Великолепный альбом, который вполне может претендовать на титул «диск года». Формально он относится к разряду альбомов-трибьютов, но уж больно отличается от обычных работ подобного рода. Тем более, трибьют здесь двойной. Один персонаж этого трибьюта вполне очевиден: его имя стоит на обложке. Интерес к творчеству Телониуса Монка и его идеям с годами, как благородное вино, только набирает силу. Я никогда ранее не указывал в обзорах перечень композиций альбома, но в данном случае мне хочется привести его полностью. Итак, программу альбома составили следующие пьесы знаменитого пианиста и композитора: Epistrophy; Pannonica; Green Chimneys; ’Round Midnight; Crepuscule with Nellie; Nutty; Ruby, My Dear; Let’s Cool One; Blue Monk; Monk’s Mood, In Walked Bud – чуть ли не все самые известные и часто исполняемые его вещи. А теперь о втором герое трибьюта, имя которого сразу определит уже не рядовой, а в определенной степени продвинутый любитель джаза. Он, конечно же, свяжет определение «гармолодический» с музыкально-философской концепцией музыки, выдвинутой в свое время Орнеттом Коулмэном. Человек, которого многие считают отцом фри-джаза (а уж термин этот в любом случае возник в названии именно его альбома), создал свою, прямо скажем, несколько путаную и невнятную теорию гармолодии (в этом слове он объединил понятия «гармония», «движение» и «мелодия», естественно, в их английском звучании). Если в двух словах, в ее основе лежат те же принципы, что и во фри-джазе – атональность, полимодальность, ритмическая свобода и т.д., но еще и решающая роль личности музыканта на создаваемую им музыку. Так что, коллекция великих пьес Монка исполнена в этом проекте с позиций гармолодической теории Коулмэна.
Ну, а теперь пора переходить к создателям проекта. Их двое, так что мы имеем дело с непростым для исполнения и не всегда легким для восприятия форматом дуэта. Кстати, Монк – пианист, Коулмэн – саксофонист, но эти инструменты в альбоме Harmolodic Monk вы не услышите. По инструментарию дуэт весьма не тривиален. Мэтт Лавель играет на корнете, флюгельгорне и альт-кларнете, а его коллега Джон Пьетаро – на вибрафоне, конгас и другой перкуссии, включая ирландский барабанчик боуран (по мнению знатоков гэльского языка транскрибировать это слово правильнее именно так). Трубач Мэтт Лавель (р.1970) прошел в своем творчестве через ряд метаморфоз: начинал он со стиля свинг, потом играл мэйнстрим, а с конца прошлого века сблизился с представителями даунтаун-мьюзик в Нью-Йорке, стал завзятым авангардистом. В 2005 году Мэтт продолжительное время брал уроки у Орнетта Коулмэна. Видимо, именно тогда он проникся гармолодическими идеями, и уж точно с тех пор ввел в арсенал своих инструментов альтовый кларнет, оценить звучание которого в его исполнении вы сможете в первой же пьесе альбома Epistrophy. Джон Пьетаро не только музыкант, но и публицист. В обеих ипостасях уроженец Бруклина исповедует самые радикальные взгляды на искусство и также принадлежит к кругу ярких мастеров авангардного джаза.
Я не стану вдаваться в тонкости изложения дуэтом музыки Монка с точки зрения теорий Коулмэна, да и вам не советую на этом зацикливаться. Лучше просто слушать изысканную по звучанию (духовые + вибрафон + перкуссия), оригинальную по творческой интерпретации и просто необычайно интересную музыку. Скажу только, что версия ’Round Midnight в исполнении дуэта Лавель- Пьетаро показалась мне одной из лучших из когда-либо слышанных ранее. Очень советую не пропустить этот альбом!
Любой проект с участием Билла Ласуэлла и с логотипом M.O.D. Technologies означает необычную смесь музыкальных стилей и море драйва. Что делать, этот знаменитый басист и продюсер любит диковинные коктейли и умеет приготовлять их очень вкусно. Не стал ...
Mancusa – идеальное название для дуэта, образованного итальянскими музыкантами со столь схожими по звучанию и написанию фамилиями, как Джованни Манкузо и Франческо Куза. Второе имя уже должно быть неплохо знакомо нашим читателям, так как ...
Не самую веселую картинку выбрала группа Marbin для четвертого в своей дискографии и третьего с логотипом Moonjune Records альбома, но смею заверить читающих эти строки: содержимое этого альбома таит значительно больше положительных эмоций, чем его ...
Для индонезийского гитариста Тохпати Tribal Dance стал уже третьим авторским альбомом, выпущенным в США под логотипом MoonJune Records (кроме того, в составе группы simakDialog он также участвовал в ряде записей для того же лейбла). Если первый его ...
C коллективом Jazzwerkstatt Wien New Ensemble, как и с деятельностью и разнообразными проектами участников объединения исполнителей современной авангардной музыки из Вены Jazzwerkstatt в целом, постоянные посетители нашего сайта уже знакомы. В ...
Race Of Dreamers – «экспортный» вариант названия молодого и креативного коллектива с минскими корнями и гродненской пропиской, который в оригинале называется "Раса Мечтателей". Английское название в заголовке обзора объясняется ...
Переживший свой расцвет в 70-х годах прошлого века, джаз-рок (или музыка фьюжн) до сих пор очень популярен. Эту музыку играют тысячи групп во всем мире. Но, увы, слишком часто их работы оказываются эпигонским подражанием тем творческим прорывам, ...
Scream! - четвертый по счету альбом итальянского басиста Массимилиано Рольфа в качестве лидера, а кроме того он участвовал в двух десятках записей как сайдмен и может похвастаться множеством концертных туров в Европе и Америке и совместными ...
2 октября 2014 года на минский сетевом лейбле HAZE появился очередной альбом группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» под названием «Корягин». Уверен, что он будет иметь особое значение для поклонников творчества ...
Когда в 2013 году барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик») удалось собрать трио со своими кумирами детских лет – легендарными джазовыми музыкантами, басистом Роном Картером и пианистом Кенни Бэроном ...
Басист из Нью-Йорка Тим Фергюссон – опытный музыкант, неоднократно выступавший и гастролировавший с Доном Фридманом, Валерием Пономаревым, The Vanguard Jazz Orchestra и другими известными музыкантами и коллективами. Многогранна его творческая ...
Неоднократно доводилось читать и слышать о том, что мэйнстрим, дескать, исчерпал себя – повторение схем и приемов, изобретенных гигантами прошлых лет, отсутствие свежих идей и так далее. Что ж, порой слушаешь диски, которые наводят на мысль, ...