nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Phineas Newborn Jr - Harlem Blues

стиль:

Phineas Newborn Jr - Harlem Blues
(Имя Phineas может произноситься Файнас, равно как и бо­лее привычное для русского язы­ка Финеас.)

Небольшая биографическая справка.

Phineas Newborn, Jr. родился не­далеко от Мемфиса, штат Тен­несси, в 1931 г. Его отец был до­вольно известным на Юге бара­банщиком и лидером оркестра. Финеас начал учиться играть на пианино после того, как его младший брат Кальвин "прова­лил" этот инструмент и взялся за гитару. После частных уроков он поступил в университет, где про­должал занятия по курсу форте­пиано около трех лет. Кроме то­го он учился играть на саксофо­не, флейте и ударных; причем всеми этими инструментами, по свидетельствам очевидцев, он владел с такой же виртуознос­тью, как и своим любимым фортепиано. После службы в ар­мии Ныоборн вернулся в Мем­фис, где однажды его услышал Каунт Бэйси и, ошарашенный феноменальной техникой, при­гласил в Нью-Йорк. После пере­езда в 1956 году, Финеаса сразу же приглашают играть со знаме­нитостями (Мингус; Рой Хайнс, Эллингтон), а журналисты называют его новым Артом Тэйту­мом. С того же 1956 года Ньюборн начал записываться — "Атлантик", "Контемпорари", RCA, Рулетт". После того, как улегся первоначальный ажиотаж, и к тому же умер Тэйтум, Ныоборн, удививший ранее стольких своей техникой и скоростью игры, стал одним из "мальчиков для битья" в кругах джазовых критиков; они стали писать» что внутри его вир­туозности нет собственного "Я", чувств, что после прослушивания его музыки не остается ощуще­ния удовлетворенности, и что он скорее вундеркинд чем человек, который оставит след в искусст­ве. В то время пианисту-провинциалу было всего лишь 24 года и он уже записал свой легендар­ный альбом "Here is Phineas — The Piano Artistry of Phineas Newborn, Jr."

Все это отражалось на чувствительном и ранимом Ньюборне, и последствием критики, а также личных проблем стали его частые госпитализации в психиатрических лечебницах, ко­торые продолжались с переры­вами до конца его дней. Душев­ное нездоровье явилось причи­ной редкости его последующих нерегулярных выступлений и за­писей (мне известны два диска в 1961, один в 1964, два в 1969, один в 1974, один в 1976, по­следний в 1979, за целых десять лет до смерти пианиста).

Теперь о музыке.

1. "Harlem Blues" — тема гос­пела, аранжированная Ньюборном, пронизанная тем заря­дом, который называется "groove". Уже со второй мину­ты складывается впечатление того, что играет не один, а два или даже три пианиста. По сло­вам современников, Ньюборн из всех джазовых пианистов об­ладал самой лучшей левой ру­кой. Левая у других часто оста­ется "за спиной", в то время как он владел ею с той же лег­костью, что и правой, и это придавало удивительную полифоничностъ его исполнению. Гарлем Блюз звучит настолько заводно и виртуозно, что хочет­ся хлопать в ладоши.

2. "Sweet and Lovely" — блюз. Элвин прекрасно акком­панирует, Браун надежен как всегда (кстати, знаменитый ба­рабанщик Колтрейна, Ньюборн и Рэй Браун никогда не записы­вались и не играли вместе до этой встречи в Беркли).

3. "little Girl Blue" — то что Майлс Дэвис вполне мог сыг­рать на своих знаменитых запи­сях для Престижа в пятидеся­тые годы. Эта композиция по­казывает Ньборна-поэта, Ньюборна-романтика, который мо­жет сыграть все. Браун сияет на этой композиции, давая при­вкус того что он сыграет на "Ray's Idea".

4. "Ray's Idea" — в первой части композиции Браун нахо­дится в тени, давая возмож­ность Ньюборну растянуться на несколько минут соло, Джонс напоминает свои первые запи­си для "Атлантик", которые он делал с Колтрейном. Второй половиной композиции владеет ее автор, и как!

5. "Stella by Starlight" — на­чинается как фортепианный этюд плавно переходя в блюзо­вую форму и в конце возвра­щаясь в почти что классический формат.

6. "Tenderly" ну вот мы и приехали, Рай Браун! Структура этой композиции необычна тем, что она начинается с соло Брауна, затем следует непро­должительная тема, которую трио играет вместе, потом сле­дует уже соло Ныоборна и ко­да. Кениг пишет во вкладыше, что Браун выучил эту компози­цию играя в трио Оскара Пи­терсона. Кстати, сам Питерсон считал что Ньюборн был луч­шим пианистом в мире из тех что начинал играть после него самого). Я где-то читал, что Оскар менял свой стиль, добав­лял к нему, терял старое и под­бирал новые композиции, по­сле того, как слушал Ньюборна. Правда это или нет, "Tenderly" звучит как абсолютно совер­шенное джазовое трио.

7. "Cookin' at the Continental" — мелодия Хораса Силвера, которая вовсе не зву­чит как Хорас Силвер, один из самых легко-распознаваемых на слух композиторов соул-джаза. Ньюборн смешивает страйд, рэг, госпел и южный блюз в этом tour-de-force. Возможно что Силвер и Ньюборн были дружны, потому что на своем альбоме 1974 года "Solo Piano" Ньюборн играет собственную композицию "One for Horace". На диске нет тех сверхбыстрых композиций конца пятидесятых годов, которыми Ньюборн дал знать о своем существовании, зато слышна любовь к каждой клавише, и виртуозное умение создавать звуки, которые вмес­те становятся красивой и запо­минающейся музыкой.

Тем, кто хочет знать поболь­ше о жизни Ныоборна, остается выуживать заметки о нем из биографий других музыкантов. Самое большее, что было о нем написано, это нежная, вы­зывающая слезы на глазах гла­ва в книге Филипа Буса "Rythm Oil" и несколько коротких абза­цев в энциклопедиях. Он умер в 1989 году в Мемфисе, посе­щаемый собственными демона­ми и забытый публикой.

Многие музыканты же, осо­бенно пианисты, считали и счи­тают Ныоборна одной из вер­шин джазового фортепиано. Он почти не играл в семидесятые годы, изредка выступая в США и за границей. Одним из по­следних ярких моментов его музыкальной жизни была битва пианистов на фестивале в Монтре, когда Хэнкок и Кориа капи­тулировали уже через несколько минут и остаток времени лишь постукивали на сцене по крыш­кам своих роялей. Запись этого концерта существует, но не вы­пущена, и вряд ли когда-либо появится на полках. Последняя известная запись Ныоборна — "Tivoli Encounter’, была сделана в 1979 году с концерта в Дании,
с ритм-секцией, явно уступаю­щей тем музыкантам, с которы­ми он играл в пятидесятые-шес­тидесятые годы. Но запись все равно интересна, потому что больше пластинок Ньюборн не записывал (хотя, возможно, в архивах, как это уже часто слу­чалось, лежат катушки, которых мы еще не слышали).

Около десяти лет назад был выпущен диск "Four Pianos for Phineas" (Малгрю Миллер, Джеймс Вильямс, Джефф Кизер, Харольд Мэйберн). В про­шлом году после концерта Боб­би Хатчерсона, в котором уча­ствовал Миллер, я спросил его о Ньюборне, и он сказал что Калвин Ньюборн, брат Финеаса, написал мемуары о себе и о брате, и что Миллер читал этот манускрипт. Хочется наде­яться, что он будет напечатан.

Если вас заинтересовала лич­ность Ныоборна и хочется услы­шать эту и другие его записи, то многие его пластинки переве­дены в цифровой формат и находятся в продаже.

(с) 1969
(р) 1991 Fantasy / Original Jazz Classics

7tks
Запись в Кокшмпорари Студио, 12 и 13 февраля 1969 г. Продюсер — Лестер Кэниг

{Phineas Newborn, Jr — р; Ray Brown — b; EMn Jones — dr)

(с) 2001 Дмитрий ЖУКОВ.
Нью-Йорк


музыкальный стиль
хард-боп
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела издано до 1995 г.
James Cotton - High Compression Marc Jordan - Reckless Valentine Alphonse Mouson - The Best of Alphonse Mouson Hound Dog Taylor and the HouseRockers - Hound Dog Taylor and the HouseRockers
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com