Альбом Under The Basеboard минско-питерской группы Dead Frank появился на украинском сетевом лейбле Picpack в начале 2015 года, но, как и The Trip, о котором мы уже писали, записывался этот диск еще в 2014-м. Правда, сходство двух альбомов этим и ограничивается. Отличаются они друг от друга, на мой взгляд, весьма существенно. Самое очевидное различие – это составы. В записи Under The Basеboard вместе с Фридом Самотным и Данилой Плащом участвовал тенор-саксофонист Антон Рязанов из питерской группы «Граммъ», игравший в трех треках. Два тенор-саксофона в одном составе – это, согласитесь, уже интригует. Остальные пять треков Фрид и Данила записывали вдвоем.
В сети мне встречалось определение музыки The Trip, как пост-джазкор. Дефиниции – штука тонкая и спорить тут бывает очень сложно, потому что зачастую одно и то же явление описывают разными терминами. Придумывание новых стилистических терминов – это хлеб музыкальных критиков, да и сами исполнители порой «вбрасывают» новый термин во вполне понятных целях. И если «завернуто»-экспериментальный The Trip – это пост джазкор, то не менее, но по-другому «завернутый» Under The Basеboard, по моему разумению, - это свободная импровизационная музыка, которую, при желании, можно считать новоджазовой. Во всяком случае, альбом Under The Basеboard вполне вписывается в это понятие.
В стартовых треках два тенор-саксофона плетут весьма замысловатые дуэты, то сливая в унисон, то разводя свои голоса, свободно и непредсказуемо, словно на американских горках, воспаряя в верха и тут же резко спускаясь в самые низы. На мой вкус, наиболее эффектно это получалось у них в Bad Foreboding. «Слуга двух господ», Данила Плащ по мере сил добавляет хаоса в это сонористическое пиршество, и в Down The Slope ритмика выглядит особенно экспрессивной. Еще богаче и разнообразнее ритмические фигуры в Stop Everything, Please и Love & Peace For All, где Фрид и Данила играли уже вдвоем. Добрую половину каждой композиции звучат только ударные и перкуссия, а тенор-саксофон солирует лишь во второй части пьес, причем в Love & Peace For All (мой персональный фаворит альбома) Фриду удалось придать музыке неподдельный драматизм и внутреннее напряжение.
Манера его игры на тенор-саксофоне своеобразна. Прибегну к кулинарному сравнению. Одни любят хорошо прожаренные бифштексы, другие предпочитают бифштексы «с кровью». Именно с последним вариантом я бы сравнил сырой, неприглаженный звук Фрида Самотного. Очень часто музыка нового джаза обращена не столько чувству, сколько к разуму слушателя, за что и заслужила ярлык музыки для высоколобых интеллектуалов. Фрид Самотный апеллирует скорее к подсознанию слушателя, пробуждая какие-то очень глубокие, очень затаенные эмоции. Причем, это не стилизация, а естественная для этого музыканта, как само дыхание, манера игры. Последнюю фразу, впрочем, можно отнести и к команде Dead Frank в целом.
2015 Picpack 216
8 tks / 55 mins
(Фрид Самотны – ts, perc (tks 4-8), voc (tks 6,7); Антон Рязанов – ts (tks 1-3); Данила Плащ – b, dr, perc (tks 4-8);)
Линк предоставил Фрид Самотны
Ансамбль LIGRO и его альбом Dictionary 2 (2012г.) был для меня лично и для нашего сайта первым знакомством с джазом из Индонезии. И эта первая встреча оставила тогда очень сильное впечатление: никакой стереотипной восточной экзотики, мощное ...
Когда музыканты называют свой ансамбль Living Coltrane, а свой альбом - Writing 4 Trane, на первый взгляд нет нужды задумываться о том, в каком стиле они играют. Но только на первый взгляд. О каком Колтрейне идет речь? Есть хард-боповый Колтрейн, ...
Итальянский басист, композитор, аранжировщик и продюсер Лоренцо Фелициати должен быть неплохо знаком нашим читателям, и все встречи с ним связаны с релизами лондонского лейбла RareNoise Records. Фелициати записал здесь дуэт с Колином Эдвином ...
Нельзя назвать просто концептуальным альбом 1975 Triptych прог-рокового ирландского ансамбля M-Opus, здесь дело обстоит масштабнее: концептуальным является весь подход к творчеству квартета из Дублина. Главный идеолог коллектива, композитор, ...
Пятый альбом чикагская группа Marbin издала самостоятельно, предоставив MoonJune Records, выпускавшей предыдущие ее работы, права на его дистрибуцию. Три предшественника Aggressive Hippies рецензировались сайтом jazzquad.ru, и желающие могут ...
Шестой в дискографии Марка Уингфилда альбом в качестве лидера стал его дебютом на MoonJune Records. Шеф этого нью-йоркского независимого лейбла Леонардо Павкович питает особое пристрастие к гитаристам, работающим в сфере джаза – прог-рока, и в ...
Свой первый альбом Марлен ВерПланк записала, когда ей было двадцать два и было это в … 1955 году. Представляемый сегодня The Mood I'm In – ее двадцать четвертый альбом. Между ними – целая жизнь, отданная джазу. Уроженка Ньюарка, ...
Есть джазовые вокалистки, поражающие мощью своего голоса, королевы децибел и диапазонов. Есть джазовые вокалистки, поражающие техникой своего пения, виртуозы скэт-вокала. А есть другие, удивительно точно передающие дух времени, того времени, которое ...
Для тех минчан, которые плохо переносят назойливый звон попсовой мошкары с телеэкранов, клуб «Граффити» является одним из самых благодатных оазисов живой и креативной музыки самых разных направлений. Здешние концерты – надежная ...
Провинциальный джаз? Это, смотря какая провинция! У кого повернется язык назвать джаз Канзас-Сити второсортным, что обычно имеют ввиду, говоря о провинциальности того или иного явления культуры. Канзас-Сити дал миру Чарли Паркера – уже одного ...
Проект Cuts родился в 2012 году и увековечил свое появление дебютным альбомом на RareNoise Records в 2013-м. Проект объединил трех незаурядных музыкантов: японца Мерзбау (он же Масами Акита), шведа Матса Густафссона и венгра Балаша Панди. Мерзбау ...
Как вы понимаете, команда с названием «Металлический вкус крови» вряд ли играет smooth jazz. А еще вы, наверное, подумали, что команда с таким названием играет тяжеленный метал-рок? И вот тут вы ошиблись. То есть метал-рок в музыке ...