nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Віктар Сямашка ды Кумпанiя - Калядзея

Віктар Сямашка ды Кумпанiя - Калядзея  Предрождественский (23 декабря 2014 года) концерт минского мультиинструменталиста и композитора Виктора Семашко и Компании превратился в новый сетевой альбом под рождественским же названием «Калядзея». Компанию Виктор на этот раз собрал весьма представительную: сразу девять коллег было приглашено к участию в проекте. Очень заметное место, по сравнению с предыдущими работами Виктора, в нем было отведено и поэтическому слову. На рождественский лад настраивала и обложка альбома с работой известного чешского иллюстратора сказок Оты Янечека. Но далеко не все содержание альбома оказалось соответствующим этой праздничной атмосфере.

Правда, основное место в нем заняла очень большая (почти сорок минут звучания) коллективная импровизация всех участников концерта под титульным названием, исполненная в финале. Под традиционные народные колядные тексты Семашко и Компания предложили вниманию публики характерную для творчества Виктора встречу авангардной свободной импровизации с белорусским фольклором. Возможно, концертная форма исполнения придала структуре композиции излишнюю рыхлость, и в студийном варианте, уменьшившись в объеме, «Калядзея» выиграла бы в отточенности деталей, но стихию одного из главных народных праздников концертное исполнение только подчеркнуло. Тематически к этому «основному блюду» я бы присоединил и две стартовые композиции: меланхоличную, с выразительной перкуссией, грустным саксофоном и также народным текстом пьесу «Чужая старана» и чисто инструментальную «Готліб» (немецкое мужское имя или, в переводе, «Божья любовь», что к Рождеству имеет прямое отношение), где Виктор очень эффектно импровизировал на духовых под повторяющиеся ритмические фигуры.

Другую часть альбома (и концерта) составил блок композиций, где под музыку (а в исполнении самого Виктора – и без сопровождения) звучали стихи выдающегося белорусского поэта начала ХХ века Максима Богдановича. Возможно, таким образом Семашко и его коллеги хотели отдать дань месту проведения концерта – минскому музею Богдановича, или просто почтили память знаменитого земляка, но лично мне эта часть альбома показалась наименее убедительной. Допускаю, что тут дело в личных вкусах: мне редко кажутся удачными эксперименты по соединению авангардного джаза и поэтического слова. Правда, есть, на мой взгляд, и весомые исключения – например, работы россиян Алексея Круглова или Леонида Федорова. А еще одно исключение прозвучало здесь же, в альбоме «Калядзея», непосредственно за «богдановичским» циклом.

Три следующих номера – «Хто ты?», «У дым і шэрань» и «Як стаць філёзафам, местачкоўцам, сьвятым» - открыли для меня Виктора Семашко с неожиданной стороны. Это опять мелодекламация, но вот здесь музыка и стихи самого Виктора совпали замечательно. «Хто ты?» - это яркий фри-джаз, выразительные партии контрабаса и гитары – и ироничное изображение некоего официозного интеллектуала. Еще больше сатирических ноток в «Як стаць філёзафам, местачкоўцам, сьвятым», особенно в первой части, где Виктор, сознательно или нет, вслед за братьями Стругацкими в их блестящем и, на мой взгляд, недооцененном памфлете «Второе нашествие марсиан» одел своих героев в древнегреческие хитоны. Но если у Стругацких древнегреческими были только имена героев, то Семашко очень едко и метко превратил в знаменитых древнегреческих философов известные фигуры современной российской элиты. Какие? О, тут, как и в первом случае, автор стихов и музыки предоставляет слушателю широкое поле для догадок. И особо надо сказать о композиции «У дым і шэрань» («В дым и изморозь»), посвященной событиям на юго-востоке Украины. По музыке – тоже авангард, хороши духовые и гитара, по содержанию – мощное антивоенное, пацифистское произведение. Здесь Виктор идет вслед за Ленноном и, на мой вкус, обгоняет его. Когда-то боготворимый мной Джон был очень пылким и увлекающимся человеком, его, как мне сейчас кажется, частенько «заносило». В «У дым і шэрань» у автора очень выверенная позиция, ни словом, ни буквой он не берет ту или иную сторону в украинском конфликте. Зато он находит замечательные, очень сильные образы («… в дыме и изморози исчезают внуки Чернобыля вслед за детьми»). Увы, в дни, когда я пишу об этой вещи, в Донбассе опять льется кровь, зачастую невинная, и строки Виктора «осень войну до весны прекращает» уже не соответствуют ужасной действительности… По-моему, это пик альбома.

Вот такие разные «блоки» составили альбом «Калядзея». С одной стороны, вроде бы не очень стыкуются они друг с другом. Но это как поглядеть. Рефлексия талантливого белорусского музыканта и поэта и по поводу Коляд, и стихов Богдановича, и событий за окном – разве это не общий фундамент для альбома Виктора Семашко и его Компании?

2015 Tuzin.FM
11 tks / 79 mins
(Віктар Сямашка – voice (5, 8 – 10), wind instruments (1 – 4, 6 – 11), perc (2 – 4, 6, 7, 11), monotron (11); Васіль Панкратаў – voice (6, 7), perc (1, 10, 11), patefon (11), monotron (2, 11); Эрык Арлоў-Шымкус – b (2, 4, 6, 7, 8 – 11); Дзяніс 'Сінія Горы' – g (8 – 11), perc (11); Максім Іўкін – voice (4, 11), melodica (10, 11), perc (11); Уладзіслава Хаўратовіч – hapi dr (1, 6, 7, 11); Фрыд Самотны – sax (1, 11), perc (11); Павал Сілівончык, Ганна Сілівончык – voice (1, 11); Міхал Бараноўскі –voice (3), sound (1 – 11);)
Линк предоставил Виктор Семашко


Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Беларусь
музыкальный стиль
авангард


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 2015г.

  • стиль: джаз, джаз
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...
  • стиль: джаз, джаз
Аврора, древнеримская богиня утренней зари, не редкий гость на джазовом небосклоне. Я хорошо помню ее яркое появление под звуки электроскрипки Жан-Люка Понти в ритмах фьюжн в 1976 году. Не менее эффектно выглядела Аврора и в 2009 году, с альбомом ...
  • стиль: джаз, джаз
Совершенно необычный по своей стилистике альбом. Даже ухо, давно приученное к тому, что редкая запись отличается абсолютной чистотой стиля и почти любой альбом или даже композиция – это амальгама различных направлений, насторожится, услышав ...
  • стиль: джаз, джаз
Прекрасный концертный альбом, способный завоевать сердца самой широкой аудитории. Тому способствует самый широкий спектр причин. Прежде всего поговорим об исполнителях. Кристина Брага – одна из виднейших арфисток, широко известная далеко за ...
  • стиль: джаз, джаз
Вся жизнь Кристины Моррисон – это движение: от одной географической точки к другой, от одного вида творчества к другому. Судите сами: Кристина родилась в Майами, но ее детство прошло в постоянных перемещениях между США и Эквадором. С юных лет ...
  • стиль: джаз, джаз
Дебютный EP молодого сербского ансамбля. Ансамбль действительно молод, но участники его – люди уже достаточно опытные. В 90-х годах гитарист Оливер Арунович и ударник Небойша Неделькович играли в одном из первых сербских прог-роковых бэндов ...
  • стиль: джаз, джаз
Фотографий этого симпатичного молодого человека, запечатленного на обложке альбома, мне раньше видеть не доводилось, а вот слушать уже имел удовольствие: альт-саксофонист Дэниэл Дикинсон участвовал в записи альбома своего земляка (он тоже живет в ...
  • стиль: джаз, джаз
Тенор-саксофонист из Милана Даниэле Кавалланти знаком нашим читателям по нескольким альбомам Italian Instabile Orchestra, в том числе по диску The Owner Of The River Bank (2003) с Сесилом Тейлором. За свою почти сорокапятилетнюю карьеру в джазе ...
  • стиль: джаз, джаз
Жизнь Дэйва Басса – прекрасный пример того, что талант в союзе с трудолюбием и целеустремленностью могут добиться всего, невзирая на превратности судьбы. Уроженец Цинцинатти, он начал играть на фортепьяно с семи лет и уже в детстве знал, что ...
  • стиль: блюз, блюз
Так уж получилось, что если в истории джаза итальянцы (точнее, американцы итальянского происхождения) чуть ли не с самого начала стояли рядом с афроамериканцами (достаточно вспомнить такие имена, как Ник Ла Рокка, Джо Венути или Луис Прима), то блюз ...
  • стиль: джаз, джаз
Разумеется, я могу судить о творчестве и развитии группы Dead Frank только по тем релизам, которые поступают на сайт, но по ним выходит, что 2015-й год был для этого базирующегося в Санкт-Петербурге, но белорусско-российского по составу коллектива, ...
  • стиль: джаз, джаз
Штаб-квартира группы Dead Frank располагается в Петербурге. Там этот коллектив возник в 2012 году из участников разных экспериментально-авангардных команд, там он дает большинство своих концертов, но состав его российско-белорусский, потому что ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com