nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джазовый фестиваль в Турине: как это было!

стиль:

Джазовый фестиваль в Турине: как это было!
Предисловие


Доводилось ли вам когда-нибудь бывать на севере Италии?! Прогуливались ли вы по старым выложенными брусчаткой улочкам старого Турина, вдыхая альпийский воздух? Примеряли ли вы костюм или платье в салонах миланских мастеров, знаком ли вам терпкий вкус Пьемонтского вина и свежего ризотто с трюфелями?! А случалось ли так, что вас окружало такое количество потрясающего джаза, так много удивительных музыкантов и параллельно идущих без остановки концертов, что у вас попросту не оставалось времени на прогулки, шопинг и тем более на трюфели? Если да, то вам, как и мне, посчастливилось стать гостем Туринского джазового фестиваля, который двумя неделями ранее прошел в Пьемонтской столице (28 мая - 2 июня 2015 года).

Приглашением на этот праздник импровизационной музыки ваш покорный слуга обязан одному из учредителей джазового фестиваля, директору Туринской консерватории Фурио Ди Кастри (Furio Di Castri), а также итальянской группе Accordi Disaccordi, которая чуть больше месяца назад закончила свой длинный гастрольный тур по России. Не могу не заметить, что мое появление на фестивале послужило поводом для целого ряда анекдотичных ситуаций, а повидавшие большую сцену музыканты и персонал фестиваля искренне удивлялись, а затем и честно признавались, что впервые наблюдают джазового журналиста из России. "А вы для какого издания пишете? Русский Downbeat? В России есть профессиональные СМИ, которые пишут о джазе?" - эти вопросы мне задал журналист из одного из самых известных в мире джазовых журналов Jazzit (Италия). Помню, как скрыл за улыбкой неловкость. Мне тогда подумалось: "Сколько должно пройти лет и как сильно должен закорениться в России джаз, чтобы появление наших журналистов и музыкантов на крупнейших мировых фестивалях было чем-то из разряда дел обычных?" Еще мне запоминалась фраза одного из главных участников фестиваля, джазового мэтра и легендарного русского трубача Валерия Пономарева (который уже более 40 лет живет в США и имеет мировую славу). Он уже шел на сцену, где его ждал оркестр, но внезапно остановился напротив меня и с улыбкой сказал: "Я так люблю, когда наши ездят!"

I. Турин и джаз.


История Туринского джаза началась еще в далеком 1935 году, когда великий Луи Армстронг выступил на набережной реки По. Влияние Сэчмо оказалось настолько велико, что уже спустя несколько лет в городе стали появляться свои джазмэны. Первопроходцами были Riccardo "Dick" Mazzanti, Emilio Siccardi, Renato Germonio, Sergio Farinelli, которые впоследствии снискали славу не только в Италии, но и по всей Европе. Во времена Муссолини был заметный спад, черная музыка считалась враждебной, но почти сразу же после войны в город вернулся полюбившийся публике Луи Армстронг (1949 и 1952), а уже следом после короля последовала целая свита, чего только стоит приезд таких великих музыкантов как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Чет Бейкер (Chet Baker). Оба этих трубача впоследствии посещали Турин с завидной регулярностью, отчего в городе зародился целый культ джазовой трубы. Устроитель фестиваля и контрабасист Фурио Ди Кастри, например, играл в европейском квартете великого Бейкера более 10 лет (он рассказал об этом периоде своей жизни немало историй, которые заставили меня посмотреть на Бейкера под несколько иным углом).

Меккой всех джазмэнов города еще с 1935 г. стал клуб под названием Hot Club. Название, вероятнее всего, проистекает от направления Hot Jazz, ярчайшим представителем которого и был старина Армстронг. Известно также, что клубы с таким же названием открывались в других городах, например, в Париже (Hot Club de France). В Туринском Hot Club впоследствии начали свою карьеру такие легенды итальянского джаза как Fred Buscaglione, Piero Angela, Gianni Basso, Oscar Valdambrini, Enrico Rava. В последующие годы и вплоть до наших дней, Турин остается самым главным джазовым центром во всей северной Италии, о чем не без гордости говорят местные музыканты.

II. Организация фестиваля


Туринский джазовый фестиваль в своем нынешнем виде все еще очень юн - ему едва исполнилось 3 года, - но он не сильно уступает по своим размерам таким старым великовозрастным форумам, как Montreux Jazz Festival в Швейцарском городе Монтре или North Sea Jazz Festival в Роттердаме.

Второй по размеру в Италии (после Umbria Jazz Festival в Перудже), в этом году Туринский фестиваль вошел также в десятку самых больших в Европе. И это не удивительно, если принимать во внимание, с какой охотой город, несмотря на кризис, выделил средства на этот проект, а также привлек спонсоров в лице компаний Toyota и Lexus. Я слышал разные цифры о бюджете фестиваля, от 700.000 EUR до 950.000 EUR. Истина, как водится, где-то посередине. Вход на 90% площадок фестиваля был бесплатным, поэтому совершенно очевидно, что вложенные средства отбить даже не пытались, если, конечно, не брать в расчет продажу всякого рода фестивальной атрибутики. Но, например, две майки с логотипами и брелок мне практически подарили. Сделали это сразу после того, как узнали, что я из России. А вот моему коллеге, немцу, повезло меньше: пришлось выложить за сувениры полную стоимость - целых 20 евро за футболку. Я не уставал иронизировать на эту тему вплоть до самого отъезда, но немец парировал: "Это они опешили от удивления".

Одним из самых приятных для меня открытий фестиваля стала его реклама. Ранее не доводилось видеть ничего подобного. Уровень креативности, юмора и самоиронии организаторов зашкаливал. Во-первых, я еще никогда в своей жизни не видел более солнечного и приятного глазу символа фестиваля (Бык - герб Турина). Практически тут же представилось, как можно было бы в джазовой манере обыграть эмблему Георгия Победоносца и поверженного змия. Остерегся. Да никак. Посадят. Во-вторых, все самые известные улицы, скверы и площади города были переименованы и названы в честь великих джазовых музыкантов. В интернет-картах и навигаторах, конечно же все осталось, как прежде, но, если вы шли по городу, под табличкой каждой из улиц можно было обнаружить надписи типа "Площадь Дюка Элингтона", "Улица Чарли Паркера", "сквер Майлза Дэвиса", "мост Телониуса Монка" и так далее... Я не знаю как вам, но лично во мне это вызвало бурный восторг, чувство сопричастности и почти метафизического единства со всеми джазмэнами мира. Подумалось, что было бы классно основать целый город и назвать его просто и лаконично - Джаз. С другой стороны, на эту неделю, пока в городе шел фестиваль, это имя по праву заслужил сам Турин.

Не менее прекрасным и интересным было и оформление самой Пьемонтской столицы. Помимо того факта, что баннеры и ролл-апы фестиваля были внимательным образом расставлены во всех местах массового скопления людей, там же были растянуты транспаранты с изображениями джазовых музыкантов, под которыми следовали их известные изречения. Любишь ты джаз, или нет, волей не волей, но эти фразы останутся в твоей голове навсегда. Как мне кажется, именно такой подход, вне всяких сомнений, можно называть настоящим культурным просвещением и пропагандой джаза в самом лучшем смысле этого слова.

Удивительным мне показалось и то, что практически в любом кафе, ресторане, гостинице, магазине можно было без труда найти стенд с программками фестиваля, а также всей подробной информацией о концертах. Я поинтересовался у одного из хозяев заведений, заплатили ли ему за рекламу. Последовал удивленный ответ: "Зачем? Это же наш городской фестиваль". И правда, такому доводу тяжело возразить.

III. География и участники фестиваля


Все в чудесном городе Турине располагает к фестивалю. Для начала, его размеры. Город с населением 900.000 человек большой, но при этом компактный, чтобы можно было бы пройти центральную часть насквозь за 30 минут. К моменту начала фестиваля в городе возникло около 20 сцен, большая часть из которых была оборудована всем необходимым для проведения концертов. Другие были импровизированными, многие музыканты попросту выходили играть на улицу. Всего в фестивале приняло участие около трехсот музыкантов, большая часть которых, разумеется, итальянцы.

Получилось так, что приблизительно с 10 утра и до 12 вечера, в какой бы части Турина вы не оказались, вы будете слушать джазовую музыку. Нет ничего более занимательного, чем бродить от площадки к площадке, вкушая не только сладкозвучные пассажи солистов, но и, например, вкуснейшее мороженое. Около каждой сцены можно было без труда найти уютное уличное кафе и недорого позавтракать. Вот обнаружить в этих кафе хороший чай было бы проблематично: как известно, итальянцы проводят весь день, попивая кофе вперемешку с вином (Пьемонтское, кстати, считается одним из лучших в мире).

Сцены фестиваля были абсолютно различными по размеру, а также по своей тематике. Причем это касалось не только самой музыки: здесь играют фьюжн, вот здесь авангард, а там свинг для танцоров линди-хоп. Например, где-то показывали фильмы о джазе, документальные и художественные, где-то выставляли свои картины и другое творчество итальянские и приезжие художники, а кое-где проходили круглые столы и журналистские конференции. На одну из таких меня пригласил один из организаторов фестиваля и соучредитель Туринского джазового клуба Фулвио Албано (Fulvio Albano). Тема встречи звучала лаконично "Бизнес и джаз". Несмотря на то, что разговор шел на итальянском и тему дискуссии я понимал достаточно отрывочно, удалось сказать несколько слов "За русский джаз".

Одна из главных сцен фестиваля разместилась на Piazza San Carlo. В основном, там проходили концерты поп-джаза, а также музыки, которая больше всего ориентирована на шоу и мощный sound. Площадь без труда вмещала в себя 3 и более тысячи человек. Из наиболее заметных музыкантов там выступили Nicky Nicolai & Stefano Di Battista, Hugh Masekela Sextet, Randy Brecker Monday Orchestra, Shibusa Shirazu, а также оркестр Туринского отделения университета Джулиард. Посреди выступления группы Shibusa Shirazu прогремел гром и начался сильный ливень с ураганным ветром. Большая часть публики попряталась под навесами ресторанных заведений, а вот другая поддавшись флюидам японского безумия осталась промокать перед сценой, сопровождая каждое действие музыкантов аплодисментами и овациями. Концерт Shibusa Shirazu мне не понравился, перфоманс вызвал ассоциацию с сумасшедшим домом, где незадачливым постояльцам выдали музыкальные инструменты. Я бы ни за что не стал рекомендовать эту музыку читателю, но не могу не отметить, что даже в сумасшествии есть нечто притягательное. С погодой японцам, кстати, повезло!

Концерт известной итальянской поп-джазовой певицы Nicky Nicolai и еще более нашумевшего на мировой сцене саксофониста Stefano Di Battista, на мой вкус, получился куда более содержательным. И ничего удивительного! Ведь когда итальянский темперамент встречает блюзовую экспрессию, по определению, должно получится нечто особенное. Этот дуэт существует уже более 10 лет и признан во всем джазовом мире, как один из наиболее успешных, что музыканты в очередной раз доказали, поставив на уши всю площадь San Carlo.

Наибольший ажиотаж на фестивале вызвал перфоманс величайшего из ныне живущих контрабасистов Рона Картера (Ron Carter). Выступление состоялось в театре Colosse, на знаменитой улице Madama Cristina. Картер выступил со своим golden (золотым) трио, куда вошли Russell Malone - гитара и Donald Vega - фортепиано. В программе были как стандарты, например, My funny Valentine, There will never be another you, так и его авторские произведения. Маэстро не оставил критикам ни единого шанса, явив на сцене подлинное джазовое искусство высшего пилотажа. И дело вовсе не в скоростных пассажах и технических ухищрениях, к которым, зачастую, прибегают молодые музыканты, которым хочется показать себя. "Perfect time", потрясающий звук, наличии объемного пространства, в котором сольная партия выстроена и соткана последовательно, неторопливо и логично. Совсем не великовозрастный импрессионизм, грация и легкость. Пожалуй, в своей игре, Картрер артикулировал и собрал все лучшее из почти векового джазового наследия. Здесь был и Паркер, и Колтрейн, и Дэвис, и целая подвижная и полная метаморфоз вселенная. Порой, так сильно захватывало дух, что я попросту опускал камеру, запрокидывал голову и закрывал глаза. В пылу журналисткой работы не хотелось упустить самого главного - Рон Картер играл свою жизнь, настоящего "себя". Вот так просто и откровенно, без какой-либо фальши.

Особое место на джазовом фестивале было отведено Туринскому джазовому клубу, где концерты проходили сразу в двух местах, как на площади Valdo Fusi, так и в самом помещении клуба. Там выступили Terell Stafford со своим квинтетом, а также Valery Ponomarev и Torino Jazz Orchestra. Оба эти трубача хорошо известны в джазовом мире, но если Стэффорд начал активную сольную музыкальную деятельность лишь в 1995 г., то Валерий Пономарев, который хорошо знаком русскому слушателю, прославился на весь мир еще в 70-е годы прошлого века работой в оркестре легендарного Art Blackey Jazz Messegers. За время фестиваля оба музыканта выступили с различными программами, основным вектором которых конечно же была музыка в стиле Hard Bop. Звучали бессмертные стандарты Арта Блейки, Клиффорда Брауна, Сонни Роллинза, Хорэса Сильвера, а также авторские композиции. Маэстро Пономарев был в отличном расположении духа, что тут же передалось и публике, которая с удовольствием ловила каждое его слово и аплодисментами подхватывала грув оркестра.

На еще одной сцене фестиваля, которая расположилась с студенческом центре на набережной реки По (via Murazzi del Po), проходили концерты современного прогрессивного джаза и авангарда. Руководил действием один из наиболее выдающихся контрабасистов в истории Италии Furio Di Castri. Больше всего мне запомнилось выступление квартета английского саксофониста Andy Sheppard, где играл сеньор Di Castri. Утонченная и элегантная музыка, которая пропитана не только модальностями, но и современным гармоническим мышлением и сложными ритмическими конструкциями. В завершении выступления музыканты сыграли композицию Луи Армстронга What a wonderful world, а также бессмертный хит, прославившийся благодаря Джорджу Бесону On Broadway. Где же тут современный джаз, спросите вы? Везде! Готов поспорить, что такого исполнения этой музыки вам слышать еще не доводилось! Мне уж точно!

Одним из самых неожиданных и нетипичных представлений за время фестиваля было выступление 70-и музыкантов, под руководством известного маэстро и авангардиста Энтони Брэкстона (Anthony Braxton) в национальном Египетском музее города Турин (он, кстати, второй по величине в мире после Александрийского). По всей видимости, перфоманс был как-то связан с "Книгой мертвых". Слушать такую страшную и одновременно величественную музыку будучи окруженным мумиями и саркофагами отважились лишь самые смелые любители египетской мифологии. Из мертвых фараонов никто не восстал, что означает, что Египетскому богу музыки Ихи выступление все же понравилось. Слушая Брэкстона, я вспоминал отнюдь не фри-джаз, а скорее Симфонию псалмов и Заупокойные песнопения Игоря Стравинского. Каждая нота скрывала в себе религиозный, мистический и ритуальный подтекст.

Пожалуй, главной изюминкой фестиваля были концерты, которые проводились рядом с символом города Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana), который, кстати, является одним из самых высоких зданий в стране. Джаз-мануш трио Accordi Disaccordi, которое, благодаря недавним гастролям, теперь хорошо известно не только в Италии, но и в России, устроили мини-фестиваль цыганского джаза, на который пригласили своих друзей из разных уголков Европы. Так, из Парижа - родины джаз-мануш, приехал один из наиболее выдающихся гитаристов в этом жанре Adrien Moignard, прямиком из Лондона кларнетист-виртуоз Giacomo Smith, из Эдинбурга Matt Holborn, а из Швейцарии пожаловал Vincent Millioud. Устроители фестиваля Alessandro Di Virgilio и Dario Berlucci привлекли также и других Туринских музыкантов, поклонников Джанго Рейнхарда, среди которых были Paolo Prosperini, Luca Curcio, Marco Segreto. Концерты получились на славу. В сквер рядом с Моле приходило так много людей, что становилось тяжело дышать, если еще не брать в расчет горячее итальянское солнце.

В завершении хочется сказать, что меня глубоко печалит мысль о том, что одной статьей не передать все многообразие, грандиозность и изысканность событий, которые развернулись в те дни на Туринском джазовом фестивале. Но я попытался. Вам же, дорогой читатель, могу лишь пожелать не засиживаться на одном месте и, быть может, когда наступит пора следующего фестиваля, взять билеты и отправиться в Турин.

Виктор Радзиевский-мл.

Первая публикация на сайте Радио 1jazz.ru


авторы
Виктор РАДЗИЕВСКИЙ - мл.
страна
Италия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2015 года
"Путь к себе" - 2015 Odessa JazzFest’2015 Sõru Jazz 2015 Гром победы, раздавайся, или Тысяча и один барабанщик на музыкальной выставке во Франкфурте
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com