Джон Зорн создал свой новоджазовый квартет "Масада" в начале 90-х, когда еще существовали другие его нашумевшие хардкор-джазовые проекты "Naked City" и "Painkiller". В отличие от них, "Масада" сразу же принялась "разрабатывать" тематику еврейской музыки. Даже в оформлении всех альбомов квартета используется исключительно древнееврейская символика, а названия альбомов соответствуют буквам иврита. (Название этого диска звучит на древнееврейском как "Вав".) Даже возникли слухи, что Зорн собирается сделать с "Масадой" 26 альбомов — по числу букв в алфавите.
Но это вряд ли — во всяком случае, на сегодняшний день он еще и до пятнадцати не добрался, а квартер скорее всего, в ближайшее время будет распущен.
Масада — самый джазовый из всех проёктов Джона Зорна.И хотя он все же основан на еврейской музыкальной традиции,это ощущается лишь в тематике мелодий, причем далеко не всегда. В основном это современный фри-джаз с достаточно экстремальным саундом, главным образом за счет самого Зорна, который является большим специалистом по выдуванию из альт-саксофона всяких необычных звучаний — свистов, вскриков, скрежетов. Он любит играть в очень высоком регистре, так, что слушатель не очень знающий может запросто на слух перепутать его инструмент с сопрано.
Но это все было вступление, которое, похоже, затянулось. Приступим к самому альбому. Во-первых, это новое московское переиздание релиза 1995 года. Во-вторых, 6-я "Масада", пожалуй, одна из самых мягких и "благозвучных" в этой серии. Сам Зорн почти все время играет нормальным звуком, импровизации очень мелодичны и вовсе не экстремальны, чуть ли не треть вещей вообще медленные и лирические, почти жалобные. Вообще голых эмоций, так характерных для музыки Зорна, в этом альбоме не очень много — он оставляет впечатление более рассудочного, спокойного и продуманного. Хорошо ли это? Уж как для кого. Кому больше нравится именно неистовость и непредсказуемость саксофониста, тому этот проект может показаться пресноватым, но если вам по душе изысканные хитросплетенные тонкие импровизации на красивые темы — то это для вас.
На мой взгляд, "Masada б" — все же несомненная удача Зорна — он дает возможность получить удовольствие от чистого музыкального процесса. А если потом захочется немного ударить по нервам — поищите другие его альбомы и найдете нужные эмоции в изобилии.
(с) (р) 1995 DIW
(р) 2001 Stress Rec
9 tks / 61 mins
(John Zorn — as; Dave Douglas — tp; Greg Cohen — b; Joey Baron — dr)
Слово "Калапаруша" обозначает музыканта, играющегомузыку такую же странную, как и выбранный им псевдоним. Силы и чувства,Янь и Инь, небо и земля, рай и ад, быть или не быть — проблемы примернотакого масштаба его волнуют в первую очередь. Не ...
Джаз — музыка интернациональная, хотя нередко в основетех или иных произведений лежат оригинальные музыкальные обороты (идиомы),характерные для того или иного народа. Еврейская музыка (как фольклор, так и сочиненная; какбытовая, так и обрядовая; как ...
Невзрачная черно-серая обложка, среднестатистическая для Штатов, где Джеймсов хоть пруд пруди, фамилия – словом, все предпосылки для того, чтобы покупатель, обозревая полки с дисками, прошел мимо этого альбома. Жаль, если это так и произойдет. ...
Музыкальный материал, попавший на кассету, которую Анатолий Вапиров посвятил памяти Сергея Курехина, был записан при разных обстоятельствах и в разное время. Всего же здесь собраны записи с 1978 по 1980 годы. Как и следовало ожидать, пьесы ...
Любопытная работа итальянского коллектива, работающего в стиле house-jazz. Большинство композиций выполнено в танцевальной форме. Легкая игривая музыка, основанная на джазовой гармонии и типичном хауз-ритмене оставит равнодушными посетителей ночных ...
Джон Зорн, одна из звезд лэйбла "Tzadik", оченьактивно работает для кино. За прошедшие десять лет он написал музыку кфильмам очень многих режиссеров, среди которых и такие знаменитости, какГодар или Кроненберг. Первый CD с его музыкой для кино ...
Если в начале 90-х годов Александр Ростоцкий считался джазовыми критикам илучшим бас-гитаристом России, то на сегодняшний день его, вероятно, можно отнести к самым умным российским джазовым музыкантам. Не "заумным",а глубокомыслящим. Его музыка - ...
Современный джаз — и не только России. Особенность этого эпизодического трио состоит как раз в том, что в нем участвуют представители российского джаза (и не просто российского, а Даниил Крамер — со всеми вытекающими отсюда художественными и ...
Лэйбл "Tzadik", издавший этот альбом, тесно связан с нью-йоркской фирмой "Knitting Factory". Цадик — это праведник, руководитель общины у хасидов, и название достаточно близко соответствует кругу музыкантов, в основном еврейского ...
Этот альбом арабского композитора и исполнителя Раби Абу-Халила можно назвать прекрасным экземпляром world music. Но важно сказать, чтоэто не просто некая этническая (в данном случае ближневосточная) музыка.В "Arabian Waltz" есть своя "изюминка" ...
Очень неплохой соул, немного джаз-роковый в отдельных местах, который может быть вполне пригоден в качестве фоновой музыки. Имена музыкантов, принявших участие в записи этого альбома, вряд ли знакомы большинствуотечественных слушателей (исключая, ...
Ощущения от прослушивания альбома Тедди Моргана чем-то напоминали процесс вхождения в воду на морских купаниях: поначалу все выглядело как-то холодно и не слишком привлекательно – стартовая композиция Take This Hurt Off Me не впечатлила. Но ...