nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Where have all the bluesmen gone

стиль:

Where have all the bluesmen gone Наряду с очевидным ростом интереса беларуских слушателей к музыкальным проектам, которые в очередной раз реанимируют старые добрые роковые традиции образца 60-ых и 70-ых, оживления на блюзовой сцене страны почему-то не наблюдается. Пока новый инди-рокнролл беларуского разлива вместе с фриковыми шансонами и алко-буги всех мастей покоряют западно-восточные вершины, чёрная музыка отечественного производства остаётся под большим вопросом: а был ли вообще блюз в Беларуси? Где он сейчас? И почему Беларусь не стала новой долиной Миссисипи, а Минск – новым Мемфисом?

Everybody Needs Somebody To Love

Путём несложных логических размышлений можно прийти к элементарному выводу, в достаточной мере доступно описывающему фундамент музыкального или любого другого бизнеса. Чтобы что-то продать, этот самый товар кто-то должен хотеть и иметь возможность купить. Кто же хочет и может себе позволить хотя бы немного блюза в Беларуси? Среди поклонников блюза в нашей стране можно выделить несколько групп людей из разных социальных классов и разного возраста.

К примеру, это могут быть почитатели музыки со сравнительно толстыми кошельками. Их мало волнует стоимость, их больше заботит качество, потому они довольствуются редкими заезжими гастролёрами средней величины или же отдают предпочтение значительным событиям в мире блюза за пределами страны. И выбор, стоит признать, совершенно резонный. Примера одной лишь златоглавой тут хватит с лихвой: два "пивных" фестиваля под эгидой Efes Pilsner и Очаково, международный фест Qвадрат, самодельный Харп-фест, и список ещё далеко не закончен – его можно продолжать сотнями живых концертов и солянок разной величины. Такому любителю блюза в Минске просто тесно, даже принимая во внимание существование Minsk Blues Festival, который смиренно не выходит за рамки "одной звезды" и проводится при строгом сидячем регламенте к/з "Минск".

Также поклонников блюза можно найти среди тех самых "старых диссидентов" с меньшим достатком, которые ещё в советские времена успели распробовать на вкус чёрную долю и нехитрые любовные истории на фарцованных винилах. Для такого слушателя блюз – явление сугубо личное, как и тот самый "золотой" винил, с которого блюз пришёл. Именно потому этот слушатель, человек в возрасте, исключительно редко появляется на беларуских блюзовых вечеринках. Для него подобного рода сборища – это, по сути, деструктивная среда, которая интерферирует с позитивными волнами меломанского опыта, а потому не представляется чем-либо стоящим внимания. И тут следует выделить ещё одну группу поклонников, которая всё же ходит на эти самые сборища, чем и поддерживает на плаву почти бездыханное блюзовое тело Беларуси. Составляют её те самые молодые люди новой генерации, которые испытывают интерес к современной и к старой инструментальной музыке. Последнее может быть связано как с общей ретро-волной, которая несёт с собою немало разнородного блюза, ритм-энд-блюза, блюза в смеси с соулом и т.д., так и с частным интересом к истории возникновения тех или иных стилей, ведь блюзовые элементы легли в основу множества современных музыкальных направлений.

Несмотря на то, что все эти группы любителей блюза представляются предельно разрозненными, объединяет их одна немаловажная характеристика – их общая немногочисленность. В такой необычной стране как Беларусь сложно представить себе полноценный разножанровый медиа- и ивент-рынок, в рамках которого могли бы без всякого ущерба друг для друга сосуществовать любые музыкальные формы. К слову, в соседней Литве уже не первый год функционирует блюзовая FM-радиостанция (наряду с Русским Радио и местными разношёрстными каналами), а местный двухдневный open-air фест Bliuzo Nаktys каждый год собирает тысячи людей и десятки исполнителей разного уровня со всего мира. Кстати, об исполнителях.

Ain't Nobody's Business

Формула успеха современного беларуского альтернативного исполнителя может состоять из нескольких компонентов. Во-первых, это как можно более красочный, даже фееричный стёб над повседневностью, над убивающей всё хоть сколько-нибудь живое действительностью. Тут уместны будут примеры и Серебряной свадьбы, и Разбитага Сэрца Пацана, и многих других ныне ходовых групп. Во-вторых, это может быть калька (с большей или меньшей степенью очевидности) на намного более успешных и куда более популярных коллег по глобальному музыкальному цеху (Рокер Джокер, The Toobes, Open Space). В-третьих, можно петь песни про революцию и тоже в итоге стать знаменитым, правда в узких кругах, но это уже и не так важно, ведь речь идёт о Её Величестве Славе на безграничных просторах небольшого кусочка суши посреди Европы. Возьмите любые компоненты в произвольных пропорциях, хорошенько взболтайте, и что-нибудь свеженькое из этого обязательно получится, при должном взбалтывании.

Что в таком случае нужно взболтать, чтобы получить беларуский блюзовый коктейль? Тут, пожалуй, хватит лишь посредственного подражания, за очень редким исключением. Исключением этим был едва ли не единственный отечественный коллектив, который не брезговал сочинением и записью пластинок с собственными чикаго-стайл блюзами. Речь идёт о Svet Boogie Band, солист которого, Святослав "Svet" Ходонович, трагически погиб в ДТП в сентябре 2008-ого года. Вместе с ним, сдаётся мне, умер и самый чёрный беларуский блюзмэн. Бэнда такого класса как не было до этих ребят, так и всё ещё нет после.

Все прочие сыгранные коллективы-долгожители, среди которых можно припомнить Al Narrator Orchestra, Spoonful, бэнд Сергея Курека, полностью полагаются на уже имеющийся в мировой блюзовой копилке запас, на котором, кажется, можно достаточно далеко уехать по ухабам беларуского шоубиза низшего звена, но не далее милых сердцу очертаний кленового листа в виде государственной границы. Сравнительно молодые беларуские бэнды вроде Miss Silence, Cross B. Band, White Night Blues, как ни удивительно, тоже не спешат наполнять свои клубные сеты собственными сочинениями. То ли страх перед требовательной публикой, то ли неспособность взяться за перо – причина так и останется загадкой, однако следует помнить, что там, за горизонтом, равно как и здесь, в глуши, на этом поприще в силе совершенно другие законы: пока ты не сочиняешь свой блюз, ты не играешь вовсе.

Что же у нас имеется в сухом остатке?! Пейзаж, скажу я вам, удручающий. Отсутствующая публика вкупе с отсутствующими исполнителями дают в итоге отсутствие самого предмета разговора. Собственно, потому-то повальное большинство беларуских блюзовых групп, которые пытаются карабкаться по лестнице в небо, обречено на скитания "в ноль" по редким пабам в родной стороне и прочим увеселительным заведениям в самом ближнем зарубежье. Блюз в Беларуси сегодня – это своего рода микромир, надёжно защищённый как от любого воздействия извне, так и от любого вовне проникновения. Пациент, скорее, жив иль мёртв, дамы и господа? Как не печален ответ, но всё указывает на то, что мёртв. И мой вам совет, поезжайте за блюзовыми впечатлениями и приключениями за тридевять земель – их есть там!

На фото: Ирина Воскресова (California Shores)

Макс Брацун

2010


страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела другие статьи
Это было давно и неправда... Не стреляйте в пианиста! - Гангстеры и джаз… импровизация бывает не только в музыке! 3 Brave Souls на фанк – горизонте Modern Jazz Quartet - Прощай, Модерн Джаз Квартет
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com