nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Квадрат. Из истории российского джаза (редактор-составитель Е.С.Барбан)

стиль:

Квадрат. Из истории российского джаза (редактор-составитель Е.С.Барбан) Пройти мимо этой книги было бы непростительно для любого периодического издания о джазе на постсоветском пространстве, сетевого или бумажного, потому что вся специализированная джазовая пресса на этом пространстве начиналась с него – самиздатовского журнала «Квадрат», воскрешенного на страницах сборника «Квадрат. Из истории российского джаза». Нет, разумеется, критики и журналисты, музыковеды и пропагандисты джаза в Советском Союзе работали и вне «Квадрата», с трудом, сквозь негативно-равнодушное или прямо враждебное отношение властей, заслоны цензуры, продвигали свои материалы в официальные издания, но почти все крупнейшие исследователи джаза отметились на его страницах. Алексей Баташев. Владимир Фейертаг. Юрий Верменич. Аркадий Петров. Дмитрий Ухов … И – Барбан. Ефим Барбан был непосредственным создателем журнала, его душой и неизменным редактором. Закономерно, что именно Ефим Семенович Барбан пятьдесят лет спустя после выхода первого номера «Квадрата» стал редактором-составителем выпущенного в 2015 году петербургским издательством «Композитор – Санкт-Петербург» сборника, отмечающего эту славную дату.

Время жизни «Квадрата»: 1965 – 1984. За этот период вышло семнадцать номеров. Для сборника Е.Барбан отобрал материалы шести выпусков, при этом наиболее полно представлены номера с 14-го по 17-й. Тому есть причины, о которых редактор-составитель пишет в предисловии. «Квадрат» был создан при одноименном ленинградском джазовом клубе и первоначально больше напоминал клубный бюллетень, из которого он, собственного говоря, и вырос. Постепенно, под напором своего редактора, «Квадрат» превратился в издание, аналогов которому, пожалуй, нет в мире и по сей день: дискуссионный, музыкально-теоретический журнал, открытую трибуну для споров о путях дальнейшего развития джаза и нелицеприятного анализа его современного состояния в мире и, в первую очередь, в СССР. При этом создатель и основной автор «Квадрата», единый в трех лицах (Барбан подписывал свои статьи также и псевдонимами – Евгений Семенов и Борис Ефимов), активно продвигал на страницах журнала идеи джазового авангарда, как столбовой дороги развития джаза в целом. История «Квадрата» оборвалась с эмиграцией Ефима Барбана в Великобританию.

Не буду здесь повторять полудетективную историю издания этого машинописного журнала. Барбан сам прекрасно изложил ее в предисловии к сборнику. Указал он и на ахиллесову пяту «Квадрата»: «Журнал выходил очень небольшим тиражом (50-60 экз.) и бесплатно распространялся среди пишущих о джазе экспертов, музыкантов, провинциальных джаз-клубов». Даже с учетом того, что каждый номер проходил через десятки рук, вряд ли общее число читателей на весь огромный Союз превышало несколько тысяч человек. Поэтому не только для историков джаза, но и для многих и многих поклонников этой музыки, исполнителей – всех тех, кто осознанно заинтересовался джазом еще в советские годы, - выход в свет сборника с подлинными, «по сути дела, репринтными», как пишет Ефим Семенович, материалами «Квадрата» - это большое и очень отрадное событие.

При этом интерес к материалам «Квадрата» отнюдь не только исторический. Опубликованные на его страницах (и помещенные в сборник) фрагмент работы Алексея Баташева « Импровизация как вид музыкальной деятельности», статья профессора Московской консерватории Вячеслава Медушевского «Единство импровизационности и композиционности как универсалия музыкального мышления» вполне актуальны и сегодня. Отмечу, что редактор-составитель поместил в этом сборнике только остро-полемичные собственные статьи, а также материалы развернувшейся после их появления дискуссии, тогда как глубокие исследовательско-теоретические и столь же актуальные собственные работы Е.Барбана, в большинстве своем также увидевшие свет на страницах «Квадрата», являются сегодня достоянием читательской аудитории в изданных с логотипом «Композитор – Санкт-Петербург» других книгах Ефима Семеновича.

Сложнее с теми читателями, кто в 80-е годы только родился, а рос и приходил к джазу уже в условиях постсоветских реальностей. Им потребуется определенное усилие, чтобы понять, сколь дерзким и рискованным было решение издавать и распространять без всякой санкции властей самиздатовский журнал ( пусть не о политических проблемах, а всего лишь о джазе ) в самые «застойные» годы, в условиях полного тоталитарного идеологического контроля, сколько терпения и энтузиазма потребовалось, чтобы продолжать эту работу на протяжении почти двадцати лет. Иной молодой читатель и не сразу поймет, каким тонкостям «прорыва в концертные залы» обучает, к примеру, джазовых музыкантов уважаемый Владимир Борисович Фейертаг в статье «Гость в чужом доме». М-да, времена изменились, тонкости сейчас другие, но название статьи, пожалуй, актуально и сегодня…

Ну, и о пресловутой дискуссии. Сегодня сам Е.Барбан в интервью (например, в беседе с Андреем Шарым для радиостанции «Свобода») говорит об эволюции собственных взглядов, сожалеет об излишней горячности, допускавшейся с обеих сторон в дискуссии между сторонниками джазового авангарда и мэйнстрима. Возможно, самые острые фрагменты этой дискуссии не попадали на страницы «Квадрата» или, по крайней мере, данного сборника, но когда я читаю в нем статьи Ефима Барбана, Артемия Троицкого, Владимира Фейертага, то вижу прежде всего, при всех резкостях и немалых толиках яда, обращенных к оппонентам, настоящую полемику, аргументы, выкладываемые обеими сторонами на стол дискуссии, без огульного охаивания и, тем более, перехода на личности, характерного для погромных статей против джаза советских искусствоведов сталинских, да и более поздних времен, когда острие их атак сместилось в сторону рок-музыки. Как говорится, почувствуйте разницу…

Завершая этот небольшой обзор новой книги о джазе издательства «Композитор – Санкт-Петербург», не могу не сделать одного замечания. В принципе, мне импонирует стиль оформления работ Е.Барбана, появившихся в петербургском издательстве: удачное сочетание строгой академичности с броской привлекательностью. Но в работе над выпуском «Квадрата», как мне показалось, оформителям чуть-чуть изменило чувство такта. Я имею в виду фотографию на обложке в контексте подзаголовка «Из истории РОССИЙСКОГО джаза». Не хочу сказать, что здесь требовался портрет Лундстрема, Голощекина или Кузнецова. Возможно, лучше подошел бы некий абстрактный графический рисунок. А уж если говорить о фотографии, то наиболее логично выглядел бы фотопортрет человека, без которого не существовал бы предмет этой книги, и не было бы именно этих страниц в истории российского джаза. Вы понимаете, о ком я.


Квадрат: из истории российского джаза
© Барбан Е.С., сост., 2015
© Издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2015


Леонид Аускерн


авторы
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела книги
William Zinsser - Mitchell & Ruff. An American Profile In Jazz Jazz In Azerbaijan. Anthology Jazz по-ростовски. Время. Даты. Имена Jazz From Finland 2008
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com