть сколько-нибудь живое действительностью. Тут уместны будут примеры и Серебряной свадьбы, и Разбитага Сэрца Пацана, и многих других ныне ходовых групп. Во-вторых, это может быть калька (с большей или меньшей степенью очевидности) на намного более успешных и куда более популярных коллег по глобальному музыкальному цеху (Рокер Джокер, The Toobes, Open Space). В-третьих, можно петь песни про революцию и тоже в итоге стать знаменитым, правда в узких кругах, но это уже и не так важно, ведь речь идёт о Её Величестве Славе на безграничных просторах небольшого кусочка суши посреди Европы. Возьмите любые компоненты в произвольных пропорциях, хорошенько взболтайте, и что-нибудь свеженькое из этого обязательно получится, при должном взбалтывании.

Что в таком случае нужно взболтать, чтобы получить беларуский блюзовый коктейль? Тут, пожалуй, хватит лишь посредственного подражания, за очень редким исключением. Исключением этим был едва ли не единственный отечественный коллектив, который не брезговал сочинением и записью пластинок с собственными чикаго-стайл блюзами. Речь идёт о Svet Boogie Band, солист которого, Святослав "Svet" Ходонович, трагически погиб в ДТП в сентябре 2008-ого года. Вместе с ним, сдаётся мне, умер и самый чёрный беларуский блюзмэн. Бэнда такого класса как не было до этих ребят, так и всё ещё нет после.

Все прочие сыгранные коллективы-долгожители, среди которых можно припомнить Al Narrator Orchestra, Spoonful, бэнд Сергея Курека, полностью полагаются на уже имеющийся в мировой блюзовой копилке запас, на котором, кажется, можно достаточно далеко уехать по ухабам беларуского шоубиза низшего звена, но не далее милых сердцу очертаний кленового листа в виде государственной границы. Сравнительно молодые беларуские бэнды вроде Miss Silence, Cross B. Band, White Night Blues, как ни удивительно, тоже не спешат наполнять свои клубные сеты собственными сочинениями. То ли страх перед требовательной публикой, то ли неспособность взяться за перо – причина так и останется загадкой, однако следует помнить, что там, за горизонтом, равно как и здесь, в глуши, на этом поприще в силе совершенно другие законы: пока ты не сочиняешь свой блюз, ты не играешь вовсе.

Что же у нас имеется в сухом остатке?! Пейзаж, скажу я вам, удручающий. Отсутствующая публика вкупе с отсутствующими исполнителями дают в итоге отсутствие самого предмета разговора. Собственно, потому-то повальное большинство беларуских блюзовых групп, которые пытаются карабкаться по лестнице в небо, обречено на скитания "в ноль" по редким пабам в родной стороне и прочим увеселительным заведениям в самом ближнем зарубежье. Блюз в Беларуси сегодня – это своего рода микромир, надёжно защищённый как от любого воздействия извне, так и от любого вовне проникновения. Пациент, скорее, жив иль мёртв, дамы и господа? Как не печален ответ, но всё указывает на то, что мёртв. И мой вам совет, поезжайте за блюзовыми впечатлениями и приключениями за тридевять земель – их есть там!

На фото: Ирина Воскресова (California Shores)

Макс Брацун

2010


стиль
блюз
страна
Беларусь


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела другие статьи

  • стиль: джаз, джаз
В США есть несколько учреждений, где серьезно занимаются изучением джаза. Конечно, это и Смитсонианский институт в Вашингтоне, и знаменитый Архив в Нью-Орлеане, и ряд университетских институтов и центров. Один из старейших — Институт изучения джаза ...
  • стиль: джаз, джаз
"Был ли на реке Миссисипи город Айзенах?" "Проводились ли в Арнштадте джем-сейшнз?" "Ходил ли "Поезд "А" в Кетен?" "Была ли в Лейпциге 52-я улица?" Иначе говоря: "Что у джаза общего с музыкой Иоганна Себастьяна Баха?" Джаз и Бах. На первый взгляд ...
  • стиль: джаз, джаз
Бюджет европейских джазовых фестивалей, которые предоставляют возможность увидеть лучших музыкантов более чем 14 миллионам зрителей со всей Европы, составляет примерно 250 млн. EUR в год. Окупаются они, во-первых, за счет билетов (115 млн. EUR), ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня к юбилею самого известного в мире джазового музыканта вас ждет небольшой сюрприз — фрагменты из его мемуаров, а также две статьи, принадлежащие перьям тех, кто делал перевод этих мемуаров еще тогда, в конце шестидесятых: Леонида Борисовича ...
  • стиль: джаз, джаз
Джазовый мир отмечает юбилей Луи Армстронга. Большое видится на расстоянии, и столетие со дня рождения великого трубача позволяет оценить его огромный вклад в избранный им музыкальный жанр. Однако не все отечественные музыканты и любители джаза ...
  • стиль: джаз, джаз
Не слишком хорошо осведомленному в музыкальном плане человеку очень легко заблудиться во всем хитросплетении и многообразии существующих сегодня музыкальных стилей. Впрочем, даже специалистам и профессионалам часто также приходится нелегко, особенно ...
  • стиль: джаз, джаз
В нашем журнале недавно публиковалась статья Ю.Верменича, посвященная знаменитому американскому джазовому критику и энциклопедисту Леонарду Фэзеру. Сегодня вы имеете возможность познакомиться с одной из его поздних работ. Этот материал был написан ...
  • стиль: джаз, джаз
Мистика это или нет не знаю, но 25 лет тому назад, именно в день рождения Дюка Эллингтона – 29 апреля 1981 года латвийская газета "Советская молодежь" впервые в СССР опубликовала итоги опроса джазовых критиков, определивших лучших музыкантов и ...
  • стиль: джаз, джаз
Изданный в Лондоне в 1981 году справочник "Джаз в кино" упоминает 3724 фильма, в которых звучит джаз. Это игровые ленты, короткометражки, документальные, мультипликационные и телевизионные фильмы. Совершенно очевидно, что в течение прошедших с ...
  • стиль: джаз, джаз
Авторская аргументация этой статьи опирается с одной стороны на пристальное погружение в перкуссионную специфику, где речь пойдёт о выборе инструмента, системе занятий, использовании упражнений, настройке барабанов, а также краткий анализ творчества ...
  • стиль: джаз, джаз
Говорят, что первый джаз-клуб был открыт в Германии, в мало кому известном городе Крефельде. Старожилы и завсегдатаи этого клуба, ссылаясь на уцелевшие в огне рукописи времен средневековья, вспоминают. В эпоху Великих географических открытий и ...
  • стиль: джаз, джаз
Все чаще и чаще можно увидеть известного ди-джея, творящего модную музыку на каком-нибудь показе мод, открытии выставки, других мероприятиях, на которых раньше играли джаз-бэнды. Но если этого требуют зрители, то, что в том зазорного? Мы видим, как ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com