nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Юрий Рубин - о новейшем музыкальном инструменте ханге (hang-drum).

стиль:

Юрий Рубин - о новейшем музыкальном инструменте ханге (hang-drum).
В марте-апреле в Москве и Санкт-Петербурге прошли тематические фестивали, посвященные новому и весьма необычному музыкальному инструменту. Это ханг (или же handpan), недавнее (2000 г.) изобретение швейцарских мастеров. Его прототипами являются карибский стальной барабан, гонг, металлофон, африканский уду, балийский гамелан и множество других инструментов со всего света.

Инструмент в последние годы приобретает все больше поклонников, ведь звук у него без преувеличения завораживающий. В этом году на фестивале "Moscow Hang out", прошедшем с аншлагом в Культурном Центре «Дом», выступили три коллектива. Одним из них был музыкальный коллектив «Альгамбра», чье яркое выступление завершило вечер. В музыке группы можно найти отголоски многих этнических традиций, а ханг, словно магический символ, призван объединить различные древние музыкальные традиции и современные идеи в области звука.

О практическом использовании этого удивительного инструмента в современной этнической музыке и повседневной жизни мы поговорили с Юрием Рубиным – лидером группы «Альгамбра», музыкантом-мультиперкуссионистом, композитором, путешественником и преподавателем игры на ханге.

Анна Ржевина (А.Р.): Расскажите, как произошло Ваше знакомство с хангом?


Юрий Рубин (Ю.Р.): Около 2007-2008 гг. я впервые увидел его в интернете. Там был один музыкант, играющий на улице, этот ролик «взорвал» интернет, как сейчас говорят. Я как-то сразу понял, что это очень интересный «прибор», который можно использовать, т.е. у меня не было абстрактного интереса, а был вполне конкретный, профессиональный. Я до этого уже лет десять играл на всевозможных барабанах, перкуссии и т.д., и достаточно быстро у меня появился первый подобный инструмент, хэндпан. И дальше, спустя еще примерно год появилась музыкальная группа. Я побывал в Индии к этому моменту, что-то в моей голове прояснилось, изменилось, и захотелось придумать некую музыку, которая являлась бы творческим «осмыслением» мелодий, которые я придумал, будучи в путешествии. В моей жизни появились музыканты, которые разделяли мои идеи, увлечения, связанные не только с музыкой, но и с философией, с образом жизни. Первый концерт у нас прошел в присутствии большого количества людей, на самом первом фестивале музыки хангов в России в 2010-м году. Там уже, собственно, появился наш музыкальный коллектив «Альгамбра».

А.Р.: Вот Вы много путешествуете. Действительно ли так влияет культура посещаемых стран на музыку, которую Вы сочиняете?


Ю.Р.: Дело в том, что я много учился индийской музыке, а именно игре на инструменте, который называется табла. Это перкуссионный инструмент, который используется в классической индийской музыке. Во время путешествия ты узнаешь очень многое, и появляется некий контекст, такой бэкграунд, достаточно мощный, для того, чтобы создавать свою музыку. Это, может быть, было даже важнее, нежели техника игры на барабанах. Важно, чтобы у тебя было представление более глубокое о культуре данного рода, различные аспекты, связанные с медитацией, с мироощущением. Даже, наконец, можно сказать, что вегетарианство тоже влияет. Интересно, что ханг сам по себе работает на «утолщение вибрации», и в тебе подспудно происходят некие изменения. Так что, ответ однозначный: на тебя влияет сам инструмент, и на тебя влияет среда, атмосфера, в которой ты находишься.

А.Р.: Расскажите о названии Вашей группы, откуда взялось испанское название «Альгамбра»?


Ю.Р.:Название действительно отсылает нас к Испании, а точнее говоря, к миру востока. Архитектурно-парковый комплекс «Альгамбра» («Alhambra») был построен мусульманами, и он является одной из жемчужин восточного мира, хотя и находится в Европе. А само слово арабского происхождения. У нас в музыке присутствуют, в том числе, некие ориентальные черты, но помимо них, есть и множество других. «Альгамбра» - очень хороший «объединяющий» символ, а также это просто красивое слово. Мне оно понравилось фонетически – звонкое, благозвучное. Это, пожалуй, на первом месте.

А.Р.: Я читала, что у Вас есть своя школа обучения игры на ханге. Когда она появилась? И как возникла идея ее основать?


Ю.Р.: Практически с самых первых концертов, которые с 2009-210 гг. происходили в России, люди интересовались возможностью такой инструмент где-то заполучить и играть на нем. У всех было стремление прикоснуться к этому волшебному агрегату, понять, как он работает, с этим инструментом сразу стало связано очень много мифов, легенд. Распространилось мнение, что заполучить очень сложно, в общем, возникла некая «субкультура» вокруг ханга, со всеми атрибутами, специальными сообществами в интернете, где все это обсуждалось. Мы же занимаемся более практической частью, предоставляя людям возможность действительно с этим инструментом взаимодействовать. У нас есть творческая студия, где существуют порядка 10-ти таких инструментов, для того, чтобы любой человек мог прийти и познакомиться с их устройством, с их разновидностями. Их достаточно много, много разных типов, у каждого есть свой звук, некоторые звучат более «возвышенно», некоторые более «приземленно». Некоторые звучат ближе к инструменту, который называется стилпэн, это карибский инструмент, который существовал еще в 20-м веке. Другой инструмент – это, собственно, ханг, более «космический» по звуку. Наша задача - познакомить приходящих людей с общим массивом этих инструментов, дабы люди имели представление о нем вне легенд и интернета, а на практике, в непосредственной близости. И потом, конечно, один раз поиграть самому гораздо ценнее, чем изучить все ролики на Youtube.

А.Р.: А как происходит обучение? Это коллективные занятия или индивидуальные?


Ю.Р.: У нас существует практика коллективной игры на инструменте, т.е. как некой совместной медитации. Люди приходят, буквально садятся в кружок и играют вместе, т.е. происходит некое музыкальное общение, разговор через совместное исполнение рисунков, коротких мелодий, ритмов на этих инструментах. Также, конечно, можно заниматься индивидуально, можно и нужно играть самому, это тоже очень важная часть работы. Это наша внутренняя духовная работа, которая помогает нам найти общий язык не только с инструментом, но и с самим собой, раскрыть себя через инструмент и в конечном итоге, я считаю, это цель любого музыкального инструмента. К сожалению, люди зачастую в последнее время покупают, наконец, свой вожделенный ханг и потом не знают, что с ним делать. Выходит, что это просто фетиш, а играть на нем уже необязательно. Мы стараемся показать, что ханг можно использовать на благо себе и окружающим.

А.Р.:Сейчас набирают популярность различные виды музыкальных терапий. Что такое звуковой массаж хангом? Как он воздействует на человека?


Ю.Р.: Ханг в этой связи рассматривается, как один из инструментов. Дело в том, что существует очень древняя старинная практика традиционного исцеления звуком, звукотерапия. Для этого используются всевозможные инструменты и в Китае, и на Тибете. Такие инструменты, как гонги, поющие чаши, которые изготавливают из сплавов множества металлов по сложным технологиям. Используются благородные металлы, в том числе серебро. По сей день существуют методы воздействия на энергетические центры человека с помощью музыки, с помощью звука. Дело в том, что все мы звучим на определенных частотах, и даже наши внутренние органы настроены каждый на свою собственную частоту. И мы можем с помощью звука и музыки таких обертоновых инструментов воздействовать на энергию, на физиологические аспекты, на разных уровнях воздействовать на тело человека и на процессы, причем на самые разные, начиная от просто расслабления и заканчивая терапевтическим эффектом, т.е. излечивать болезни. В Китае даже рак лечат с помощью звуков больших гонгов. Ханг, в общем-то, «наследник» этих инструментов, таких как гонги и поющие чаши. Инструмент, у которого есть своя вибрация, достаточно нежная, и она интересно действует на человека. Я бы сказал, что процессы, связанные со звукотерапией хангом, пока еще не до конца исследованы, но я занимаюсь исследованиями в этой области, а также в Самаре замечательный музыкант Лидия Игольникова проводит сеансы по звукотерапии хангом, работает вместе с психологами. Одним словом, эта тема еще ждет своего раскрытия.

А.Р.: Вы выглядите довольно спокойным и умиротворенным. Это воздействие регулярной игры на ханге или дело в чем-то другом? Есть у Вас некий секрет выживания в большом городе?


Ю.Р.: Наверное, да, это мой «секрет» (смеется – прим. авт.). Я думаю, мне это очень помогает и действительно дает много энергии. Нам этого часто не хватает в силу того, что живущие в мегаполисе люди всегда очень напряжены. Это заметно и по людям, которые приходят к нам в школу заниматься, и на наши сеансы и тренинги. Существует очень сильное напряжение в руках, в пальцах, напряжение везде, и через взаимодействие с такими инструментами напряжение постепенно уходит. Это можно наблюдать чуть ли не на глазах, т.е. человек приходит крайне напряженный, с плохим самочувствием, постепенно его начинает «отпускать», а через полтора часа это уже совсем другой человек с другим уровнем энергии. Он сначала расслабляется, потом чувствует эту вибрацию, и она очень мощно повышает его уровень энергии. Так что, помимо волшебного звучания, звук ханга очень хорошо способствует расслаблению и отдыху от сумасшедшего ритма современной жизни.

Беседовала Анна Ржевина


авторы
Анна РЖЕВИНА
музыкальный стиль
индийская музыка, фьюжн, этно-джаз
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с барабанщиками, перкуссионистами
Дмитрий Севастьянов - Добрые духи Дмитрия Севастьянова Яков Солодкий - Магия перкуссии (интервью, переросшее в нечто большее) – часть 2 Яков Солодкий - Магия перкуссии (интервью, переросшее в нечто большее) – часть 3 Яков Солодкий - Магия перкуссии (интервью, переросшее в нечто большее) – часть 4
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com