nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Фантастычныя плыўцы - Шпагат

стиль:

Фантастычныя плыўцы - Шпагат
Если вы захотите найти этот альбом там, где он выложен, на сайте минского сетевого лейбла HAZE, то записавший его коллектив и сам альбом там указаны по-английски: Fantastic Swimmers и Oversplit соответственно. На jazzquad.ru названия даны так, как это указано на обложке, то есть по-белорусски. «Фантастычныя плыўцы» - это один из проектов известного белорусского музыканта-импровизатора Виктора Семашко. Проект не новый, как указано в пресс-релизе, существующий уже около десяти лет, но «всплывающий» на поверхность музыкально-информационного моря не часто. Прошли через него разные музыканты, а в данном варианте за команду «Фантастических пловцов» выступили брат Виктора Алесь за ударными, белорусско-петербургский саксофонист Фрид Самотны (для тех, кто знает только русский: ник «говорящий» - самотны = одинокий) и басист Эрик Орлов-Шимкус, не раз работавший с Виктором Семашко в разных составах. Сам лидер в данной сессии обошелся без духовых и играл только на клавишах. Со своими «коронными» инструментами Виктор, как мне кажется, расстается не часто, так что «Шпагат» интересен уже самим этим фактом.

Но, разумеется, не только этим. Запись альбома была сделана в Минске в этом году. Как сказано в пресс-релизе «Композиции создавались спонтанно и коллективно, почти без предварительных обсуждений», что, в общем, характерно для свободной импровизации. Любопытным показалось упоминание в пресс-релизе фри-джаза 50-х – 60-х годов, как источника вдохновения музыкантов в этом проекте, так что, к прослушиванию я приступал, вызвав в памяти тени Коулмэна со товарищи. Дефиниции, конечно, штука весьма размытая, но, в моем понимании, более фри-джазовой, и структурно, и интонационно, выглядела вторая часть альбома: треки с четвертого по шестой, первые же три пьесы с весьма ощутимой связью тем и ритмики в единое целое, логичным взаимодействием исполнителей, подчиненным общей задаче, показались более традиционными по структуре. Слово «традиция» мне отнюдь не кажется кощунственным применительно к свободной импровизации: на то она и свободная, чтобы музыка спонтанно выбирала свой путь. Во всяком случае, на содержательности музыки от начала и до конца это не сказалось.

В названиях своих пьес, по крайней мере, первой и последней, музыканты откликнулись на злобу дня, на события последнего времени. Открыла альбом большая композиция «Майдан», посвященная киевским событиям (альбом я слушал как раз в годовщину начала второго майдана), а завершала "Шайбу!", в английском варианте на HAZE названная Rah-rah! – это, как вы догадались, отклик на чемпионат мира по хоккею, прошедший в 2014-м в Минске. Восемнадцатиминутный многочастный «Майдан» произвел сильное впечатление. Несколько неожиданно для меня в первых частях именно фортепьяно взяло на себя главную формообразующую роль, причем порой остинатное звучание простенькой темы мне казалось сознательно шаржированным. А вот в финале фортепьяно и контрабас создали грустный бэкграунд для элегичного звучания тенор-саксофона, словно скорбящего по людям, отдавшим жизнь в тех событиях, что оказалось только прологом к еще большей крови…

"Элеанора" запомнилась не только четким ритмическим узором фортепьяно и ударных на фоне которого саксофон Фрида из среднего регистра не раз забирался в верха, но и просто познавательным эффектом. Пришлось изрядно попутешествовать в Сети, чтобы обнаружить дружеские связи будущего убийцы Кеннеди Ли Харви Освальда в его минский период с семейством Зигеров, репатриантов из Аргентины, позже вернувшихся в Южную Америку. Их младшая дочь Элеонора, как оказалось, не только пела с оркестром Райского, но и чуть ли не познакомила Освальда с его будущей женой, минчанкой Мариной Прусаковой. Тесен мир, тесен, и несколько таинственно-эзотерическая атмосфера этой пьесы как нельзя лучше подошла для этой старой полузабытой истории.

Понравился и «Цугцванг» , также весьма объемный, где стартовые густые линии контрабаса послужили толчком для последующих импровизаций фортепьяно и саксофона, когда тема, казалось, вот-вот кристаллизуется, но «раствор» в котором она была спрятана, так и не достигал необходимой концентрации. Вот здесь термин «фри-джаз» мне показался особенно уместным. Впрочем, это я уже повторяюсь. Потенциальным слушателям советую не заморачиваться на терминологии, а просто погрузиться в очень нескучную музыку: по аналогии с Another Side Of Bob Dylan, «Фантастычныя плыўцы» и Another Side Of VIktar Siamashka того стоят.


2014 HAZE308
6 tks / 61 mins
(Fryd Samotny – ts; Eryk Arlou-Symkus – double b; Ales Siamashka – dr; VIktar Siamashka – keyb;)
Линк предоставил Виктор Семашко

Леонид Аускерн


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
авангард
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела издано в 2014г.
Race Of Dreamers - Прыгоды ў лялечным доміку Moraine - Groundswell Massimiliano Rolff - Scream! Knyaz Mishkin - Koryagin
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com